Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 02:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение взаимоотношений предприятий с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние предприятия на примере ПК «Монолиттранс» и разработка предложений по совершенствованию налогообложения.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и классификацию налогов, уплачиваемых юридическими лицами;
2. провести анализ налоговых платежей;
3. разработать направления совершенствования налоговой системы.
Введение……………………………………………………………………….…...3
1 . Сущность и функции налогов и их роль в формировании доходов бюджета.5
1.1.Понятие и сущность налогов, их функции…………………………………...5
1.2. Классификация налогов, их виды и распределение…………….……….....9
2. Состав, структура и динамика налоговых доходов Республики Беларусь…12
3. Современные бюджетно-налоговые отношения на современном этапе……27
Заключение…………………………………………………………….………….35
Список использованных источников…………………………….….…………..37
Проследим динамику налоговых доходов начиная с 2001 по 2006 год включительно, Так, в январе-декабре 2001 года в бюджет поступило 5 731,9 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 56,1%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 25,3%. Расходы бюджета составили 5 953,4 млрд. рублей, дефицит – 221,5 млрд. рублей (1,3 % к ВВП). Если рассматривать динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов бюджета за период 2000 –2001 гг., видно, что темпы роста номинальных доходов и расходов в декабре 2001 года гораздо ниже, чем в декабре 2000 года, - на 129,6 и 161,0 процентных пункта соответственно. При этом лезвия бюджетных “ножниц” к концу 2001 года разомкнулись шире на 23,7 п.п., чем в ноябре 2001 года. В целом темпы роста ежемесячных номинальных доходов и расходов в 2001 г. значительно ниже, чем в 2000 г., что объясняется как более низкой инфляцией, так и более жесткой бюджетной политикой[46].
Следует отметить, что
напряженное исполнение бюджета
в 2001 году в определенной степени
связано с инфляционными
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, на основе которого разрабатывался республиканский бюджет на 2001 год, индекс роста потребительских цен (инфляция) должен был составить 2,5-3,5 процента в среднем за месяц. Фактическое значение ИПЦ в среднем за месяц за 2001 год сложилось в размере 3,2 процента. Таким образом, фактический индекс потребительский цен оказался на уровне прогнозного значения, и сверхплановых инфляционных доходов бюджет не получил.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) за 2001 год по сравнению с 2000 годом почти не изменилась: 35,3 и 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП снизился с 34,8 до 33,9% при увеличении удельного веса недоимки с 0,5 до 0,8%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) вырос с 1,3% на 1.01.2001 г. до 2,3% на 1.01.2002 г., табл. 2.1. [46]
Таблица 2.1. Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве
Показатели |
Ед. изм. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
1. Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
3026,1 |
9133,8 |
16912,6 |
2. Доходы республиканского бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными целевыми фондами) |
млрд. руб. |
1054,9 |
3181,0 |
5731,9 |
3. Недоимка по доходам и |
млрд. руб. |
9,2 |
42,3 |
134,2 |
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам конс. бюджета (с гос. целевыми фондами) |
% |
0,9 |
1,3 |
2,3 |
5. Общая совокупная налоговая нагрузка |
% |
35,2 |
35,3 |
34,7 |
в том числе: |
||||
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП |
% |
34,9 |
34,8 |
33,9 |
уд. вес недоимки в ВВП |
% |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
В январе-декабре 2002 года в республиканский бюджет поступило 8 659 млрд. рублей доходов (до заключительных оборотов), или 106,2% к годовому плану (в 2001 г. - 94,5%). Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 51,5%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы республиканского бюджета составили 8 758 млрд. рублей. Если сравнить общую совокупную налоговую нагрузку прошлых лет с 2002 годом без учета недоимки, то видно, что удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП по прогнозу в 2002 году сохраняется на уровне 2001 года, но учитывая переходящий остаток по недоимке, общая совокупная налоговая нагрузка в 2002 году может возрасти.
За январь-декабрь 2003 года в республиканский бюджет поступило 12 199,4 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 50%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 23,7%.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП* (с учетом недоимки) за 2003 год по сравнению с 2002 годом увеличилась с 33,9 до 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП увеличился с 33 до 34% при сокращении удельного веса недоимки с 0,9 до 0,7%. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) снизился с 2,5% на 1.01.2003 г. до 2% на 1.01.2004 г.,
За январь-декабрь 2004 года в республиканский бюджет поступило 22,1 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в сумме 16,7 трлн. рублей. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 51%. При этом около четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 22,9%[46].
Данные анализа налоговых
поступлений свидетельствуют о
том, что централизация доходов бюдж
В январе-декабре 2005 года в республиканский бюджет поступило 30 800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в сумме 23 413,6 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы республиканского бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит республиканского бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит республиканского бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит - 0,9% к ВВП) [46].
Динамика доходов и расходов республиканского бюджета представлена на рис. 2.1. Суть данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года «раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года - если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей составлял 69,4 процентного пункта, то в декабре – уже 267,4 п.п. На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация, когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с мая-июня 2005 года.
|
Рис. 2.1. Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов республиканского бюджета в 2004 - 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг. = 100%)
Анализ выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле с Россией.
Результаты экономико-
Таблица 2.2. Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь 2001-2005 гг., %
Коэффициент эластичности |
2001 январь-декабрь |
2002 январь-декабрь |
2003 январь-декабрь |
2004 январь-декабрь |
2005 январь-декабрь |
- доходов |
1,15 |
1,63 |
1,38 |
1,35 |
1,92 |
- расходов |
1,40 |
1,75 |
1,98 |
2,18 |
3,70 |
- разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов |
+0,25 |
+0,12 |
+0,60 |
+0,83 |
+1,78 |
Если до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов республиканского бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, табл. 2.3.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла с 33,8 до 37,2%, или на 3,4 п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет инновационных фондов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,8% в сравниваемых периодах (рост на 3,5 п.п.), а недоимка снизилась с 0,5 до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 2.3. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН) сократился с 1,4% на 1.01.2005 до 1,2% на 1.01.2006 г. По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей и по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента[46].
Таблица 2.3. Динамика централизации доходов республиканского бюджета
Показатели |
Ед. изм. |
2001 г. |
2002 г.
|
2003 г. |
2004 г.*
|
2005 г.* |
1. Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
17173,2 |
26138,3 |
36564,8 |
49991,8 |
63678,9 |
2. Доходы республиканского |
млрд. руб. |
5747,1 |
8636,1 |
12210,6 |
16669,1 |
23413,6 |
3. Недоимка по доходам и |
млрд. руб. |
134,2 |
218,6 |
250,0 |
235,2 |
281,7 |
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами) |
% |
2,3 |
2,5 |
2,1 |
1,4 |
1,2 |
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация) |
% |
34,3 |
33,9 |
34,1 |
33,8 |
37,2 |
в том числе: |
||||||
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП |
% |
33,5 |
33,0 |
33,4 |
33,3 |
36,8 |
уд. вес недоимки в ВВП |
% |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,5 |
0,4 |
Информация о работе Современные бюджетно-налоговые отношения на современном этапе