Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты, совершенствование развития системы налогообложения акцизов.
При написании данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты исчисления и уплаты акциз; порядок исчисления и уплаты акциз на нефтепродукты; изучить экономическое содержание акциз и их взимание; выявить проблемы системы развития налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗ 5
1.1 История становления налога в СССР и в современной РФ 5
1.2 Экономическое содержание акцизов и механизм взимания 13
1.3 Место акциза в налоговой системе страны ФРГ 15
2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ
2.1 Формирование налоговой базы по акцизам на нефтепродукты 18
2.2 Расчет и уплата акциза на нефтепродукты 22
2.3 Порядок заполнения декларации по акцизам на нефтепродукты в организациях с обособленными подразделениями на примере ООО Актив 34
3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗОВ………………………………………………………………………..35
3.1 Перспективы развития системы налогообложения акцизов……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».
Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.
Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:
Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
постановления Совета Министров СССР:
«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
«О
порядке создания на территории СССР
и деятельности совместных предприятий
с участием советских организаций
и фирм капиталистических и
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.
Были
внесены изменения в
В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».
В
1990 г. в составе Министерства финансов
СССР была образована Главная государственная
налоговая инспекция, которая через
год стала Государственной
Становление налоговой системы современной России. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.
Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.
Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.[4]
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В
марте 2004 г. в результате системного
изменения структуры
Российская история акцизов связана в основном с налогообложением таких товарных групп, как соль, алкогольные напитки табак, сахар, нефтепродукты. Объемы акцизных поступлений в бюджет достигали весомых размеров, особенно быстро росли они во второй половине XIX века.
Еще одной предпосылкой возникновения акцизов является потребность перераспределения высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, в том числе товаров на производство (добычу) которых государство имеет монополию. По этой причине возникли, например, акцизы на нефть и природный газ. Следовательно, кроме фискальной функции акцизы призваны осуществлять регулирование объемов реализации и потребления отдельных групп товаров.[7]
Таким
образом, акцизы являются представителями
косвенных налогов, включаются в
цену товара и перелагаются в результате
на конечного потребителя. Индивидуальные
акцизы используются в современных
налоговых системах практически
всех стран мира. Это обусловлено их высоким
фискальным эффектом и способностью регулировать
потребление отдельных товаров, перераспределять
доходы высокооплачиваемых слоев населения
и доходы от производства и реализации
определенных видов продукции (нефть,
природный газ, нефтепродукты).
1.2 Экономическое
содержание акцизов и механизм взимания
Акцизы
- относятся к косвенным и
Экономическое содержание и значение акцизов заключается в следующем. Обложение акцизами отдельных товаров оказывает значительное влияние на условия производства и потребления данных товаров.[6] В сфере потребления происходит удорожание подакцизных товаров, что заставляет потребителей сокращать свой спрос на них. Этого, кстати, и добивается государство, облагая акцизами товары повышенного спроса и регулируя тем самым спрос потребителей. В сфере производства происходят следующие процессы: так как спрос на подакцизные товары сокращается, то производители вынужденно выпускают относительно меньшее количество продукции. В результате чего часть материальных, трудовых, денежных ресурсов может перетекать из этих отраслей в другие, что создает предпосылки изменения структуры производства. В настоящее время акцизам, как составной части общей налоговой политики, уделяется большое внимание. Они используются для увеличения доходов бюджета, корректировки прогрессивного подоходного налогообложения, в целях протекционизма, а также для ограничения отрицательного влияния отдельных видов производства на природу и стимулирование спроса на отдельные товары.
Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы: субъект, объект, источник обложения, налоговую ставку, налоговую базу, налоговые льготы, налоговый период.
Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог.
Налоговая база – это стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Различают процентную ставку (адвалорная) и твердые ставки ( специфические).
Налоговые
льготы – полное или частичное
освобождение от налогов субъекта в
соответствии с действующим
Налоговый период – это календарный год или иной период времени по истечении которого рассчитывается и уплачивается налог.
Способы взимания налога. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
– кадастровый:
– изъятие налога до/после получения дохода (владельцем по декларации).
Основной причиной взимания акциза на нефтепродукты помимо решения фискальной задачи, является изъятие сверхдоходов у производителей. Кроме того, акцизы на нефтепродукты призваны выполнять экологическую функцию, стимулируя потребление более качественных его видов. В России система акцизного обложения, в частности автомобильного бензина, ориентирована на фискальный эффект. Поэтому при установлении твердых ставок на бензин, вопреки мировой практике дифференциации специфических ставок акциза в целях стимулирования производства и потребления боле качественных товаров, главой 22 НК РФ на марки бензина
с высоким
октановым числом установлена ставка
акциза в 1,37 раза выше, чем на менее качественные
его виды.
1.3
Место акциза в налоговой системе страны
ФРГ
Немецкие акцизы сходны с российскими акцизами. Например, в Германии, так же как и в России, начисляются акцизы на табак и на алкоголь. Есть и отличия: в Германии взимаются «кофейные» и «электрические» акцизы, а в России таких платежей нет.[12]
В этой стране акцизами облагаются подакцизные товары, которые находятся в обороте и потребляются на налоговой территории. Налоговая территория — это вся территория ФРГ и свободные порты. Не входят в нее территория Бюзинген и острова Хелголанд.[9]
Информация о работе Совершенствования развития системы налогообложения акцизов