Состав и структура налоговых доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
проанализировать и дать понятие и значение бюджета как финансовой основы государства, правовые основы формирования его доходов;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов;
анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки), ее влияние на структуру прогнозируемых доходов бюджетной системы;
определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..………….3
1. Налоги как основной источник доходов бюджета……………………………...........5
1.1 История возникновения налогов и их значение в доходах государства…………..5
1.2 Структура налоговых доходов государства……………………………....................8
1.3 Динамика налоговых доходов………………………………………………............12
2. Налоговая система в период мирового кризиса…...………………………………..17
2.1 Влияние финансового кризиса на налоговую политику………………..…............17
2.2.Регулирование налоговой политики в период кризиса…………….……………...20
2.3 Антикризисные меры стимулирования налоговой политики…………………….22
Заключение……………………………………………………………………….............26
Список использованной литературы…………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

Налог как основной источник доходов бюджета.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Стоит иметь в виду, что изменение  порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, которые решили воспользоваться предусмотренным настоящей статьей правом, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная величина авансового платежа отрицательна или равна нулю.

Таким образом, налогоплательщикам дана единовременная возможность «перескочить»  с одного режима на другой и уплачивать авансы по фактической прибыли. Пересмотрели депутаты с подачи премьер-министра Владимира Путина и ставку налога на прибыль. За счет уменьшения федеральной части налога с 6,5 до 2,5 процента она составит 20 процентов. Региональная составляющая осталась на прежнем уровне — 17,5 процента.

Снижение налоговой нагрузки — оптимальная основа для резкого повышения предпринимательской активности в стране. Таким образом, государство дает производителям возможность максимально эффективно использовать свои активы в условиях финансового кризиса, — подчеркнул, оценивая принятые поправки, представитель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Олег Валенчук.

Парламентарий также отметил, что  существенное значение для реального  сектора российской экономики имеет  инициатива премьер-министра, который предложил дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль на 10 процентов — до 5 процентов.

Благодаря этой мере субъекты Российской Федерации смогут поддержать малый  и средний бизнес, защитить экономически активных граждан, предоставить им дополнительные финансовые преференции. Тем самым стабилизационные шаги будут осуществляться не только на федеральном, но и на региональном уровне, что даст ощутимый интеграционный эффект, значительно повышающий результативность предпринятых мер, — заявил представитель нижней палаты федерального собрания. Он напомнил, что в истории мировой экономики кризисы традиционно играли санитарную роль, устраняя изжившие себя, косные механизмы наращивания капитала, построенные на финансовых спекуляциях. В такие периоды выигрывает тот, кто умело распоряжается своими резервными ресурсами, направляя их на удовлетворение актуальных нужд реального сектора, — резюмировал Олег Валенчук. Поправки в Налоговый кодекс, одобренные недавно депутатами Госдумы, обойдутся государственной казне в весьма внушительную сумму. Так, по словам премьер-министра Владимира Путина, снижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль на 4 процента лишит госбюджет более 400 миллиардов рублей, которые останутся работать в экономике. Что касается повышенной амортизационной премии, то на нее будет «потрачено» порядка 100-150 миллиардов рублей. Об этом сообщил министр финансов Алексей Кудрин.

Что касается регионов, которые в  результате нововведений лишатся части  финансовой поддержки, то им, по словам главы Минфина, будет оказана помощь из резервного фонда. Произошел и еще один прорыв: на год раньше, чем предполагалось (также с 1 января 2009 года) с 10 до 30 процентов увеличивается размер так называемой амортизационной премии для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет.

Такая новация предусмотрена абзацем 3 пункта 9 статьи 258 «кризисной» версии Налогового кодекса. Помимо прочего, бухгалтерам  надо иметь в виду, что сумма  налогового вычета за приобретенное или построенное жилье для граждан увеличена ровно вдвое — с одного до двух миллионов рублей. Причем данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. На принятии такой меры настоял председатель Правительства Владимир Путин, указав на ее чрезвычайную важность. Принятые поправки в Налоговый кодекс позволят реформировать НДС и упростить жизнь предпринимателям, уверен заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, координатор социально-консервативного клуба «Единой России» Игорь Игошин. Сегодня в налоговой сфере есть две огромные проблемы, — отметил он. — Первая — это качество администрирования, которое зачастую превращает налоговую систему в реальный барьер для развития бизнеса. Вторая — НДС. Именно данный налог доставляет больше всего хлопот предприятиям, является самым сложным в плане администрирования. На обработку соответствующей документации и всего, что с ней связано, идет, по оценкам экспертов, до 60 процентов совокупных усилий бухгалтерий и налоговых органов.

 

2.2 Регулирование налоговой политики в период кризиса

Экономическая политика правительства  реализуется путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов.

Государство оказывает регулирующее воздействие на экономических агентов с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок.

Налоговая политика является одной  из основных макроэкономических политик  любого государства. Обычно она исполняется правительством, но находится под контролем Парламента.

Налоговая политика способна влиять на совокупный спрос. Решение правительства  повысить процентные ставки ведет к  сокращению расходов частного сектора  на инвестиции. Падение уровня инвестиционных расходов приводит к тому, что налоговая политика может сократить норму накопления. Происходит эффект смещения, который имеет место в том случае, когда возникает бюджетный дефицит и правительство вынуждено увеличивать долги для покрытия своих расходов. Рост государственных расходов повышает совокупный спрос, приводя к тому, что производство набирает тенденцию к увеличению. Но рост производства повышает процентную ставку на рынках активов и тем самым смягчает влияние налоговой политики на производство.

Налоговая политика наиболее эффективна при стабильном обменном курсе и устойчивом движении капиталов.

Расширение налоговой политики ведет к повышению процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать  количество денег для поддержания стабильного обменного курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой политики.

При осуществлении анализа налоговой  политики государства большое внимание уделяется структуре налогообложения. В странах с низкими доходами, обычно, структура налогообложения имеет следующие черты:

а) Большую часть поступлений  составляют налоги на отечественные  товары и внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных  пошлин приходится свыше 40% .

б) Внутренние подоходные налоги не столь  значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей  степени, чем частные лица. Это  связано с удобством использования  крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а также с административными трудностями организации обложения эффективным подоходным налогом частных лиц.

В отличие от стран с низкими  доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах играют незначительную роль, а главными источниками поступлений служат налоги с частных лиц и налоги, взимаемые в соответствии с программами социального страхования.

Критерии макроэкономической эффективности  налоговой политики:

а) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.

Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает  налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений.

К автоматическим относят повышение  суммы поступлений, вызванных расширением  налоговой базы.

Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой  системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике.

Система, обеспечивающая налоговые  поступления при ограниченном числе  налогов и ставок, может значительно  снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.

б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

Широкая налоговая база дает возможность  обеспечить налоговые поступления  при относительно низких налоговых  ставках. При значительном сужении  налоговой базы необходимы гораздо  более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.

Большая часть стран-членов ОЭСР расширила  налоговую базу, хотя кое-где происходили  и обратные процессы (введение новых  вычетов и повышение необлагаемого  минимума). Расширение налоговой базы осуществляется путем включения новых форм дохода в налогооблагаемый доход (обычно, доходов по акциям и облигациям и доходов от прироста капитала). В настоящее время в большинстве стран пенсии и пособия по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом, пособия по безработице включают в облагаемый доход.

В последние годы наметилась тенденция  в ряде стран-членов ОЭСР (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия) к  выведению взносов работников на социальное страхование из налоговой базы. Это объясняется тем, что платежи по социальному страхованию приравниваются к налогу и, тем самым, проявляется стремление избежать двойного налогообложения.

Еще одним способом расширения налоговой  базы стало введение альтернативного  налога (как доли валового дохода в Канаде и США) или дополнительного налога (на валовой доход или близкую к нему величину в Дании и Норвегии). Эти налоги применяются только по отношению к наиболее высокодоходным группам населения с тем, чтобы избежать укрытия ими части доходов.

в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.

При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений может  значительно снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели места задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью налогообложения.

г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.

Налоговая система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при минимальных расходах и при  минимальных нарушениях характера  производства, а также характера получения и использования доходов. Экономическая деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной после их уплаты.

 

2.3 Антикризисные  меры стимулирования налоговой  политики

Развитие экономического кризиса  изменило повестку дня налоговой  реформы. Многие страны обсуждают или  уже применяют антикризисные  программы. Целый ряд важнейших  новаций, включая снижение ставки налога на прибыль, был оперативно принят в  конце 2008 г. и в России. Какие еще антикризисные налоговые меры можно и нужно проводить в нашей стране? Ответ на этот вопрос требует учета целого ряда особенностей влияния налоговой политики на российскую экономику.

Временные антикризисные налоговые  меры контрциклического характера (снижение налоговых ставок и предоставление различного рода льгот) часто критикуют за неизбежный временной лаг, возникающий между диагностированием проблем и введением соответствующих новаций. В результате послабления, призванные помочь экономическим агентам в период рецессии, начинают действовать позже, когда необходимость в них ослабла или исчезла. В итоге меры, задуманные как противоциклические, могут превратиться в проциклические. К тому же политические соображения могут осложнить отмену мер, изначально задумывавшихся как временные.

Важной особенностью российской налоговой  системы является свойство прогрессивности  нагрузки по мировым ценам на нефть: при высокой конъюнктуре мировых  рынков сырья эффективная ставка налоговых изъятий высокая, а  при их снижении эффективная ставка уменьшается. При этом начиная с 2000 г. достаточно последовательно реализовывалась политика снижения фискальной нагрузки на ненефтяной сектор в условиях экономического роста. Такая политика была проциклической и создала предпосылки для появления бюджетных проблем в настоящее время, когда нефтяные доходы бюджета резко сократились.

Известно, что стимулирующая налоговая  политика (снижение налоговых ставок и введение налоговых льгот) ведет  к росту совокупного спроса, увеличению предложения труда, снижению затрат предприятий на рабочую силу, увеличению инвестиционного спроса. Однако снижение налогов при неизменности расходов ведет к увеличению бюджетного дефицита, который должен быть профинансирован за счет наращивания госдолга. Это, в свою очередь, может привести к росту процентных ставок. В условиях переходной экономики и мировой финансовой нестабильности значительное наращивание госдолга представляется нереалистичным, поэтому снижение налогов может привести к необходимости финансирования дефицита бюджета за счет эмиссии ЦБ (или за счет резервного фонда, что с точки зрения денежной политики эквивалентно эмиссии). Это приведет к высокой инфляции и неопределенности динамики валютного курса — факторам, подрывающим предпосылки долгосрочного экономического роста.

Информация о работе Состав и структура налоговых доходов бюджета