Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:59, курсовая работа
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Экономическая природа и значение налогов с населения…………………5
2.Система налогов с населения……..…………………………………………15
2.1. Понятие и функции налогов и сборов…………………………………….15
2.2. Классификация налогов и сборов…………………………………………17
3.Совершенствование системы налогов………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………..............30
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
После февральской революции положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство ни при одном из своих лидеров не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Нарастали темпы инфляции.
Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил в период новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Опыт НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления, что необходимо также для нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.
Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась т налоговой системы дореволюционной России, как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.
В 1923 – 1925 гг. существовали следующие виды налогов:
1. Прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный рентный налоги, гербовый сбор и тому подобные пошлины, наследственные пошлины.
2. Косвенные налоги: акцизы и таможенные обложения[3].
Акцизы были установлены на продажу чая, соли, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов и др.
Прямые налоги являлись орудием финансовой политики – рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время они становились существенным фактором роста доходов бюджета.
В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали финансовых руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80 – 90 годов, его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.
Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг), т.к. реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Это привело, начиная с 1992 года к освобождению цен на 90% товаров и услуг, что дало сильный их скачок и увеличению налоговых поступлений в бюджет в первоначальный период[4].
Но эти первые годы рыночных преобразований в России привели к значительному спаду производства, сокращению инвестиций, разладу финансовой системы и, самое главное, снижению уровня жизни подавляющей части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а сводный индекс потребительских цен в 26 раз.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» отмечены были те резервы реформирования экономики, которые надлежало в полной мере использовать в 1994 году. В числе этих резервов были названы:
— создание системы регулирования рыночной экономики;
— демонополизация производства и формирование конкурентной среды;
— эффективное преобразование налоговой системы (имея в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).
На решение этих вопросов было потрачено и тратится в настоящее время много сил, знаний, желания сделать нашу страну цивилизованной рыночной страной с «человеческим лицом» не только высшего руководства, но и предпринимателей со всех уголков России. Ведь это наша Родина! И жить в ней не только нам, но и нашим детям и внукам.
Таким образом, можно выделить несколько этапов истории возникновения и развития налогообложения в России.
I этап (IX – XVII вв.) характеризуется введением прямого налога или дани, собираемой с населения. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.
II этап включает в себя налоговые реформы Петра I (XVIII в.). Главным изменением в системе прямых налогов был переход от подворного налога к подушной подати, которая представляла собой вид прямого личного налога, взимаемого с «души» в размерах, независимых от величины имущества и дохода. С конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства, на него приходилось свыше 50% всех доходов.
III этап – налоговые реформы XIX – начала XX вв. при Александре I (1777 – 1825) вносятся крупные изменения в части таких налогов, как оброчные сборы, пошлины с наследств, горная подать, гербовый сбор, введены новые сборы (процентный сбор с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации сбора налогов.
IV этап – налоговые реформы СССР. 8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается Народный комиссариат финансов, в обязанность которого входит контроль за поступлением и взиманием налогов. Одними из первых вводятся прямые налоги (на прибыль предприятий и доходы от личных промыслов), затем объявляется введение чрезвычайного единовременного 10-миллиардного революционного налога на нужды революционного строительства и оборону страны, который устанавливается для богатой части городского населения и зажиточных крестьян.. существенные изменения в налоговом законодательстве СССР произошли в годы Великой Отечественной войны, появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный налог, государственная пошлина и др. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с индивидуальных предпринимателей. С этого времени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов[5].
Vэтап – налоговые реформы Российской Федерации (1990 – начало XXI в). в этот период вносятся изменения в законодательство, устанавливающие новый порядок налогообложения физических лиц, принимается целый ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога. В это же время формируется Государственная налоговая служба (с 1998 г. – министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году – вторая.
2.1. Понятие и функции налога и сбора
Законодательное определение налога дано в статье 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Исходя из этого определения следует, что налог носит принудительный и односторонне установленный характер, взимание которого является элементом управленческой деятельности государства. Посредством налога оно изымает часть денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам. При этом одновременно устанавливается обязательность и индивидуальность его уплаты.
Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные статьи государственных расходов не могут зависеть от того или иного источника. Задача налогового законодательства – «изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности…».
Налог также следует рассматривать как средство регулирования финансовых отношений между плательщиками налога и государством[6].
Установленное Налоговым кодексом Российской Федерации определение понятия налога в целом включило в себя его основные правовые и экономические признаки и функции.
Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами.
Другой функцией является регулирующая, сущность которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используются государством и органами самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их помощью можно регулировать потребление населения, его доходы.
В зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, его потребностей на данном этапе изменяется соотношение между этими двумя функциями. Успех проводимой налоговой политики во многом определяется тем, насколько государству удается сочетать фискальную и регулирующую функции налогов и сборов в своей политике.
Французский философ Ш.Монтескье отмечал: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается». В условиях становления рыночных отношений в России усилилось значение налогов как важнейшего инструмента государственного воздействия на экономику страны.
Налоги выполняют и свойственную финансам контрольную функцию, в частности, они способствуют государству контролировать законность хозяйственной деятельности субъектов, правильное распределение их доходов[7].
В налоговое законодательство включены также понятия сбора и пошлины.
Сборы и пошлины не имеют финансового значения, присущего налогам, хотя некоторые их черты являются общими.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
К категории «сборы» можно отнести предусмотренные Налоговым кодексом (ст. 13 – 15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.
Пошлина – особый вид налога и сбора, взимаемый с юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения между собой и государством в лице государственных органов.
Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения в связи с его деятельностью. Пошлина или сбор выплачивается не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действую в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно-полезной функцией суда – поддержанием режима законности.
2.2. Классификация налогов и сборов
Налоги и сборы можно классифицировать по различным основаниям. Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет только одно классифицированное деление по степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов. К их числу относятся государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.
Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет – они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
В соответствии со статьей 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
1. налог на добавленную стоимость (НДС);
2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3. налог на прибыль (доход) организаций;
4. налог на доходы от капитала;
5. подоходный налог с физических лиц;
6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7. государственная пошлина;
8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
9. налог на пользование недрами;
10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13. лесной налог;
14. водный налог;
15. экологический налог;