Схемы и методы оптимизации НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Налоговая оптимизация (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Иначе говоря, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. Отсюда вытекает главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава I Понятие и сущность НДС и налоговой оптимизации ……………………………4
Понятие и этапы оптимизации налогообложения…………………………………….4
Ключевые моменты законодательства по НДС…………………………………….…6
Глава II Методы налоговой оптимизации………………………………………………..12
2.1 Общие методы налоговой оптимизации………………………………………………12
Разработка приказа об учетной политике………………………………………….12
2.1.2Оптимизация через договор………………………………………………………….17
2.1.3 Использование различных льгот и налоговых освобождений…………………….20
2.2 Специальные методы налоговой оптимизации………………………………………20
2.2.1 Метод замены отношений……………………………………………………………20
2.2.2 Метод разделения отношений……………………………………………………….20
2.2.3 Метод отсрочки налогового платежа………………………………………………20
2.2.4 Метод прямого сокращения объекта налогообложения………………………….21
Глава III Использование различных методов и схем в целях оптимизации НДС
3.1 Экономия по НДС через формального посредника…………………………………24
3.2Оптимизация НДС путём замены реализации имущества на реализацию имущественного права без налоговых последствий……………………………….27
3.3 Схема оптимизации НДС с использованием векселей…………………………...32
Заключение………………………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Содержание(налоговый менеджмент К).docx

— 94.10 Кб (Скачать)

3) услуги фактически оказываются  на территории Российской Федерации  в сфере культуры, искусства, образования  (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг)  осуществляет деятельность на  территории Российской Федерации (ст. 148 п. 1 НК РФ).

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд облагается НДС только в том случае, когда  расходы на приобретение этих товаров (работ, услуг) не уменьшают налогооблагаемую прибыль (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Кроме того, объект налогообложения  по НДС возникает, если происходит передача приобретенного для собственных нужд имущества структурным подразделениям. Такую позицию высказали чиновники (см. Письма МНС России от 21.01.2003 N 03-1-08/204/26-В088, Минфина России от 16.06.2005 N 03-04-11/132.)

        К СМР, выполненным для собственного потребления (хозяйственным способом), относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству. Иными словами, СМР для собственного потребления – это работы, которые выполняет налогоплательщик самостоятельно для себя. Поэтому, если строительно-монтажные работы для вас выполняют исключительно подрядные организации, то объекта налогообложения у вас не возникает.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС, до их выпуска таможенными органами. При этом таможенная территория ТС включает в себя территорию РФ (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

Объектом налогообложения  НДС не признаются операции перечисленные в ст. 146 п. 2 НК РФ. Также имеются операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149 НК РФ).

При применении налогоплательщиками  при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых  ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке (ст. 153 п. 1 НК РФ).

При определении налоговой  базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных  прав определяется исходя из всех доходов  налогоплательщика, связанных с  расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (ст. 153 п. 2 НК РФ).

При определении налоговой  базы выручка (расходы) налогоплательщика  в иностранной валюте пересчитывается  в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7, 3, 8 и 9 пункта 1 ст. 164 НК РФ, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (ст. 153 п. 3 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения  работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (ст. 167 п. 1 НК РФ).

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности  на этот товар, такая передача права  собственности в целях настоящей  главы приравнивается к его отгрузке (ст. 167 п. 3 НК РФ).

Налоговым периодом по НДС  признаётся квартал (ст. 163 НК РФ).

Налогообложение НДС производится по трём ставкам: 18%, 10% и 0%.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% по большей части при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (ст. 164 п. 1 пп. 1 НК РФ).

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, научной, культурной, образовательной книжной продукции, некоторых видов медицинских товаров (ст. 164 п. 2 НК РФ).

В остальных случаях налогообложение  производится по ставке 18% (ст. 164 п. 3 НК РФ).

Налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму  налога, исчисленную в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ, на установленные кодексом налоговые вычеты.

Основания для вычетов  перечислены в следующих пунктах  ст. 166 НК РФ.

Налоговые вычеты, предусмотренные  ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ (ст. 172 п. 1 НК РФ).

 Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов (ст. 172 п. 1 НК РФ).

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем  предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая  комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных  прав от своего имени) сумм налога к  вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой (ст. 169 п. 1 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как  уменьшенная на сумму налоговых  вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с положениями главы 21 НК РФ (ст. 173 п. 1 НК РФ).

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику (ст. 176 п. 1 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Методы налоговой  оптимизации

    1. Общие методы налоговой оптимизации

2.1 Разработка  приказа об учетной политике

     Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система – учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений.

      При установлении метода признания расходов в целях налогообложения следует понимать, что метод начисления и кассовый метод применяются в главе 25 Налогового кодекса РФ лишь в целях исчисления налога на прибыль. В тоже время глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ устанавливает самостоятельные и независимые от налога на прибыль методы определения реализации в целях налогообложения по отгрузке и по оплате. Согласно п.1 ст.167 для целей исчисления НДС дата реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения определяется)

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике  для целей налогообложения дату  возникновения обязанности по  уплате налога по мере отгрузки  и предъявлению покупателю расчетных  документов, как наиболее ранняя  из следующих дат: 

- день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

- день оплаты товаров  (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике  для целей налогообложения дату  возникновения обязанности по  уплате налога по мере поступления  денежных средств, как день  оплаты товаров (работ, услуг).

     В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения даты товаров (работ, реализации услуг) он будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется первый способ определения даты реализации.

С учетом изложенного, предприятие может действовать следующим образом:

1. По налогу на прибыль  установить метод признания доходов  и расходов по начислению;

2. По налогу на добавленную  стоимость установить метод признания  выручки в целях налогообложения  по оплате.

Важно лишь отразить это  как самостоятельные пункты в  приказе об учетной политике в  целях налогообложения.

В случае неисполнения покупателем  до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой  товара (выполнением работ, оказанием  услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат:

1) день истечения указанного  срока исковой давности;

2) день списания дебиторской  задолженности.

    При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, дата реализации указанных товаров определяется как день реализации складского свидетельства. При реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также при реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг момент определения налоговой базы по указанным услугам определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию, а также припасов, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет Предусмотренных документов. В целях исчисления НДС дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.

     В целях исчисления НДС дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Примечательно, что в Налоговом  кодексе с 2001 г. по налогу на добавленную  стоимость впервые были прописаны  положения учетной политики для  целей налогообложения. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения  утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения  применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим  приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для  целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Учетная  политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания  первого налогового периода. Учетная  политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня  создания организации. В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы, как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Индивидуальные предприниматели по налогу на добавленную стоимость также выбирают способ определения момента определения налоговой базы и уведомляют об этом налоговые органы в срок до 20-го числа месяца, следующего за соответствующим календарным годом.

     Формирование цены товара имеет большое значение с точки зрения налогообложения. Введение в действие с 1 января 1999 г. части I Налогового кодекса РФ придало данному вопросу еще большее значение. В тоже время на многих предприятиях не уделяется должного внимания вопросу правильному (с точки зрения налогообложения) установлению цены на реализуемую продукцию. Следует понимать, что ст.40 Налогового кодекса РФ содержит ряд ограничений, которые следует учитывать. Так, согласно п.1 ст.40 Налогового кодекса РФ "для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки". Пока не будет доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. В тоже время в п.3 рассматриваемой статьи установлено, что при несоответствии цены договора рыночным ценам "налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги".            Фактически речь идет о необходимости выполнения специального расчета в целях налогообложения. Исходя из анализа вышеуказанных положений, можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Схемы и методы оптимизации НДС