Российский рынок консультационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:17, реферат

Описание работы

Субъектный состав консультантов, способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения, весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в профессиональных организациях), аудиторы и аудиторские компании.

Работа содержит 1 файл

Российский рынок консультационных услуг.docx

— 25.42 Кб (Скачать)

Консультацию  и пункт не следует рассматривать  как новые организационно-правовые формы, которых не было в Гражданском  кодексе РФ. Это всего лишь способ идентификации лица как участника  организованного рынка, а не как  собственно формы деятельности в  том значении, в котором данное понятие содержится в ГК РФ.

Ограничения, связанные  с поддержанием независимости налогового консультанта, - вопрос достаточно сложный. Отрегулировать его исчерпывающим  образом в законе, скорее всего, невозможно. Поэтому здесь необходимо смешанное  регулирование - через закон и  внутренние регламенты профессиональных объединений налоговых консультантов. Но принцип понятен: исключить случаи, когда у консультанта либо появляется заинтересованность в оказании услуги именно этому лицу, мотивированная иначе, чем условия самого договора, либо консультант попадает в подчиненное  положение по отношению к государству (власти) или консультируемому лицу. Независимый статус должен означать, что ни власть, ни клиент не могут  указывать консультанту, как ему  следует разрешать тот или  иной вопрос. Цель закона - создать, в  частности, правовой режим, в соответствии с которым консультант не может  быть привлечен в качестве свидетеля  по делу о налоговом правонарушении или по делу об уклонении от уплаты налогов.

Ограничения формы  самого договора должны,  носить рамочный характер, поэтому законодательные требования к содержанию договора могут исчерпываться требованиями: к формулировке предмета, о подтверждении правосубъектности сторон и консультантов, к перечню существенных условий, а также установлением режима ответственности налогового консультанта в соответствии с законом. Возможны некоторые запреты на включение в договор определенных положений (например, положений, исключающих или изменяющих режим ответственности, положений об отказе от вознаграждения) либо, наоборот, включение в закон норм предписывающего характера (например, об обязательном претензионном порядке рассмотрения споров через профессиональные сообщества налоговых консультантов).

Все ограничения  следует рассматривать как специальные  по отношению к ГК РФ. Но они могут  быть продиктованы только спецификой организованного рынка услуг  и в основном преследуют цель сделать  единообразной форму договора и  сохранить независимый статус налогового консультанта.

Таким образом, все "лишения", которые претерпевает консультант, решивший войти в организованный рынок, есть не что иное, как плата  за "вход". Совершенно ошибочно это  интерпретировать так, будто законопроект "выдавит" тем самым конкурентов  с рынка. Еще неизвестно, где налоговому консультанту будет легче - в организованном рынке или в прежней (привычной) среде обитания.

Интерес клиентов. Со стороны клиента интерес к  услуге по налоговому консультированию, получаемой на организованном рынке, на наш взгляд, может появиться при  наличии следующих условий:

- прозрачность, понятность и предопределенность  тех юридических средств, через  которые оказывается услуга, а  также способов ведения деятельности;

- возможность  получить достоверные сведения  о статусе консультанта и гарантии  его квалификации;

- наличие законных  гарантий независимости консультанта  и гарантии сохранения им налоговой  тайны.

Также должны быть понятны условия ответственности  консультанта в случае некачественного  оказания услуги и порядок разрешения спора с консультантом о возмещении убытков или иной ответственности. И, пожалуй, самое главное - клиент должен знать, что государство признает ответ консультанта как предполагающийся достоверным, незаинтересованным и  сбалансированным с позиций публичных  и частных интересов.

Регламентация ответственности и ее гарантий, по мнению автора, является самым деликатным вопросом. Страхование гражданской  ответственности - это лишь одна из возможных форм. Однако нужно учитывать, что данное страхование происходит по договору между страхователем  и страховой компанией. Вменение консультанту обязанности заключить  такой договор требует нормативного регулирования его типовых условий (как это происходило с ОСАГО). В противном случае консультант  может попасть в зависимость  от страховых компаний, которые, понимая  безвыходность созданного для него положения, будут поддерживать финансовые условия страхования на грани  кабальной для консультанта сделки с минимизированной суммой страховых  выплат.

Полагаем, что  обязательное страхование гражданской  ответственности консультанта - это  не лучший вариант решения названной  задачи. Думается, что здесь целесообразно  оставить все как есть - когда  условия ответственности прописываются  в самом договоре с клиентом. Вообще говоря, в любом случае на организованном рынке вопрос ответственности консультанта не должен решаться без содействия профессионального объединения. Участие  структур организованного рынка  в разрешении споров между консультантом  и его клиентом видится, в частности, в использовании возможностей специализированных третейских судов. Если эти суды будут  в силу закона обязательными звеньями инфраструктуры организованного рынка  данных услуг, то станут возможными такие  законодательные установки, как  обязанность включения в договор  условия о передаче спора на разрешение такого третейского суда.

Последнее из упомянутых нами условий - статус самого ответа (заключения консультанта) по тому или иному  вопросу - могло бы стать ключевым элементом в конкурентных качествах  услуг организованного рынка. Услуга, обремененная ответственностью консультанта и гарантиями этой ответственности, станет стоить дороже, чем ее "аналог" на рынке неорганизованном. Поэтому  профессиональному консультанту будет  несколько сложнее завоевать  клиента. Но если услуга, полученная от профессионального консультанта организованного  рынка, создаст у налогоплательщика  преимущества в налоговом споре, то данный дисбаланс можно считать уравновешенным. Преимущества могут быть различными. Например, налогоплательщик, который пользовался по спорному вопросу услугой налогового консультанта, при обжаловании решений проверяющих органов вправе рассчитывать на освобождение от пеней или их уменьшение либо на исключение умышленной формы вины в совершении налогового правонарушения.

Положения о  публично-правовом статусе услуги налогового консультанта, полученной на организованном рынке, являются ключевым элементом  всей затеи государственного регулирования  рынка указанных услуг. Без этого "пряника" такой рынок вряд ли будет нужен вообще, а если и нужен будет кому-то, то неизбежно  превратится в тривиальный рынок  услуг по защите налогоплательщика  от налоговых нападок. Без такого элемента в законе об общественной (общенациональной) миссии профессионального  налогового консультанта, по всей видимости, можно будет забыть.  

Инфраструктура  и регулирование организованного  рынка  

Саморегулирование. Организованный рынок должен строиться  на принципах саморегулирования  в силу того, что консультант обладает независимым статусом. Достичь этого  можно только путем создания профессиональных объединений налоговых консультантов, которые образуют так называемую инфраструктуру организованного рынка  услуг по налоговому консультированию.

Обязательные (стратегические) функции, которые должна выполнять  инфраструктура, следующие:

- допуск консультантов  на организованный рынок;

- контроль за  соблюдением законности и принятых  регламентов в деятельности налоговых  консультантов;

- отслеживание  статуса консультанта;

- информационное  обеспечение организованного рынка  и раскрытие информации, подлежащей  обязательному раскрытию;

- защита прав  налогового консультанта и его  клиента и непременное участие  в разрешении конфликтов, возникающих  между ними. Это касается также  прав, которые вытекают из их  личных профессиональных отношений  и из отношений с государством;

- взаимодействие  с органами государственной власти  и управления, поскольку это взаимодействие  может быть реализовано только  таким образом. Непосредственное  вмешательство государства в  предпринимательскую деятельность  консультанта должно быть исключено.

При взаимодействии с государством очень важно, чтобы  не была перейдена та грань, за которой  саморегулирование превращается в  делегирование государственных  функций саморегулируемым организациям, как это происходило на организованном рынке ценных бумаг. Однако понижать уровень государственного участия в регулировании этого рынка до нуля также было бы нецелесообразно, принимая во внимание наличие публично-правового статуса услуги налогового консультанта. Очевидно, что принятие профессиональным сообществом пожеланий государственных органов должно быть на что-то "обменяно", например на законодательное признание публично-правовых преимуществ, которыми должно обладать консультационное заключение. Суверенитет - это тоже товар, только в политике. Совершенно ясно, что если услуга организованного рынка не будет нести в себе публично-правовых преимуществ, то уровень государственного регулирования указанного рынка со стороны исполнительной власти должен равняться нулю, если этот закон вообще будет кому-либо нужен.

Говоря об участии  профессиональных объединений в  разрешении гражданско-правовых конфликтов, которые могут возникнуть между  консультантом и его клиентом ввиду некачественного оказания услуг, следует еще раз подчеркнуть  не только активную роль самих объединений, но и возможную роль третейских судов. Эти суды могли бы создаваться  при профессиональных объединениях налоговых консультантов как  обязательные элементы. У каждого  клиента, который воспользовался услугой  организованного рынка, должно быть безусловное право обратиться за разрешением спора в такой  третейский суд.

Законодательно  можно установить лишь общие правила:

- об организационно-правовой  форме профессиональных объединений  налоговых консультантов;

- о функциях, которые должны исполнять объединения;

- единообразной  структуре их органов управления  с указанием компетенции того  или иного органа.

Остальные подробности  функционирования объединений должны быть проработаны в их внутренних регламентах. Эти документы следует  составлять исходя из того, что объединения  сами по себе не являются субъектами предпринимательских  отношений по оказанию услуг налогового консультирования и должны быть некоммерческими  организациями (партнерствами, ассоциациями, союзами, объединениями).  

Информация о работе Российский рынок консультационных услуг