Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:17, реферат
Субъектный состав консультантов, способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения, весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в профессиональных организациях), аудиторы и аудиторские компании.
Российский рынок консультационных услуг
в сфере
налогообложения
Субъектный состав консультантов, способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения, весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в профессиональных организациях), аудиторы и аудиторские компании.
Консультации
в области налогообложения
Правоспособность
консультантов. Деятельность по оказанию
рассматриваемых
Если эта услуга
оказывается на систематической
основе и на возмездных началах, то
образуется обычная предпринимательская
деятельность, для ведения которой
необходима лишь специальная
Содержание услуг
по налоговому консультированию также
весьма многообразно: от консультационного
сопровождения налоговых споров
до разработки схем минимизации налогообложения;
от частных ответов на отдельные
вопросы налогообложения до разработки
учетных политик организаций
в целях налогообложения; от оценки
налоговых последствий
Форма оказания
услуг. Консультационные услуги в сфере
налогообложения оказываются на
основании договоров, которые обычно
носят гражданско-правовой характер.
Специалистов, решающих вопросы налогообложения,
находясь при этом в штате организации-
Конкуренция на рынке. Инструменты конкурентной борьбы. Вполне естественно, что "продавцы" указанных услуг пытаются конкурировать на этом рынке, они борются за клиента, за покупателя. Тем более жесткая борьба идет за крупного и богатого клиента, который способен долгое время обеспечивать консультанта фронтом работ и заработком.
Ценовая политика
для "продавцов" в подавляющем
большинстве случаев не является
инструментом конкуренции ввиду
того, что сложность и содержание
вопроса (или задачи, которая ставится
перед консультантом) весьма вариабельны.
Борьба за клиента в основном происходит
через установление с ним тесных
долгосрочных отношений, а также
путем подтверждения
Юридические лица, которые специализируются или позиционируют себя как профессиональные организации, оказывающие консультационные услуги по вопросам налогообложения, находятся в более выигрышном положении по сравнению с индивидуальными предпринимателями. Ведь статус последних как специализированных предпринимателей законом не определен, а менталитет клиентов таков, что они привыкли воспринимать специализированные организации, но не узкоспециализированных предпринимателей.
В конкурентной борьбе выигрывают обычно те, кто позиционирует свою компанию как юридическую либо аудиторскую. В некоторых случаях мы имеем юридический, аудиторский департаменты или департамент налогов и права.
Также наблюдаются формы более высокого уровня организации рынка, например профессиональные объединения налоговых консультантов, такие как Палата налоговых консультантов, Ассоциация защиты прав налогоплательщиков. Существуют группы компаний (в частности, аудиторских), функционально-комплексные холдинги, скажем, такие как МЦФЭР. Все это, с одной стороны, усиливает элемент профессионализма в услуге, а с другой - позволяет обслужить клиента "под ключ". На комплексные услуги со стороны профессиональных компаний клиент соглашается более охотно.
Ответственность консультанта на неорганизованном рынке. Одним из существенных элементов является вопрос об ответственности консультанта за рекомендованное им решение. Этот вопрос заслуживает особого внимания, так как условие об ответственности консультанта становится инструментом конкуренции.
Сегодня ответственность
налогового консультанта за причинение
ущерба клиенту через применение
к нему налоговых санкций со стороны
государства специального регулирования
в законодательстве не имеет. Консультанты
решают вопрос о своей ответственности
исключительно в договоре об оказании
консультационных услуг. Одни вообще исключают
из договора возможность всякой имущественной
ответственности по возмещению каких-либо
убытков клиенту, который воспользовался
консультацией, но был оштрафован налоговым
органом. Другие ограничивают ответственность
размером уплаченного консультанту
вознаграждения или иной оговоренной
суммой. Некоторые предлагают вместо
возмещения убытков бесплатное или
льготное сопровождение налогового
спора, а кто-то оставляет данный
вопрос неурегулированным, полагаясь
на правосудие и общие нормы о
гражданской ответственности за
некачественное оказание услуги. Однако
нет консультантов, принимающих
бы на себя обязанность полностью
возместить клиенту убытки в виде
налоговых недоимок, штрафов и
пеней, которые возникнут у него
вследствие внедрения в дело оказанной
консультации.
О необходимости государственного регулирования
и балансе
публичных и частных интересов
Нужно ли что-то регулировать и если нужно, то зачем. Вряд ли можно говорить, что должна ставиться задача создать в России рынок консультационных услуг по вопросам налогообложения. Этот рынок существует и сегодня, только неорганизованный и нерегулируемый.
Как известно, неорганизованные и неуправляемые рынки таят для покупателя услуг значительно большие риски, нежели рынки прозрачные и организованные. Яркий пример - рынок долевого строительства в недалеком прошлом и рынок ценных бумаг на заре рыночной экономики. Что получилось в условиях стихийного процесса формирования рынка, мы видели.
Возможное законодательное
регулирование в указанном
Таким образом, главная цель законодательного регулирования в указанной области - создать правила, по которым должны строиться организованные рынки рассматриваемого вида услуг.
Государственный
интерес. Ранее уже отмечалось, что
неорганизованный рынок несет в
себе значительно более высокий
риск для клиента, нежели рынок организованный.
Прежде всего это касается качества
услуги и гарантий этого качества,
включая ответственность
Государство нуждается
не только в том, чтобы требовать
уплаты налогов и строго контролировать
правильность их исчисления и уплаты,
но и в том, чтобы оказать
Но как Минфин
России может доверять объективной
позиции налогового консультанта, если
эта консультация оказывается не
его чиновником? Здесь мы выходим
на более глобальную проблему - несовпадение
общественных интересов и интересов
органов власти, а также частных
налогоплательщиков. Решение может
быть только одно: одинаковое доверие
и государственных органов, и
налогоплательщиков к налоговому консультанту.
Это возможно лишь при такой услуге,
которая оказывается в
Интерес консультантов
и "вход в систему". Для консультантов
участие в организованном рынке
является важнейшим инструментом конкурентной
борьбы. Очевидно, что для вступления
в этот рынок и получения конкурентных
преимуществ консультанту следует
потрудиться, т.е. нужно будет приложить
усилия, чтобы получить статус участника
организованного рынка таких
услуг (статус налогового консультанта).
Если консультант считает, что ему
это не надо - он останется на своем
привычном неорганизованном рынке.
Если, как говорят, лишние "корочки"
совершенно без надобности, то консультант
останется тем же, кем он является
сегодня. Сможет он конкурировать с
участниками организованного
Своеобразная "плата" за место среди участников организованного рынка - это выполнение требований, которым должен удовлетворять консультант. Ключевым из них является профессиональный ценз, складывающийся из базового образования и специальной подготовки, а также добровольное согласие вступить в саморегулируемую организацию, специально создаваемую для оказания содействия работе организованного рынка. Другими словами, лицо, желающее войти в организованный рынок, осознанно, по своей воле (а не по принуждению), принимает на себя обязанность вести деятельность в соответствии со специальным законом, тем самым в некоторой степени ограничивая для себя предпринимательскую свободу.
Такие ограничения могут просматриваться:
- в связи с
выполнением требований к
- по поводу
предмета и содержания
- в связи с
подчинением процессу
Рынок должен точно
"опознавать" субъектов организованной
структуры по их внешним атрибутам
и признакам - это, во-первых, а во-вторых,
рынок должен точно знать, в чем
профессиональные консультанты испытывают
ограничение своей свободы. В
организованной среде консультантов
следует "выравнять" между собой
в плане конкуренции и
Поэтому модель законопроекта должна предполагать, что для ведения деятельности по налоговому консультированию на организованном рынке необходимо легализоваться: для организаций - создать налоговую консультацию, для физических лиц - объявить об открытии консультационного пункта. Это происходит в тесном взаимодействии с некоммерческой организацией, созданной для регулирования рынка, в том смысле, что она ведет реестр легализовавшихся консультантов.