Российская налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 21:27, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
3. рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
4. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ

Работа содержит 1 файл

Российская налоговая система.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Изменения налоговой системы направлены на решение следующих важнейших  задач:

     - построение единой и понятной  в границах Российской Федерации  налоговой системы, установление  правовых механизмов взаимодействия  всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

     - возрастание справедливости налоговой  системы за счет выравнивания  условий налогообложения для  всех налогоплательщиков, отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

     - развитие налогового федерализма  при обеспечении доходов федерального, регионального и местных бюджетов  закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

     - создание рациональной налоговой  системы, обеспечивающей сбалансированность  общегосударственных и частных  интересов, содействующих развитию  предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

     - ослабление общего налогового  бремени на законопослушных налогоплательщиков  путем более равномерного распределения  налоговой нагрузки на всех  налогоплательщиков;

     - формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования;

     - упрощение налоговой системы  за счет установления исчерпывающего  перечня налогов и сборов с  сокращением их общего числа;

     - обеспечение стабильности налоговой  системы, а также определенности  в объемах налоговых платежей  для налогоплательщиков на длительный  период.

     Налоговый кодекс РФ должен стать в значительной части законом прямого действия. Прежде всего это касается установления видов налогов и их перечня на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и местном); процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечение прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений.

     Систему налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных  актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Эта система  охватывает законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные документы, а также акты других отраслей законодательства в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым отношениям.

     Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов, является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

     ФНС России представляет собой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

     ФНС России руководствуется в своей  деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506; в ред. от 10.08.2006).

     Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

     Федеральная налоговая служба и ее территориальные  органы - управления ФНС России по субъектам  Российской Федерации, межрегиональные  инспекции, инспекции по районам, районам  в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

     ФНС России не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, определяемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

     Федеральная налоговая служба находится в  ведении Министерства финансов РФ (Минфина  России).

     Минфин  России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.[13. C.216]

     Минфин  России осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

     Минфин  России руководствуется в своей  деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329; в ред. от 11.11.2006).

     Минфин  России взаимодействует с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

 

     

     2. Роль налоговой системы в экономике РФ

 

     Последние десятилетия характерны резким ростом количества факторов, оказывающих существенное влияние на развитие общества. При этом изменения стали более кардинальными и происходят в исторически сжатые сроки, причем эволюционное движение часто сменяется качественными преобразованиями, порой прямо противоположными традиционным представлениям и ожиданиям. Но именно в этот период человечество стало получать в свое распоряжение колоссальные объемы самой разной информации, отражающей все (по крайней мере многие) "белые пятна" жизни общества, современнейшие средства сбора, обработки и оценки информации на основе мощной технико - технологической базы, новейших методических подходов, программных продуктов и, тем самым, возможность использования информации в реальном режиме времени.

     Предвидение будущих изменений становится неотъемлемой составляющей деятельности на всех уровнях и направлениях общественной жизни, а большое разнообразие возможных результатов компенсируется ситуационным подходом, то есть вариационным набором возможных последствий и адекватных для каждого из них действий, нейтрализующих негативные стороны и создающих возможность использования позитивных решений.

     В этой ситуации все большую роль играет прогнозирование социально - экономических  и политических явлений. Прогнозирование  становится неотъемлемым элементом  изучения и использования всей системы общественных отношений начиная с функционирования хозяйствующих субъектов и заканчивая обществом в его глобальном масштабе. Сегодня нет ни одной составляющей хозяйственной жизни, которая бы остро не нуждалась в глубоких многовариантных прогнозах своего развития. Однако уровень прогнозирования в различных областях далеко не однозначен по своим масштабам, качественным параметрам и временным горизонтам.

     Одним из важнейших полигонов для разработки и использования прогнозов является налоговая система, где скрещиваются результаты и перспективы развития всех уровней социально - экономической жизни. Осознание этого факта частично уже нашло отражение в непосредственном привлечении налоговых органов к работе по разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на очередной плановый период и на ближайшую перспективу в части прогнозирования поступлений налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты, а также оценке ожидаемых потерь федерального бюджета в связи с предоставленными налоговыми льготами.[10. C.180]

     Классический  набор функций управления в теории менеджмента предполагает прогнозирование, постановку целей с формированием  стратегий их достижения, планирование, принятие решений, контроль, анализ и  оценку результатов (при вводе оценки как новой информации в процесс корректировки прогнозов замыкается контур обратной связи и начинается очередной цикл). В абстрактной модели прогнозирование предшествует планированию, однако в реальности все функции переплетены и осуществляются одновременно циклами. Поэтому правомерно рассматривать налоговое прогнозирование и налоговое планирование как единый адаптивный процесс, в рамках которого происходит регулярная (с заданной периодичностью) корректировка решений, оформленных в качестве показателей, пересмотр мер по их достижению на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

     Налоговое прогнозирование представляет собой  оценку налогового потенциала и поступлений  налогов и сборов в бюджетную  систему (консолидированный, федеральный  и территориальные бюджеты) и  осуществляется на базе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, представляющего собой систему показателей и основных параметров по направлениям социально - экономического развития.

     Налоговое прогнозирование включает определение  налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

     Особое  значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

     Необходимо  учитывать, что макроэкономические параметры и факторы влияют в большей степени на уровень налогового потенциала, в то время как поступления налогов в определенной мере зависят также от налоговой дисциплины и, нередко, от политических факторов.[8. C.187]

     Однако  прогнозирование поступлений налогов  и сборов в прогнозировании развития налоговой системы занимает весьма скромное место. Между тем планирование, регулирование и мобилизация налогов и сборов являются одними из немногих, но чрезвычайно действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа.

Информация о работе Российская налоговая система