Роль НДС в формировании федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран, обеспечивая от 12 до 30% налоговых доходов государства. Не действует в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава1. Теоретические основы обложения НДС в Российской Федерации.
История возникновения налога на добавленную стоимость…………...5
Экономическая сущность и основные элементы НДС………………...11
Глава 2. Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета
2.1. Роль НДС в формировании доходов федерального бюджета РФ……..13
2.2. Перспективы совершенствования НДС в налоговой политике РФ…...16
Заключение ………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

курсовая по налогам с юр лиц Роль НДС в формировании федерального бюджета.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

     Первоначально  ставка  НДС  была  установлена  на  уровне  28%. Сейчас она была снижена до  18%,  и   введена льготная  ставка  в размере 10%  для продуктов питания и детских товаров по  перечню. 

     Можно  отметить,  что  объективная  необходимость  введения  НДС  в  Российской  Федерации  была  обоснована  рядом  факторов:

 1. пополнение  доходов  бюджета,  испытывающего  острый  финансовый  кризис  и  нуждающегося  в  стабильных  налоговых  поступлениях;

 2. создание  новой  модели  налоговой  системы  в  соответствии  с  требованиями  рыночной  экономики;

  1. присоединение  к  международному  сообществу,  широко  применяющему  данный  налоговый  механизм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Экономическая сущность и основные элементы НДС.

     Рассмотрим  экономическую сущность НДС и механизм его действия. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции производителю. В научной литературе эконмическое содержание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

     В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги.

     С одной стороны, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы (ЗП) и получаемой прибыли (П) как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых других элементов затрат налогоплательщика, связанных с его производственным циклом. С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг (РП) и произведенными при этом затратами (МЗ)

     Исходя  из этих двух вариантов определения  добавленной стоимости, можно сформулировать четыре механизма для расчета суммы НДС:

    1. НДС = Ст*(ЗП + П);                     3. НДС=Ст*(РП – МЗ);
    2. НДС = Ст*ЗП +Ст*П;                  4. НДС= Ст*РП – Ст*МЗ,

      Где Ст –  ставка налога.

     Поскольку при исчислении налога могут быть использованы различные механизмы, важным становится законодательное установление порядка исчисления НДС. Наибольшее распространение в мире получил четвертый механизм расчета налога, применяется он и в нашей стране.[5]

     Порядок исчисления НДС определяется ст. 166 и 173 НК. Для того чтобы овладеть методикой исчисления НДС, необходимо различать следующие понятия:

     НДСб – НДС, подлежащий уплате в бюджет;

     НДСр – НДС, по реализованной продукции и другим облагаемым операциям;

     НДСв – НДС, подлежащий вычету (налоговые вычеты);

     НДС, подлежащий уплате в бюджет, представляет собой разницу между суммами НДС по реализованной продукции и суммами налога, принимаемыми к вычету:

     НДСб= НДСр – НДСв= НБ*Ст – НДСв  ,

     где НБ – налоговая база.

      Табл.1Основные элементы налога на добавленную стоимость представлены в таблице.

     

       

     

     

     

       

       

     

     

       

 

Глава 2. Анализ влияния НДС на  формирование доходов федерального бюджета

    1. Роль НДС в формировании доходов федерального бюджета РФ.

     Федеральные налоги действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     Анализируя  данные  о  поступлении  НДС  в  федеральный  бюджет (см. табл.2,3)  за  последние  три года  (2007- 2009),  можно заметить,  что его размер в доходах  бюджета  остается значительным(24-39%).

     Табл. 2 Поступления в федеральный бюджет основных налоговых платежей

       за 2007 - 2009 гг. (млрд. руб)

     
  2007 2008 2009
Администрируемые  доходы 3747,6 4078,7 3012,4
в т.ч. НДС 1390,4 998,4 1176,6
Налог на прибыль 641,3 761,1 195,4
Акцизы  108,8 125,2 81,7
Платежи за пользование природными ресурсами 1122,9 1604 981,5
 
 
 
 
 
 
 
 

      Табл. 3. Поступления  в федеральный бюджет основных налоговых платежей за 2007 – 2009 гг. (в % к налоговым доходам) 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

     Это  в  принципе  является  положительным  моментом,  так  как  косвенное  налогообложение  имеет  прежде  всего  фискальную  направленность,  в  меньшей  степени  влияя  на  характер  и  структуру  экономического  роста.  НДС  остается  более  предпочтительным,  чем прямые  налоги:  во-первых,  от  него  труднее уклониться  плательщику,  так как выручку  всегда  сложнее  скрыть  или  занизить,  нежели  прибыль,  вследствие  этого  даже стали  реже  случаи  финансовых  нарушений;  во-вторых,  процесс  взимания  НДС  не  вызывает  больших  затруднений,  что  сокращает  расходы  на  данную  процедуру; и,  в-третьих,  НДС не  зависит от  результатов хозяйственно-экономической деятельности  субъектов,  и поступления от  него  достаточно  стабильны.

     Несмотря  на  огромное  фискальное  значение  данного  налога,  нельзя  отрицать  его  регулирующее  влияние  на  экономику.  Через  механизм  обложения  НДС  и,  в  частности,  через  систему  построения  ставок   он  влияет  на  ценообразование  и  инфляцию,  так  как  фактически  увеличивает  цену  товара  на  сумму  налога.  Безусловно,  открытым  остается  вопрос  о  положительной  стороне  этого  влияния,  так  как  увеличение  цены  способствует  развитию  инфляционных  процессов.  С  другой  стороны  НДС  не  сильно  препятствует  развитию  производства,  поскольку  действительным  его  плательщиком  становится  не  производитель,  а  потребитель.  С  психологической  точки  зрения  этот  налог,  в  отличие  от  подоходного,  в  меньшей  степени  влияет  на  стимулы  к  труду,  затрагивая  расходы  населения,  а  не  доходы.  Таким  образом,  конечный  потребитель,  уплачивая  цену  за  товар,  не  замечает  ее  завышения  на  сумму  налога,  тогда  как  вычет  из  доходов  подоходного  налога  более  ощутим.

     Посредством  применения  льгот  на  отдельные  виды   продукции  или  конкретные  операции, а также льгот,  предоставляемых тем или иным  плательщикам,  государство имеет возможность стимулировать развитие  и осуществлять  поддержку социально значимых  видов деятельности  (образование,  здравоохранение,  наука,  культура  и др.),  стимулирование  экспорта  отечественных  товаров  за  границу.  Наконец,  посредством  многократного  обложения  НДС  всех  стадий  производства  продукции,  работ  и  услуг  достигается  равенство  всех  участников  рынка,  а  государство  получает  возможность  осуществлять  более  полный  контроль  и  оперативное  управление  финансово-хозяйственной  деятельностью  субъектов.  Располагая  полной  и  точной  информацией,  получаемой  из  бухгалтерской  отчетности,  государственные  финансовые  и  налоговые  органы  могут  осуществлять  более  точное  планирование  доходов  бюджета.

     Тенденции развития налога на добавленную стоимость  в последнее время позволяют  сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов  и платежей в Российской Федерации.  
 
 

 
 
    1. Перспективы совершенствования  НДС

      в налоговой политике РФ.

     Основная  цель налоговой политики – постоянный поиск путей увеличения налоговых  доходов государства.

     Поэтому весь смысл проводимой налоговой  реформы (согласно Налоговому Кодексу  РФ) можно свести к нескольким основным позициям.

     1. Снижение налоговой нагрузки.

     2. Сокращение числа налогов.

     3. Уменьшение количества и упорядочение  налоговых льгот.

     Механизм  взимания налога на добавленную стоимость  за более чем 9 лет своего существования  в налоговой системе Российской Федерации претерпел множество изменений. Однако и по сей день он не принял того желаемого непоколебимого состояния, при котором эффективность от его применения будет ощутима и налогоплательщикам и государству. Это связано в первую очередь с большим количеством изменений, происшедших за это время в России. Все происходящие изменения тем или иным образом находят свое отражение и в налоговом законодательстве, однако оно не становится от этого более прозрачным и понятным. Это в полной мере коснулось и законодательства о налоге на добавленную стоимость.

     Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на трехлетний срок разрабатываются Минфином России в рамках цикла подготовки проекта  федерального бюджета на очередной  период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Основные  направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

     Рассмотрим  основные итоги реализации налоговой  политики в прошедшем периоде "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" по пункту «Совершенствование налога на добавленную стоимость»:

  • Для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.
  • В целях совершенствования порядка применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки реестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций.
  • Согласно вступившим в силу изменениям в законодательство о налогах и сборах был освобожден от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 сентября 2008 года были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. При этом режим освобождения российских судов применяется до 1 января 2010 года.
  • Также начиная с 1 января 2009 года были освобождены от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных металлов.
  • В целях уточнения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость были установлены особенности определения налоговой базы при реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, и при передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам.
  • Кроме того, с 1 января 2009 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлен вычет налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления в том же налоговом периоде, в котором осуществляется начисление налога на добавленную стоимость по этим работам; предоставлено право на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг).
  • В качестве важной меры, направленной на ускорение возмещения налога, необходимо отметить вступившее в силу с 1 января 2009 года уточнение порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. Согласно данному порядку по результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно - в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе - в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда по результатам камеральной проверки одной декларации даже в случае подтверждения права на возмещение части заявленной суммы, выносилось одно решение об отказе в возмещении, в настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. В среднем это позволило сократить сроки возмещения налога на добавленную стоимость в спорных случаях на 2 - 3 месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком.

Информация о работе Роль НДС в формировании федерального бюджета