Роль НДС в формировании федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран, обеспечивая от 12 до 30% налоговых доходов государства. Не действует в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3
Глава1. Теоретические основы обложения НДС в Российской Федерации.
История возникновения налога на добавленную стоимость…………...5
Экономическая сущность и основные элементы НДС………………...11
Глава 2. Анализ влияния НДС на формирование доходов федерального бюджета
2.1. Роль НДС в формировании доходов федерального бюджета РФ……..13
2.2. Перспективы совершенствования НДС в налоговой политике РФ…...16
Заключение ………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

курсовая по налогам с юр лиц Роль НДС в формировании федерального бюджета.doc

— 317.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

  «Налоги с юридических  лиц» на тему:

«Роль НДС в формировании доходов федерального бюджета» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………….....3

Глава1. Теоретические основы обложения НДС в Российской Федерации.

    1. История возникновения налога на добавленную стоимость…………...5
    2. Экономическая сущность и основные элементы НДС………………...11

Глава 2. Анализ влияния НДС на  формирование доходов федерального бюджета

2.1.   Роль НДС в формировании доходов федерального бюджета РФ……..13

2.2.  Перспективы совершенствования НДС в налоговой политике РФ…...16

Заключение ………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран, обеспечивая от 12 до 30% налоговых доходов государства. Не действует в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.

     Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителями. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления. Идея создания конструкции рассматриваемого налога принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты.

     Налог классифицирован как федеральный. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

     Основным  законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную  стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава.

     Налог на добавленную стоимость один из основных источников формирования доходной части бюджетной системы Российской Федерации.

     Целью  данной  работы  является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет  в  Российской  Федерации.

     В  процессе  проводимого курсового  исследования  решаются  следующие  задачи:

     -ознакомление  с  историей  возникновения  и развития налога на добавленную  стоимость;

     -исследование  экономической сущности  налога  на  добавленную стоимость, характеристика  его основных  элементов;

     -анализ  НДС как основного налога формирующего  бюджет РФ;

     -рассмотрение перспективы совершенствования НДС в налоговой политике РФ.

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  1.    Теоретические   аспекты   обложения   НДС   в  Российской  Федерации.

     1.1.  История   возникновения    и   развития   НДС   в   мире   и   в  России.

     Налог  на  добавленную  стоимость  является  сравнительно  молодым  налогом.       Большинство  из  ныне  действующих  налогов  были  введены  в  практику  в  XIX  веке.    Некоторые налоги,  такие как акцизы,  земельный налог,  известны  еще с древних         времен.  НДС стал  применяться лишь  в XX  веке.  В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения. Этот налог действует почти в 80-ти странах, среди них практически все промышленно развитые страны. Единственный из развитых государств, где такого налога нет, - США. В конце 80-х - начале 90 годов он был установлен в государствах Восточной Европы (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии), а также в некоторых странах СНГ (Белоруссия, Казахстан) [6].

     И хотя налог на добавленную стоимость  находит все более широкое  распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как  самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении  и развитии западноевропейского, а  сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет. 

     Первенство  в изобретении налога на добавленную  стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно  три этапа. Первый был ознаменован  переходом в 1937 г. от налога с оборота к единому налогу на производство. Второй - созданием в 1948 г. системы раздельных  платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало собственно введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость.

     Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего. Однако в течение более чем десяти лет НДС применялся в экспериментальном, так сказать «локальном варианте, а опытным полигоном для его применения послужило зависимое от  Франции африканское государство Кот ди Вуар. Во Франции налог на добавленную стоимость в том виде, который он имеет сегодня, был введен 1 января 1968 г. с вступлением в силу Закона Пятой Республики N 66-10. Своей целью Закон ставил: объединить, упростить и обобщить порядок взимания и исчисления налога на добавленную стоимость с тем, чтобы превратить его в единый и современный налог на производственные расходы (издержки).

     В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах  Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС [8].

     Налог на добавленную стоимость относится  к семье налогов, удерживаемых с  оборота. Последние появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия  в течение определенного времени.

     В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в  сорока  странах  мира:  почти  во  всех  европейских  странах,  Латинской  Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран  Южной  Америки. 

     Обширная  география  распространения  НДС  свидетельствует  о  его  жизнеспособности  и  соответствии  требованиям  рыночной   экономики.  Необходимо  отметить,  что  прочному  внедрению  его  в  практику  налогообложения  в  немалой  степени  способствовали  следующие  факторы.

     Во-первых,  недостатки,  имеющиеся  у  прямых  налогов.  К  их  числу  можно  отнести  чрезмерную  сложность  налогообложения,  широкие  масштабы  уклонения  плательщиков  от  их  уплаты.

     Во-вторых,  постоянная  потребность  в  увеличении  доходов  бюджета  путем  расширения  налогооблагаемой  базы  и  повышения  эффективности  налогообложения.

     В-третьих,  потребность  в  усовершенствовании  существующих  налоговых  систем  и  приведении  их  в  соответствие  с  современным  уровнем  экономического  развития.

     В  настоящее  время  общий  механизм  взимания  НДС  идентичен  во  многих  странах.  Как  известно,  плательщиками  этого  налога  являются  юридические  и  физические  лица,  занимающиеся  коммерческой  деятельностью.  Объектами  обложения  выступают  оборот  товаров,  объем  произведенных  работ  и  оказанных  услуг.  Необходимо  отметить,  что  налог  взимается  многократно  на  каждом  этапе  производства  и  реализации  продукции  при  ее  движении  от  первого  производителя  до  конечного  потребителя.  Налогооблагаемая  база  определяется  исходя из  стоимости,  добавленной на  каждой  стадии  производства  и обращения,  включая заработную  плату с начислениями,  амортизацию,  проценты  за  кредит,  прибыль и расходы общего  характера (за  электроэнергию,  рекламу,  транспорт и др.).  При  этом  стоимость  средств  производства  и  материальных  затрат  исключается  из  облагаемого  оборота.  Так  же,  как  и  по  многим  налогам,  предусмотрены  льготы  при  расчете  и  уплате  НДС,  которые  определяются  историческим  и  социально-экономическим  развитием  каждой  страны.  Однако  общей  для  всех  налоговой  льготой  является  необлагаемый  минимум  оборота  реализуемой  продукции.  Прежде  всего,  это  освобождение  направлено  на  поощрение и стимулирование  к развитию мелкого  бизнеса.

     В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  Здесь лидируют Дания и Швеция - 25%. Немногим ниже ставка НДС в Исландии - 24,5%. Далее следует еще одна скандинавская страна - Норвегия. Ставка НДС в ней - 24%. Примечательно, что самые высокие ставки НДС имеют страны с наиболее высоким уровнем жизни населения в мире. Однако уже следующий уровень ставки - 23% далеко не у самой богатой страны – Уругвая. [13]

     Далее в рейтинге ставок НДС с уровнем  налога в 22% снова расположились европейские страны - Хорватия, Финляндия и Польша. В России, как и в Белорусcии, так называемая стандартная ставка НДС - 18%. Это двенадцатый показатель мирового рейтинга по уровню ставок.

     Эти цифры говорят, прежде всего, о том, что налоговые ставки сами по себе вовсе не свидетельствуют о налоговой нагрузке и эффективности применяемого налога. Куда важнее налоговая база, а по НДС это связано с порядком применения налоговых вычетов по так называемому входному налогу. Кроме того, механизм расчета НДС весьма сложен, и наши налогоплательщики регулярно жалуются на то, что это налог, который сложнее всего считать. В США данный вид налогообложения отсутствует.

     В Евросоюзе эти ставки находятся  в пределах от 15% на Кипре, Мальте, в  Люксембурге и до 25% в той же Дании и Швеции. В прибалтийских государствах, которые недавно присоединились к ЕС, ставка НДС аналогична российской - 18%. Такую же ставку налога применяют в Венгрии, а в Чехии и Словакии она составляет 19%. То есть по этому параметру налоговой системы Россия ничем не отличается от государств Евросоюза.

     Широкое  распространение  НДС  в  зарубежных  странах  с  рыночной  экономикой  создало  почву  для  появления  его  в  России.  Налог  был  введен  1 января 1992 года.  Он  пришел  на  смену  налогу  с  оборота,  просуществовавшего  в стране  около 70  лет,  и так называемого «президентского»  налога  с продаж,  введенного  в декабре 1990  года.  Оба предшественника НДС были  эффективны  только  в условиях  жесткого  государственного  контроля  за  ценообразованием.  Налог  с  оборота  взимался  в  основном  в  виде  разницы  между  твердыми,  фиксированными  государственными  оптовыми  и  розничными  ценами,  и  его  ставка  колебалась  от  20  до  300%  для  различных  видов  продукции.  Налог  с  продаж  устанавливался  в  процентах  к  объему  реализации  и  фактически  увеличивал  цену  товаров  на  5%.

       В  связи  с  возросшей   инфляцией  налог  с  оборота   утратил  свою  жизнеспособность  и  вместе  с  налогом   с  продаж  был  заменен   налогом  на  добавленную  стоимость.  Новый  налог  выгодно  отличался  от  ранее  действовавших.  Он  был  более  эффективен  для  государства,  так  как  обложению  им  подлежал  товарооборот  на  всех  стадиях  производства  и  обращения.  Можно  было  ожидать,  что  с  расширением  налоговой  базы  и  ставок  поступления  будут  расти.  Также  необходимо  отметить,  что  НДС  является  менее  обременительным  для  отдельного  производителя,  поскольку  обложению  подлежит  не  весь  товарооборот,  а  лишь  прирост  стоимости,  и  тяжесть  налога  может  быть  распределена  по  всей  цепи  товарооборота.  Это  являлось  немаловажным  фактором  в  достижении  равенства  всех  участников  рынка.  Следует  также  обратить  внимание  на  такой  факт,  что  налог  на  добавленную  стоимость  являлся  более  простой  и  универсальной  формой  косвенного  обложения,  так  как  для  всех  плательщиков  устанавливался  единый  механизм  его  взимания  на  всей  территории  страны. 

Информация о работе Роль НДС в формировании федерального бюджета