Роль налогов в бюджете

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В данной работе была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе Кыргызской Республике, в общем, и выяснить роль прямых налогов и их влияние на развитие экономики Кыргызской Республики, в частности.

Содержание

Введение
Глава I. Роль и значение налогов в регулировании экономики
I.1 Сущность налогов, их виды и роль в экономике государства
I.2 Принципы формирования налоговой системы
Глава II. Анализ налоговых поступлений в Кыргызской Республике
ІІ.1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
II.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсавая работа 2.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения[2]. 

Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

I.2 Принципы формирования налоговой системы

 

Существование любого современного государства неразрывно связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в кыргызском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоги играют важнейшую  роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части бюджета.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Адам Смит сформулировал  четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных  в любой системе экономики:

1)Подданные государства  должны участвовать в содержании  правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством  и защитой государства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им приводит к так называемому  равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо должен быть точно определен  ( срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен  взиматься тем способом или  в то время, когда плательщику  удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа как можно  меньше сверх того, что он приносит  казне государства. (Налог может  брать и удерживать из кармана  народа гораздо больше, чем он  приносит казне, если, например, его  сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать  значительную часть суммы, которую  приносит налог.)

Современные налоговые системы  используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической  и социальной целесообразности

 

Глава II. Анализ налоговых поступлений в Кыргызской Республике

ІІ.1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе

 

В Кыргызской Республике, как  и в других странах СНГ, переход  к рыночным отношениям начал осуществляется в условия глубокого экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерность роста эффективности труда и понижения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения, то есть страна в силу существования множества причин оказалась не готова к переходу к рыночным отношениям. При преобразовании экономики Кыргызстан столкнулся со следующими болезнями экономики:

· Отсутствие элементарной дисциплины, порядка, ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также некомпетентности, низкого профессионализма и делового уровня многих руководителей государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;

· Проведение общественно-экономических  преобразований без тщательно продуманной  и обоснованной программы действий, их непоследовательности, часто авантюристического эксперимента, сопровождаемое кадровой чехардой, пренебрежение общественным мнением, объективными факторами экономического развития;

· Отсутствие оптимальной  идеологии перехода к новым отношениям, некомпетентности ее проводников на практике;

· Полный развал роли государства  в регулировании экономики, появление  и расцвет таких элементов  теневой экономики, как хищение, рэкет, взяточничество, коррупция, воровство, уклонение от налогов, мошенничество  и др.

В условиях рыночных отношений  возникает острая необходимость  создания и функционирования сложной  инфраструктуры, служащей в качестве приводного ремня механизма рыночной экономики, который движется по определенным правилам, вырабатываемым и действующим  с учетом удовлетворения интересов  участников рыночного процесса. Все  это обуславливает объективную  необходимость в постоянном контроле соблюдения законов и правил функционирования рыночной экономики, изыскание путей  достижения высоких конечных результатов, рентабельности работы, соблюдения деловой  этики партнерских отношений.

Рыночная экономика также  нуждается в управлении, как и  любая модель государственного устройства, но это управление строится не на командах, а на экономических мерах воздействия  и косвенного регулирования с  использованием в основном методом  бюджетной, налоговой и денежно- кредитной политики.

Если бюджет нормальный, здоровый, он "покрывает "государственные  нужды, то есть обеспечивает содержание не только органов управления и воспроизводства, но и тех сфер, которые государство  традиционно берет на себя обеспечение здравоохранения, образование, пенсионные вопросы, социальную защиту и т. д. Осуществляемый переход к рыночным отношениям позволил Правительству по новому посмотреть на многие привычные органы управления народным хозяйством, изменить деятельность старых органов и создать новые организационные структуры. Например, к числу последних относятся образование налоговых инспекций, которые действуют на основе Закона "О государственной налоговой службе КР". Их главная функция - соблюдение налогового законодательства, налоговой дисциплины.

С начала 1992 года, то есть с  момента появления в КР финансовых законодательств, первых систем налогообложения и до наших дней, данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития. И хотя в настоящее время еще рано говорить о налогово-учетной системе как о сложившемся и устоявшемся экономическо-правовом явлении, весь ход развития хозяйственно-финансового законодательства дает возможность проследить этапы развития налогообложения. Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству необходимо выделить 2 этапа развития системы налогообложения:

1)  До принятия Налогового Кодекса;

2)  После принятия Налогового Кодекса.

Первый этап, в свою очередь, состоит из нескольких ступеней развития. Осуществление рыночных преобразований в экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой  системы. Вместо налога с оборота  и его новоиспеченного "сателлита" (в 1991 году) - налога продаж были введены 2 других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 года НДС соответствовало требованиям  рыночных отношений, ибо охватывало и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог  с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех статьях их производства и реализации вплоть до конечного  потребления.

Последующие 1992-1996 годы серьезные  изменения и дополнения были внесены  в целях совершенствования налоговой  и бюджетной систем. Налоговый  Кодекс Кыргызской Республики на начало 1996 года, представлен совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков- юридических и физических лиц на территории страны. Действовавшая до июля 1996 года система налогов КР состояла из 12 республиканских налогов и 12 местных налогов и сборов.

Все налоги, сборы  и другие платежи "питают" бюджетную  систему страны. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимателей и вело к большим затратам в администрировании. Отсутствие знаний в своих обязательствах по налогам у большинства налогоплательщиков, также потребовало пересмотра законодательных актов. В связи с чем был введен Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (НККР).

История создания государственной  налоговой службы Кыргызской Республики начинается с Постановления Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 «О государственной налоговой  службе», в соответствии с которым  в министерстве финансов СССР была создана Государственная налоговая  служба в составе Главной государственной  налоговой инспекции Министерства финансов СССР, Государственных налоговых  инспекций министерств финансов союзных республик и государственных  налоговых инспекций по АССР, краям, областям, районам и городам.

В соответствии с вышеуказанным  Постановлением Совмина СССР совет  министров Кыргызской СССР своим  постановление от 6 апреля 1990 года № 91 создал в системе Министерства финансов Кыргызской СССР Государственную  налоговую службу в составе Государственной  налоговой инспекции Министерства финансов Киргизской СССР и государственных  налоговых инспекций по областям, районам и городам.

Образование государственной  налоговой службы происходило на базе бывшего Управления государственных  доходов Министерства финансов и  отделов госдоходов облфо, райфо и горфо.

С получением суверенитета Указом Президента Кыргызской от 10 февраля 1992 года № УП-39 «Об образовании  государственных агентств и государственных  инспекций при Правительстве  Республики Кыргызстан» Государственная  налоговая инспекция была передана в ведение Правительства Кыргызской Республики и стала называться в  соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента Кыргызской Республики от 4 марта 1992 года № 23, Государственной  налоговой инспекцией при Правительстве  Республики Кыргызстан.

В связи с принятием  Закона «О государственной налоговой  службе Республики Кыргызстан» от 6 марта 1992 года распоряжением Президента Кыргызской Республики от 8 июня 1992 года № РП – 83 Налоговая инспекция  стала называться «Государственная налоговая инспекция Республики Кыргызстан».

Государственная налоговая  инспекция Республики Кыргызстан подчинялась  непосредственно Правительству  Кыргызской Республики, а местные  государственные налоговые инспекции  – вышестоящим налоговым инспекциям.

В 1994 году Налоговая служба была передана в подчинение Министерству финансов Кыргызской Республики и стала  называться «Государственная налоговая  инспекция при министерстве финансов Кыргызской Республики». ныне она переименована в Государственный комитет по налогам и сборам Кыргызской Республики

В Кыргызской Республике Государственный  комитет по налогом и сборам является единым государственным органом  контроля за соблюдением налогового законодательства и своевременностью уплаты налогов и других платежей в соответствующие бюджеты и  внебюджетные фонды, правильностью  их исчисления.В Кыргызской Республике за период 1991-1994 годов были введены Законы, регулирующие основные налоги: "О налогах с предприятий, объединений и организаций", "О налоге с населения", "Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике", а затем и другие налоги, косвенно касающиеся вопросов налогообложения. В результате сложилась громоздкая и неэффективная система, осложняемая частыми изменениями. Это потребовало проведения налоговой реформы, основным этапом которой стало принятие в 1996 году Налогового кодекса.

С 1 июля 1996 года вступил в  действие Налоговый кодекс, в результате которого были изменены законодательная  и экономическая основы налогообложения, а также организационная форма  деятельности налоговой службы. Администрирование  налогов начало проводиться в  Налоговом кодексе по линии его  унификации с международными стандартами  и предусматривало принятие многочисленных мер, позволяющих увеличить эффективность  и беспрепятственность регистрации  всех налогоплательщиков. В нем определены основные обязанности и полномочия налоговых органов, процедуры исчисления и взимания налогов, взимания финансовых и штрафных санкций, а также права  и обязанности налогоплательщика.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд экономических льгот, облегчающих  положение налогоплательщиков, которые  отсутствовали в ранее действовавшем  законодательстве, важнейшие из которых  следующие:

Информация о работе Роль налогов в бюджете