Роль налогов в бюджете

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В данной работе была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе Кыргызской Республике, в общем, и выяснить роль прямых налогов и их влияние на развитие экономики Кыргызской Республики, в частности.

Содержание

Введение
Глава I. Роль и значение налогов в регулировании экономики
I.1 Сущность налогов, их виды и роль в экономике государства
I.2 Принципы формирования налоговой системы
Глава II. Анализ налоговых поступлений в Кыргызской Республике
ІІ.1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
II.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсавая работа 2.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

План:

Введение

Глава I. Роль и значение налогов  в регулировании экономики

I.1 Сущность налогов, их  виды и роль в экономике  государства

I.2 Принципы формирования  налоговой системы

Глава II. Анализ налоговых  поступлений в Кыргызской Республике

ІІ.1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе

II.2 Динамика поступлений  прямых косвенных налогов в  бюджет

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. Налоги стали известны давным-давно, еще  на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми  общественными потребностями.

В развитии форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе  развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство  не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов  необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую  желательно было получить; процесс  сбора налогов возлагался на город  или общину.

На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том  числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора  налогов, ограничивает этот процесс  более или менее широкими рамками.

И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и  взимания налогов, ибо на сегодняшний  день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится  налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Рассматривая любую налоговую  систему, следует сделать вывод, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен тесно  связанный с состоянием экономики  страны. Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических  и социальных требований, предъявляемых  к ней. Налоги из простого инструмента  мобилизации доходов бюджетов государства  превращаются в основной регулятор  всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы  и условия функционирования экономического процесса.

Применение налогов является одним из экономических методой  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно -правовой формы предприятия. С помощью налогов, в частности прямых, определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Особая роль при этом отводится прямым налогам. Таким образом, налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального  дохода, налоги призваны: гасить возникающие "сбои" в системе распределения; заинтересовывать (или незаинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Актуальность  темы: В условиях перехода от административно - директивных методов управления к рыночным резко возрастают роль и значение прямых налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Подытоживая все вышесказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для специалистов финансово-банковской сферы, студентов и всех интересующихся экономическими проблемами в нашей  страны.

В данной работе была предпринята  попытка разобраться в действующей  налоговой системе Кыргызской Республике, в общем, и выяснить роль прямых налогов  и их влияние на развитие экономики Кыргызской Республики, в частности.

 

Глава I. Роль и значение налогов в регулировании  экономики

I.1 Сущность  налогов, их виды и роль в  экономике государства

Существование любого современного государства неразрывно связано  с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин  Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в кыргызском законодательстве: «Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы».

Налоги играют важнейшую  роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части бюджета.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Адам Смит сформулировал  четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных  в любой системе экономики:

1)Подданные государства  должны участвовать в содержании  правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством  и защитой государства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им приводит к так называемому  равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо должен быть точно определен  ( срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен  взиматься тем способом или  в то время, когда плательщику  удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа как можно  меньше сверх того, что он приносит  казне государства. (Налог может  брать и удерживать из кармана  народа гораздо больше, чем он  приносит казне, если, например, его  сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать  значительную часть суммы, которую  приносит налог.)

Современные налоговые системы  используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической  и социальной целесообразности.

Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное назначение - мобилизацию  денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налог является индивидуально  безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной  властью в одностороннем порядке[1].

Совокупность разных видов  налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются  определенные принципы, образуют налоговую  систему страны. Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных  товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В Кыргызстане основы налоговой  системы закреплены в Налоговом  кодексе КР.

Принципы налогообложения:

-справедливости - все субъекты  должны ставиться в равные  условия;

- разумное сочетание прямых  и косвенных налогов, использование  разнообразных их видов, позволяющее  учесть как имущественное положение  налогоплательщиков, так и получаемые  ими доходы. В период обострения  кризисной ситуации в экономике  лучше иметь много источников  пополнения бюджета со сравнительно  низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

- универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;

- однократность обложения,  состоящая в том, что один  и тот же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за определенный законом  период;

- научный подход к определению  конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той  доли изъятия, которая позволит  субъекту налога иметь доход,  обеспечивающий ему нормальное  развитие. Научный подход исключает  как механический перенос на  нашу страну ставок налогообложения,  используемых в других странах,  так и сугубо фискальный подход  к их установлению

- дифференциация ставок  налогообложения в зависимости  от уровня доходов, которая  тем не менее не должна превращаться  ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок,противоречащую основам рыночного хозяйствования;

- стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;

- использование системы  налоговых льгот, реально стимулирующих  процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции:

1.   Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2.   Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3.   Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4.   Стимулирующая функция.

5.   Контрольная функция

Во всех государствах, при  всех общественных формациях налоги в первую очередь выполнялифискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных

источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования  и др.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в  экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Информация о работе Роль налогов в бюджете