2.3 Рассмотрение
и утверждение проекта бюджета
Получив от финансовых органов
проекты соответствующих бюджетов,
органы исполнительной власти рассматривают
и при необходимости вносят поправки
и дополнения. Правительство Республики
Казахстан рассматривает прогноз
социально-экономического развития Казахстана,
проекты государственного бюджета
и бюджетов государственных целевых
фондов, проекты сводного финансового
баланса и материалы, характеризующие
финансово-бюджетную политику на планируемый
год.
1. После изучения этих документов и работы
с ними Правительство вносит на рассмотрение
Парламента проект закона о государственном
бюджете на планируемый год. Вместе с этим
документом в Парламент направляются:
- предварительные итоги социально-экономического
развития Республики Казахстан за истекший
период текущего года;
- основные направления бюджетной и налоговой
политики на планируемый год;
- прогноз сводного финансового баланса
по территории Республики Казахстан на
планируемый год
- порядок индексации заработной платы
работников бюджетной сферы на планируемый
год;
- государственные целевые программы;
- государственная адресная инвестиционная
программа на планируемый год;
- расчеты по статьям классификации доходов
государственного бюджета, разделам и
подразделам функциональной классификации
расходов и дефициту государственного
бюджета на планируемый год;
- международные договора Республики Казахстан,
вступившие в силу для Республики Казахстан
и содержащие ее финансовые обязательства
на планируемый год, включая не ратифицированные
международные договоры Республики Казахстан
о государственных внешних заимствованиях
и государственных кредитах;
- структура государственного внутреннего
долга Республикой Казахстан и программа
внутренних заимствований, предусмотренных
на планируемый год для финансирования
дефицита государственного бюджета;
Вместе с проектом закона о
государственном бюджете на
планируемый год Правительство
Республики Казахстан вносит
в Парламент проекты законов
о бюджетах, государственных
внебюджетных фондов, о повышении
минимального размера пенсии, о
порядке индексации и перерасчета
государственных пенсий, о повышении
минимального размера оплаты
труда, о приостановке или отмене
законов, реализация которых требует
осуществления расходов, но не
предусмотрена в государственном
бюджете на планируемый год.
Если требуется внесение изменений
и дополнений в законодательные
акты Республики Казахстан, о
налогах, а также о тарифах
страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на планируемый год,
то Правительство Республики Казахстан
одновременно с проектом закона о государственном
бюджете на планируемый год вносит проекты
соответствующих законов.
2. Получив указанные выше
документы и материалы, Парламент
направляет его в Комитет Парламента
по бюджету, налогам, банкам
и финансам. Парламент утверждает
также комитеты, ответственные за
рассмотрение отдельных разделов
и подразделов государственного
бюджета. По каждому разделу
расходов государственного бюджета
назначаются не менее двух
ответственных комитетов, одним
из которых является Комитет
по бюджету. Рассмотрение в
комитетах Парламента поступивших
материалов по проекту бюджета
проводится депутатами совместно
с приглашаемыми для этой работы
экономистами, учеными, которые готовят
заключения по разделам проекта
бюджета, вносят предложения по
доходам и расходам. Парламент
на основании заключения Комитета
по бюджету принимает решение
о том, что проект закона
о государственном бюджете на
планируемый год принимается
к рассмотрению Парламентом, либо
подлежит возвращению в Правительство
Республики Казахстан на доработку.
Проект закона о государственном
бюджете на планируемый год
может быть возвращен на доработку
в Правительство Республики Казахстан,
если состав представленных материалов
не соответствует требованиям
законодательных документов о
бюджете. В случае необходимости
доработанный законопроект со
всеми необходимыми документами
и материалами представляется
в Парламент Правительством Республики
Казахстан в десятидневный срок
и вновь рассматривается Парламентом.
3. Затем проект закона
о государственном бюджете в
течение трех дней направляется
Парламентом Президенту Республики
Казахстан на заключение для
подписания и обнародования. В
случае непринятия проекта
закона о государственном бюджете
на планируемый год до 1 января
очередного финансового года
государственные органы исполнительной
власти имеют право производить
расходование бюджетных средств
по соответствующим разделам
расходов, подразделам, видам и
предметным статьям функциональной
и ведомственной классификаций
ежемесячно в размере одной
трети фактически произведенных
сумм расходов за четвертый-квартал
текущего года до принятия
закона о государственном бюджете
на планируемый год.
Парламент может также принять
закон о финансировании расходов
из государственного бюджета
в первом квартале на планируемый
год. В этом случае государственные
органы исполнительной власти
производят расходование бюджетных
средств в соответствии с
указанным законом.
2.4 Исполнение
бюджетов.
Исполнение бюджета —
это важнейший этап бюджетного процесса
действия по мобилизации и использованию
бюджетных средств, в процессе исполнения
которых участвуют органы исполнительной
власти, финансовые и налоговые органы,
кредитные учреждения, юридические
и физические лица—плательщики налогов
в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих
принципах:
1) единства кассы, предусматривающего
зачисление всех поступающих доходов
на единый бюджетный счет и осуществление
всех предусмотренных расходов с
единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов
и платежей в пределах фактического
наличия средств на едином бюджетном
счете.
Исполнение бюджета начинается после
его утверждения органом законодательной
власти. В финансовых органах готовится
организационный план, в котором предусматриваются
задачи подразделений каждого финансового
органа по обеспечению выполнения бюджета.
Далее проводится работа по поквартальному
распределению бюджета, направленная
на равномерную мобилизацию бюджетных
доходов и бесперебойное обеспечение
денежными средствами мероприятий, финансируемых
из бюджета. В финансовом органе на основании
показателей бюджета составляется документ,
который утверждается исполнительным
органом власти. Документ содержат детальные
показатели доходов, средств заимствований
и расходов утвержденного бюджета в соответствии
с действующей бюджетной классификацией
по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей
и получателей бюджетных средств, и направляется
для сведения в органы законодательной
власти и контрольно-счетные органы.
Роспись доходов и расходов составляется
по каждому главному распорядителю бюджетных
средств и по всем разделам, главам и статьям
бюджетной классификации. Она разрабатывается
на основании балансов доходов и расходов,
смет расходов бюджетополучателей. Утвержденный
документ регламентирует взыскание платежей
в бюджет и открытие кредитов для финансирования
мероприятий, предусмотренных в бюджете.
3. Исполнение по поступлениям
республиканского бюджета.
Положительная тенденция
развития отечественной экономики
в совокупности с налоговым и
таможенным администрированием обеспечило
исполнение доходной части республиканского
бюджета. Так в республиканский
бюджет поступило 2 200,6 млрд.тенге, или 93,0%.
Причиной не достижения плана является
неполное привлечение Гарантированного
трансферта из Национального фонда, в
сумме 625 млрд.тенге, или всего 69,4% к плану,
в связи с покрытием расходов бюджета
не нефтяными поступлениями.
Таблица 2
Налоговые поступления республиканского
бюджета составили 1 430,2 млрд.тенге или
106,3 % к плану отчетного периода. Сверх
плана налогов поступило 84,6 млрд.тенге,
на что, в основном, повлияла положительная
динамика развития экономики страны, рост
объема импорта и разовые незапланированные
поступления (Таблица 2).
В сравнении с аналогичным
периодом прошлого года налоговые поступления
за первое полугодие 2011 года увеличились
на 569,7 млрд.тенге. В сопоставимых условиях
без учета ЭТП на нефть, механизма
распределения ввозных таможенных
пошлин, действия постановления Правительства
Республики Казахстан «О вопросах перемещения
легковых автомобилей физическими лицами
для личного пользования» увеличение
составило 262,3 млрд.тенге (Таблица 3).
Действие механизма распределения
таможенных пошлин стран Таможенного
союза обеспечило дополнительно 48,7
млрд.тенге, введение экспортной таможенной
пошлины на нефть - 225,6 млрд.тенге
и действие вышеназванного постановления
– 33,1 млрд.тенге.
Таможенный союз дал конкретный
результат: экспорт нашей продукции
в Россию вырос на 60%, в Беларусь
– в 2,3 раза.
Таблица 3
Перевыполнение плана
по неналоговым поступлениям на
12,9 млрд.тенге и поступлениям от
продажи основного капитала на 3,7
млрд.тенге, получено, за счет разовых
поступлений и поступлений административных
штрафов, которые не планируются (Таблица
2).
Исполнение по
расходам республиканского бюджета.
Расходы республиканского бюджета
составили 2 397,0 млрд.тенге или 97,9 % к плану.
Таблица 4
Сумма недоосвоенных средств
республиканского бюджета составила
51,2 млрд.тенге, или всего 2,1% от общей
запланированной суммы расходов
на отчетный период. Данный показатель
более чем в два раза снизился,
по сравнению с 2010 годом, который
составлял 4,5%.
Расходы республиканского бюджета,
в первую очередь направлялись на
реализацию положений Послания Главы
государства народу Казахстана «Построим
будущее вместе» и съезда партии
«Нур Отан» и полученные по итогам
первого полугодия результаты свидетельствуют
о возможности достижения 7%-го роста
экономики по итогам года.
Таким образом, хотелось бы еще раз
отметить, что доходная часть показывает,
откуда поступают средства на финансирование
деятельности государства, какие слои
общества отчисляют больше из своих
доходов. Структура доходов непостоянна
и зависит от конкретных экономических
условий развития страны, рыночной
конъюнктуры и осуществляемой экономической
политикой политики. Любое изменение
структуры бюджетных доходов
отражает изменения в экономических
процессах. Расходная часть показывает,
на какие цели направляются аккумулированные
государством средства.
3.1
Проблемы в области бюджетного процесса
и способы их решения.
Ключевая проблема межбюджетных
отношений - незавершенность децентрализации
бюджетной системы. Расходы субнациональных
бюджетов перегружены обязательствами,
установленными законодательством,
основная часть их доходов формируется
за счет отчислений от государственных
налогов и финансовой помощи (в том числе
– неформализованной), имеет место резкая
несбалансированность расходных обязательств
и возможностей их финансирования. Официальная
система межбюджетных отношений остается
чрезмерно централизованной, заведомая
невыполнимость (нерациональность) ее
требований позволяет субнациональным
властям переложить основную политическую
и финансовую ответственность на государственный
центр. Для решения этой проблемы необходимо
существенно расширить налогово-бюджетные
полномочия региональных и местных властей
и повысить ответственность за их использование
при одновременном поддержании конкурентной
среды, жёстких бюджетных ограничений
и увеличении доли государственного в
доходах консолидированного бюджета.
Существует также проблема
нецелевого использования бюджетных
средств. Опыт развитых стран
подсказывает, что надо сделать
прозрачным, подконтрольным общественности
весь процесс составления плана
расходования бюджетных средств
и само расходование. Иными словами,
бюджет Республики должен быть
более подробным и выполняться
согласно по каждому направлению
бюджетных средств, вплоть до
небольших сумм, чтобы все видели,
на что власти собираются потратить
и как в действительности тратят
деньги налогоплательщиков. Для
этого бюджет должен быть детализированным,
открытым и понятным.
До сих пор остаётся нерешённой
проблема чрезмерной бюджетной
и налоговой нагрузки на экономику.
Характерный признак чрезмерной
нагрузки – значительная доля
теневой экономики. Нужно освободить
экономику из под государственной
опеки, с одновременным подкреплением
рыночного механизма сильной
государственной властью. Однако
она должна не командовать
бизнесом, а освободить рынок
от монополизма, ведомственного
произвола, региональной замкнутости,
коррупции, которые препятствуют
рыночным отношениям. Ещё одна немаловажная
проблема – низкая эффективность расходования
бюджетных средств. Для её решения необходимо
пересмотреть структуру бюджетных расходов,
сокращая ненужные расходы, повышать долю
капитальных вложений в бюджетных расходах,
улучшать сферу образования и здравоохранения,
выплачивать достойную заработную плату
работникам социальной сферы, создать
механизм, связывающий доступ граждан
к общественным благам с уплатой налогов.
Открытые конкурсы по закупкам товаров
и предоставлению услуг для бюджетных
организаций оздоровят экономику, сократят
число злоупотреблений.