Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:24, реферат
Определение сущности, роли и места бюджета в системе вос-производства служит основным методологическим пунктом раз¬вития теории бюджетного планирования и использования ее ре¬зультатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных эко¬номических условий, поскольку она зависит от системы производ¬ственных отношений, того или иного способа производства и оп¬ределяется ею.
Введение..................................................................................................
1. Содержание и значение бюджетного планирования
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета..
1.2 Основы бюджетного планирования и его принципы…….
2. Бюджетный процесс и его этапы………………………………..
2.1 Участники бюджетного процесса..........................................
2.2 Составление проектов бюджетов..........................................
2.3 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета...................
2.4 Исполнение бюджетов...................................
3. Анализ республиканского бюджета по поступлениям и исполнению расходов…………………………………………... 3.1 Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы.................................................................................
Методология прогнозирования
территориальных бюджетов впервые
была разработана и апробирована
Т.Е. Поляком в ходе подготовки и
реализации комплексных планов экономического
и социального развития административно-
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.
1) Метод экстраполяции,
т. е. составление перспективы
исходя из практики
2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.
3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.
Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.
Основными принципами планирования бюджета являются:
- принцип преемственности
- планирование бюджета с
- принцип приоритетности
- планирование бюджета с
- принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов.
Бюджетный процесс - это регламентируемая
нормами права деятельность органов
государственной и местной
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РК;
- Органы законодательной (представительной) власти;
- Органы исполнительной власти;
- Органы денежно - кредитного регулирования;
- Органы государственного финансового контроля;
- Государственные внебюджетные фонды;
- Иные органы, на которые
возложены бюджетные,
- Бюджетные учреждения;
- Государственные предприятия, другие получатели бюджетных средств;
- Кредитные организации,
осуществляющие отдельные
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на республиканском уровне, являются:
- Президент РК;
- Парламент РК;
- Правительство РК;
- Министерство финансов РК;
- Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Национальный Банк Республики Казахстан;
- Государственные внебюджетные фонды;
- Иные органы.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
1. финансовые органы, определяемые указом Президента страны;
2. органы денежно - кредитного регулирования, т. е. Национальный Банк РК;
3. органы государственного финансового контроля, к которым относятся:
- контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
- контрольные органы
Бюджетные полномочия законодательных
органов включают рассмотрение и
утверждение бюджетов и отчетов
об их исполнении, осуществление последующего
контроля за исполнением бюджетов,
формирование и определение правового
статуса органов, осуществляющих контроль
за исполнением бюджета
- с составлением проекта бюджета;
- с внесением его с
необходимыми документами и
- с исполнением бюджета;
- с управлением государственным
- с ведомственным контролем за исполнением бюджета;
- с представлением отчета
об исполнении бюджета с
Бюджетные полномочия Национального Банка Республики Казахстан направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Правительства основных направлений денежно - кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Республики Казахстан.
Кредитные организации могут
привлекаться для осуществления
операций по предоставлению средств
бюджета на возвратной основе. Они
могут обслуживать счета
2.2 Составление проектов бюджетов.
Следующий этап бюджетного
планирования - процесс составления
проекта бюджета. Главная задача
разработки проекта бюджета - определение
объема денежных средств, централизуемых
в бюджете с целью финансового
обеспечения функций, возложенных
на органы государственной власти и
органы местного самоуправления, и
мероприятий, предусмотренных прогнозом
экономического и социального развития
государства и территории.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
На первой стадии формирования
проекта бюджета
На второй стадии разработки
государственного бюджета государственными
органами исполнительной власти производится
распределение предельных объемов
бюджетных средств по показателям
бюджетной классификации, а также
адресное распределение финансовых
ресурсов между главными распорядителями
бюджетных средств. При этом Министерство
экономики РК определяет государственные
целевые программы, подлежащие финансированию,
и согласовывает объемы их финансирования
в плановом году и в среднесрочной
перспективе. Для проведения работы по составлению
проекта бюджета в Министерстве финансов
РК используются материалы, расчеты и
обоснования, поступающие от министерств
и ведомств Республики Казахстан. Эти
материалы сначала анализируются специалистами,
закрепленными за соответствующими министерствами.
В ходе анализа уточняются расчеты показателей
финансовых планов министерств, бюджетов
территорий, выявляются возможности мобилизаций
дополнительных доходов и экономии расходов.
Затем расчеты с внесенными поправками
рассматриваются у руководителей департаментов
Министерства, а затем направляются в
бюджетный департамент, который рассматривает
представленные расчеты. Вносит в них
в случае необходимости поправки и направляет
на решение руководства Министерства
финансов РК.