Прямые и непрямые налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:29, реферат

Описание работы

Налоги - это установленные законодательной властью обязательные- платежи которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет- государства.За счет налогов формируются финансовые ресурсы государства- которые аккумулируются в бюджетной системе страны.Также решается -задача равномерного и справедливого распределения налогового времени. С помощью налогов государство регулирует экономические процессы. Маневрируя уровнем налогов государство может повлиять на уровень цен.

Содержание

Введение 3
1.Виды налогов в зависимости от объекта обложения 4
1.1.Сущность прямых налогов и их функции 4
1.2.Непрямые налоги , их преимущества и недостатки 7
2. Анализ роли прямых и непрямих налогов в бюджете Украины 10
Заключение 17

Работа содержит 1 файл

taxation.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

       Относительно  увеличения роли НДС можно отметить, что хотя этот рост и отражает общую историческую тенденцию, присущую большинству развитых стран, все-таки является чрезмерным. Как уже отмечалось доля НДС в доходах бюджета Украины выше, чем в развитых странах, а доля акцизного сбора слишком низкая. Во многих странах структура непрямых налогов уравновешена или характеризуется преобладанием доли универсальных акцизов над долей специфических акцизов в 1,5—2 раза.

       Особенность структуры непрямых налогов в  Украине имеет как объективные, так и субъективные причины. К  объективным причинам можно отнести то, что, во-первых, в развитых странах вследствие высокого уровня доходов большинства населения   (60% — средний класс) круг покупателей подакцизных товаров шире, чем в Украине, где основные группы населения покупают лишь два вида подакцизных товаров — алкогольные и табачные изделия; во-вторых, в условиях экономического кризиса, инфляции, падения уровня доходов, роста масштабов теневой экономики НДС является одним из самых эффективных в фискальном плане налогом. К субъективным причинам, обуславливающим структуру непрямого налогообложения в Украине, можно отнести причины, порожденные особенностями налоговой политики с ее фискальной направленностью, несовершенством, что является следствием как незначительного опыта проведения   самостоятельной налоговой политики, так и отсутствия достаточного количества квалифицированных специалистов.

       Определение круга подакцизных товаров носит  в Украине свободный характер, вследствие чего ряд товаров и услуг, которые в западных странах являются объектом налогообложения акцизным сбором, в Украине не относятся к подакцизным товарам, а следовательно поступления от акцизного сбора не оказывают существенного влияния на характер доходности государственного бюджета.

       5. Уровень прямого налогообложения  в Украине за последние 5 лет имел тенденцию к снижению с 19,0% в 1993 г. до 15,0% в 1996 г. В 1997 г. поступления в государственный бюджет по прямым налогам, как уже отмечалось, не предусматриваются. Данные виды налогов в 1997 г. полностью будут зачисляться в местные бюджеты.

       Прямое  налогообложение в Украине базируется на трех основных видах налогов: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с граждан и плата за землю. Причем доля первого в доходах бюджета втрое (1995) превышает долю второго, тогда как в развитых странах преобладает подоходный налог с граждан.

       На  рис. 5.9. приведена структура прямых налогов в составе государственного бюджета Украины на 1996 г.

       Существенной  причиной такого положения является низкий уровень жизни преобладающей  части населения, в частности уровень заработной платы. Субъективной причиной определенного снижения доли подоходного налога является его взимание в основном у источника выплаты заработной платы, а не по декларации, вследствие чего другие доходы граждан укрываются от налогообложения. Ориентация на изменение соотношения между этими видами прямых налогов при сохранении таких условий была бы преждевременной и неоправданной. Только рост личных доходов станет надежной основой для изменения доли подоходного налога с граждан в объеме прямого налогообложения.

       Важной  причиной высокой доли налога на прибыль предприятий (в частности причиной многоразового превышения доли этого налога над долей личного подоходного налога) является особенность налоговой политики в Украине, что проявляется в установлении чрезмерного налогового пресса на предприятия. Этот пресс чрезмерный вследствие особенностей учета финансовых результатов в Украине, то есть учет не фактических затрат, а затрат, регламентированных соответствующими нормами. По подсчетам специалистов, 30%-ное налогообложение прибыли, рассчитанное в соответствии с действующей в Украине методикой, равняется 48—54%-ному налогообложению в соответствии с моделью, предложенной основами Мирового налогового кодекса.

       Таким образом, основными причинами более высокого удельного веса налога на прибыль предприятий в сравнении с личным подоходным налогом в Украине является данный уровень жизни преобладающей части населения и чрезмерный налоговый пресс на предприятия.

       Закономерное, а не искусственное повышение роли прямых налогов может быть обеспечено только вследствие общего изменения экономической ситуации в стране: экономического роста, увеличения личных доходов и доходов предприятий.

       Поэтому в ближайшее время основу налоговой системы будут составлять непрямые налоги и только в стратегическом направлении реформирования налоговой системы Украины возможно в ее основу будут положены прямые налоги.

       6. Достаточно высокими темпами  развивается в Украине в связи с переходом к рыночной экономике целевое налогообложение для финансирования системы социального страхования. Так, на протяжении последних лет наблюдается общая тенденция роста налогов на социальное страхование относительно ВВП и общей суммы налоговых доходов государства. Так, отчисления на социальное страхование возросли в 1996 г. по сравнению с 1993 г. в 2 раза.

       Взносы  в фонды: Пенсионный, занятости, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения в Украине — имеют высокий удельный вес в доходах бюджета. С одной стороны, это свидетельствует о недостаточной социальной направленности налоговой политики в Украине, о несоответствии структуры налоговой системы выбранной модели социально ориентированной рыночной экономики. С другой стороны, доля взносов в вышеназванные фонды в Украине и так превышает объективные возможности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, является одним из факторов чрезмерного налогового пресса на них. Поэтому увеличивать отчисления на социальное страхование можно только путем их частичного прямого переложения на плечи граждан. А это требует как повышения уровня личных доходов, так и развития системы социального страхования в Украине.

       Однако  в 1997 г. удельный вес отчислений на социальное страхование существенно снизился по сравнению с 1996 г. и составил 17,73%, что связано с реформированием налоговой системы Украины. С 1997 г. отчисления на социальное страхование взимаются ввиде:

  • сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Украины;
  • сбора на обязательное социальное страхование, в том числе сбора на обязательное социальное страхование на случай безработицы, который уплачивается в государственный бюджет Украины;
  • сбора в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, который образуется в составе государственного бюджета Украины.

       Как видно, структура отчислений на социальное страхование в 1997 г. по сравнению  с 1996 г. существенно изменилась. Это связано с тем, что в 1997 г. были введены в действие три новых закона, которые изменили порядок начисления и уплаты взносов в Пенсионный фонд (который выведен из состава государственного бюджета), в фонд Чернобыля и Фонд социального страхования. Изменилось не только само название платежа (теперь это сбор), но и размеры, объекты налогообложения, круг плательщиков и льгот. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Формирование  налоговой системы Украины требует  изучения опыта развитых стран, налоговые  системы которых имеют многолетнюю  историю, так как опыт нашего государства  в этих вопросах несколько ограничен, поскольку в условиях административно-командного социализма отношения между государством и предприятиями базировались на прямом изъятии значительной части их доходов в бюджет в виде отчислений от прибыли, различного рода платежей.

       Структура налоговой системы Украины отвечает общим закономерностям, присущим развитию налоговых систем. Эти закономерности составляют объективную границу  усовершенствования налоговой системы  Украины на современном этапе. Изменение  основных характеристик этой системы возможно лишь при условии устранения причин, обуславливающих их, то есть изменения определенных параметров социально-экономической системы Украины.

       Опыт  западноевропейских государств вполне применим в современных условиях Украины, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным специфическим особенностям украинской экономики.

Информация о работе Прямые и непрямые налоги