Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:29, реферат
Налоги - это установленные законодательной властью обязательные- платежи которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет- государства.За счет налогов формируются финансовые ресурсы государства- которые аккумулируются в бюджетной системе страны.Также решается -задача равномерного и справедливого распределения налогового времени. С помощью налогов государство регулирует экономические процессы. Маневрируя уровнем налогов государство может повлиять на уровень цен.
Введение 3
1.Виды налогов в зависимости от объекта обложения 4
1.1.Сущность прямых налогов и их функции 4
1.2.Непрямые налоги , их преимущества и недостатки 7
2. Анализ роли прямых и непрямих налогов в бюджете Украины 10
Заключение 17
1.
Обременение для
2.
Политические — поскольку
3.
Социально-экономические —
4.
Предпринимательские —
Историческое развитие системы налогообложения привело к
постепенному стиранию четких отличий между прямыми и непрямыми налогами. Универсальные формы непрямых налогов — акцизы, при перенесении их взимания из сферы реализации в сферу производства имеют много признаков прямого налогообложения, прежде всего, четко обозначенный объект налогообложения — объем оборота или добавленная стоимость. При этом объекты налогообложения частично совпадают: прямая форма — налог на прибыль и непрямая форма — налог на добавленную стоимость, •часть которой составляет та же прибыль. С точки зрения плательщика это практически одинаковые налоги. Только налог на добавленную стоимость непосредственно включается в цену, а налог на прибыль учитывается при установлении цены только опосредованно — через уровень рентабельности (прибыльности) товаров, работ :и услуг. В то же время налог на добавленную стоимость ограничивает норму прибыли предприятий. Это свидетельствует о том, что отличия между прямыми и непрямыми налогами в современных условиях не очень существенны. Также прямыми и непрямыми налогами в равной мере облагаются доходы потребителей — .носителей налогов, так как в одном случае косвенные налоги выступают в виде надбавки к цене, 4а в другом — прямые налоги включаются в цену товаров на стадии производства.
2. Анализ роли прямых и непрямых налогов в бюджете Украины.
Переход к рыночным отношениям объективно потребовал использования экономических методов управления общественным производством, изменения системы формирования доходных поступлений в бюджет. Эта система стала строиться на базе налоговых платежей, а взаимоотношения предприятий и коммерческих организаций с бюджетом переведены на правовую основу, регулируемую законом.
Доходная часть Государственного бюджета Украины формируется за счет налогов и неналоговых поступлений. В настоящее время основными видами государственных доходов являются налоги.
Налоговая система Украины на современном этапе характеризуется достаточно высоким уровнем налогообложения. К объективным причинам такого положения можно отнести:
1.
Реформирование отношений
2. Невозможность полной и быстрой коммерциализации отраслей непроизводственной сферы: здравоохранения, просвещения, науки, культуры и других, которые требуют значительных государственных средств.
3.
Необходимость роста
Первые две причины могли объяснить высокий уровень налогообложения на начало 90-х годов. В дальнейшем они должны были обусловить его уменьшение вследствие как падения доли государственной собственности, так и постоянного сокращения затрат на развитие социально-культурной сферы. Единой объективной при-
чиной, которая в какой-то мере может объяснить рост общего уровня налогообложения, является третья.
Высокий
уровень налогообложения мог
быть вызван также усилением
Поэтому можно сказать, что основные причины, обуславливающие высокий уровень налогообложения в Украине, лежат в области субъективного фактора. Основными среди них являются:
1.
Задержка с рыночными
2. Ошибки в проведении налоговой политики, которые породили значительные масштабы уклонения от налогообложения. Невозможность аккумулировать в этих условиях достаточные доходы в государственный бюджет привела к усилению налогового пресса на тех, кто еще выплачивает налоги.
3. Увеличение дефицита государственного бюджета, которое происходило из-за непродуманной политики государственных расходов и сопровождалось поиском путей увеличения государственных доходов, а единственным способом такого увеличения считалось повышение общего уровня налогообложения.
Таким образом, уровень налогового пресса в Украине можно оценить как чрезмерный в том смысле, что он выше, чем обусловленный объективными причинами и обстоятельствами.
Для анализа налоговой системы воспользуемся данными, изложенными в Законах Украины «О Государственном бюджете» за 1993—1997 гг. На основании данных соответствующих бюджетов покажем динамику объема и структуры налоговых доходов за 1993— 1997 гг. Данные приведены в
1. Важной функцией государства является защита суверенитета и территориальной целостности Украины, а также гарантирование финансово-экономической безопасности. Экономика является центральным звеном общественной жизни. В условиях реформирования экономических отношений необходимо по-новому подойти к организации и построению основных принципов функционирования этих отношений, разработать и предложить прогрессивные формы и методы регулирования процесса создания, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП) для сбалансированного, активного развития экономических интересов всех членов общества.
В
1997 г. предусматривалось
Наравне с активной структурной, инвестиционной, денежно-кредитной и валютной политикой главными рычагами государственного влияния на достижение указанных ориентиров должны стать бюджетная и налоговая политика.
По данным официальной статистики в 1996 г. в бюджеты всех уровней мобилизовано налогов, сборов и обязательных платежей 37,4% ВВП. В структуре доходов бюджета 80% занимали налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог, плата за землю, поступления в Пенсионный фонд и взносы предприятий и хозяйствующих организаций в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения, что составляло 30% ВВП.
Остановить спад, стабилизировать производство и способствовать его расширению невозможно без снижения налогового пресса, сокращения количества и введения более качественных и реальных налогов, которые по своей природе выполняли бы не только фискальную функцию, а прежде всего, стимулировали бы предпринимательские структуры в создании дополнительной стоимости и ее легализации.
В 1997 г. по плану доходы Государственного бюджета Украины планировались на уровне 21% ВВП, если исходить, что ВВП составлял 104,4 млрд грн. (хотя его размер не раз уточнялся на протяжении года), а налоговые доходы на уровне 16% ВВП, что гораздо ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
2. На основе данных, приведенных в табл. 5.6—5.10, на рис. 5.5 приведена динамика и структура налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета.
Как
видим, с развитием налоговых
отношений в Украине все
3.
Далее проанализируем
Если же к непрямым налогам отнести сборы в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, Пенсионный фонд и Фонд занятости, которые, по сути, являются аналогом такого специфического налога на Западе, как взносы на социальное страхование, то можно сказать, что сборы в эти фонды в совокупности с непрямыми налогами составляют основу налоговой системы Украины.
Таким образом, структура налоговой системы Украины подтверждает ту закономерность, согласно которой в условиях низкого уровня доходов юридических и физических лиц, низкого уровня налоговой культуры, несовершенства фискального законодательства и работы налоговых служб невозможно обеспечить преобладание в структуре налоговой системы прямых налогов. В Украине факторами, усиливающими эту закономерность, являются падение реальных доходов предприятий, рост числа убыточных предприятий в условиях глубокого экономического кризиса. При этих обстоятельствах сохранение сравнительно большой роли прямых налогов может быть обеспечено лишь путем чрезмерного налогообложения как юридических, так и физических лиц, что разрушает стимулы к экономической деятельности.
В
Украине в связи с постоянным
бюджетным дефицитом и
4. Структура непрямых налогов в Украине характеризуется преобладанием НДС, рентных платежей за нефть и природный газ, отчислений на строительство и содержание автомобильных дорог и акцизного сбора.
Как видим, ведущее место в налоговых доходах Украины на 1997 г. принадлежит НДС — 50,73%, что соответствует уровню всех непрямых налогов в Украине за предшествующие 5 лет.
Также в 1997 г, был принят новый закон о порядке начисления и уплаты НДС. В дальнейшем такая реформа приведет к покрытию государственных расходов не за счет плательщиков с высокими доходами, а путем усиления налогообложения лиц со средними и низкими доходами. Введение данного закона можно рассматривать как способ, который в фискальном плане компенсирует уменьшение поступлений в государственный бюджет по подоходному налогу и налогу на прибыль вследствие закрепления данных налогов за местными бюджетами, а в экономическом — перенесет налоговый пресс с фонда накопления на фонд потребления.