Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:08, контрольная работа

Описание работы

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Содержание

Введение 2
1. Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых 3
2. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых 5
3. Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе 11
4. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых 14
Заключение 17
Практическая часть 18

Работа содержит 1 файл

ндпи.docx

— 40.16 Кб (Скачать)

     Содержание: 

Введение                                                                                                                   2

1. Правовой  статус налога на добычу полезных  ископаемых                             3

2. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых                              5

3. Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе           11

4. Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых                                                                                                            14

Заключение                                                                                                             17

Практическая  часть                                                                                               18 
 
 
 
 

 

     Введение 

     Платежи за пользование природными ресурсами  составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных  платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением  конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

     Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными  предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

     Данный  налог является центральным элементом  новой системы налогообложения  природных ресурсов, заменившим взимавшиеся  с разработчиков недр платежи  на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.

     Налог на добычу полезных ископаемых - это  один из наиболее важных платежей, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации. Порядок  расчета горной ренты, величина ее изъятия  государством влияет как на экономику  отдельных предприятий, так и  на всю экономику России в целом.

     Таким образом, из вышесказанного следует  важность взимания налога на полезные ископаемые для экономики государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Правовой статус  налога на добычу полезных ископаемых 

     Все платежи, взимание которых так или  иначе связано с взаимодействием  человека и природы, независимо от их налогового статуса можно подразделить на экологические и природоресурсные платежи. Если объектом экологических  платежей является вредное воздействие  человека на природу, то объектом природоресурсных платежей являются отношения по использованию  различного рода природных ресурсов (земли, лесов, вод, недр и пр.), а также  результат такого использования. В  контексте приведенного деления  налог на добычу полезных ископаемых следует отнести к группе платежей за природопользование, поскольку объектом данного налога является добыча полезных ископаемых (статья 336 НК РФ). Группа платежей за природопользование имеет весьма неопределенный правовой статус, поскольку не дает четких оснований для отнесения указанных платежей к налогам, сборам или гражданско-правовым платежам. Однако, применительно к налогу на добычу полезных ископаемых значимость указанной проблематики существенно снижается, поскольку указанный налог ориентирован на обложение стоимости добытых полезных ископаемых (статьи 336–338 НК РФ) и не является условием предоставления государством права пользования недрами. С учетом изложенного можно сказать, что налог на добычу полезных ископаемых является именно налоговым платежом, поскольку отвечает законодательно установленным признакам налога (статья 8 НК РФ), в частности: индивидуальная безвозмездность, обязательный (принудительный) характер, поступление в бюджет, односторонний характер. После вступления в силу изменений, внесенных в текст главу 26 НК РФ Законом № 57-ФЗ применительно к порядку уплаты налога на добычу полезных ископаемых (а именно – после 01.01.2003 г.) налог на добычу полезных ископаемых уплачивается единовременно по итогам налогового периода (статья 344 НК РФ (с изменениями, внесенными Законом № 57ФЗ)). Следовательно, авансовый характер у данного обязательного платежа отсутствует.

     Следующим этапом при определении правового  характера налога на добычу полезных ископаемых является отнесение его  к группе прямых или косвенных  налогов. Косвенные налоги взимаются  в процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда  как прямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ. Источник уплаты прямых налогов  формируется у налогоплательщика, тогда как источник уплаты косвенных  налогов поступает налогоплательщику  в составе иных платежей (как правило, цены). Анализ всех признаков прямых налогов позволяет сделать вывод, что именно к данной группе налог  на добычу полезных ископаемых и относится. Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых является имущество  – полезные ископаемые, а не денежные средства. Во-вторых, связь с исполнением  по сделке (реализацией), которое, как  правило, выступает объектом косвенных  налогов, отсутствует, однако в наличии  прямая связь с предметом налогообложения. В-третьих, взимается данный налог  непосредственно в виде денежного  платежа в бюджет (отсутствует  завуалированный характер налогового изъятия). В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика. В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц. В свою очередь, относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых является налогом личным, поскольку взимается  он исходя из стоимости добытых полезных ископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).

     В завершение характеристики правового  статуса налога на добычу полезных ископаемых следует указать, что  данный налог относится к числу  налогов неокладных, т. е. налогов, которые  самостоятельно рассчитываются налогоплательщиком, что прямо следует из статьи 52, пункта 1 статьи 338 и статьи 343 НК РФ. 

2. Характеристика налога на добычу полезных ископаемых 

     Объектом  налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

  1. полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  2. полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

     Не  признаются объектом налогообложения:

  1. общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  2. добытые (собранные) минералогические. Палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  3. полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  4. полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  5. дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

     Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

     Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента  государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

     Налоговая база определяется отдельно по каждому  добытому полезному ископаемому.

     Количество  добытого полезного ископаемого  определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

     В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные  налоговые ставки либо налоговая  ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

     Оценка  стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

     Налоговым периодом признается календарный месяц.

     Налоговые ставки по видам полезных ископаемых представлены в Таблице 1

     Налоговые ставки по видам полезных ископаемых

Налоговая ставка Вид полезного  ископаемого
1 2
0%

0 руб

При добыче полезных ископаемых в части нормативных  потерь полезных ископаемых;

- попутного  газа;

- подземных  вод, содержащих полезные ископаемые, при строительстве и эксплуатации  подземных сооружений;

- полезных  ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного  качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

- полезных  ископаемых, остающихся во вскрышных,  вмещающих породах или в отходах  перерабатывающих производств в  связи с отсутствием в РФ  промышленной технологии их извлечения;

- минеральных  вод, используемых налогоплательщиком  исключительно в лечебных и  курортных целях без их непосредственной  реализации;

- подземных  вод, используемых налогоплательщиком  исключительно в сельскохозяйственных  целях;

- сверхвязкой  нефти. Добываемой из участков  недр, содержащих нефть вязкостью  более 200мПа х с (в пластовых  условиях).

3,8% При добыче калийных солей
4,0% При добыче:

- торфа;

- угля  каменного, угля бурого, антрацита  и горючих сланцев;

- апатит-нефелиновых,  апатитовых и фосфоритовых руд

4,8% При добыче кондиционных руд черных металлов.
5,5% При добыче:

- сырья  радиоактивных металлов;

- горно-химического  неметаллического сырья (за исключением  калийных солей, апатит-нефелиновых,  апатитовых и фосфоритовых руд);

- неметаллического  сырья, используемого в основном  в строительной индустрии;

- соли  природной и чистого хлористого  натрия;

- подземных  промышленных и термальных вод;

- нефелинов,  бокситов.

6,0% При добыче:

- горнорудного  неметаллического сырья;

- битуминозных  пород;

- концентратов  и других полупродуктов, содержащих  золото;

- иных  полезных ископаемых, не включенных  в другие группировки.

6,5% При добыче:

- концентратов  и других полупродуктов, содержащих  драгоценные металлы (за исключением золота);

- драгоценных  металлов, являющихся полезными  компонентами многокомпонентной  комплексной руды (за исключением  золота);

- кондиционного  продукта пьезооптического сырья,  особо чистого кварцевого сырья  и камнесамоцветного сырья.

7,5% При добыче минеральных вод
8,0% При добыче:

- кондиционных  руд цветных металлов (за исключением  нефелинов и бокситов);

- редких  металлов, как образующих собственные  месторождения, так и являющихся  попутными компонентами в рудах  других полезных ископаемых;

- многокомпонентных  комплексных руд, а также полезных  компонентов многокомпонентной  руды, за исключением драгоценных  металлов;

- природных  алмазов и других драгоценных  и полудрагоценных камней.

17,5% При добыче газового конденсата из всех видов  месторождений углеводородного  сырья.
419 рублей за 1 тонну При добыче нефти  обезвоженной, обессоленной и стабилизированной
147 рублей за 1000 кубических метров  При добыче  газа горючего природного из  всех видов месторождений углеводородного  сырья.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых