Проблемы и перспективы развития земельного налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время роль земельного налога в бюджетах всех трех уровней бюджетного устройства РФ относительно невелика – от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета (см. приложения ). Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 %. Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

Содержание

I Глава. Экономическое содержание земельного налога.

1.1 История развития имущественного налогообложения.

1.2. Структура поступления по земельному налогу в муниципальные образования.

II Глава. Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога на примере какой-либо организации.

2.1. Основные элементы налогообложения по земельному налогу.

2.2. Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога на примере какой – либо организации.

III Глава. Проблемы и перспективы развития земельного налога.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по НСЮЛ.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Содержание 

I Глава. Экономическое содержание земельного налога.

1.1 История  развития имущественного налогообложения.

1.2. Структура  поступления по земельному налогу  в муниципальные образования.

II Глава. Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога на примере какой-либо организации.

2.1. Основные  элементы налогообложения по  земельному налогу.

2.2. Порядок  исчисления и сроки уплаты  земельного налога на примере  какой – либо организации.

III Глава. Проблемы  и перспективы  развития земельного  налога.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3. 
 

    
 
 

I Глава. Экономическое содержание земельного налога.

1.1 История  развития имущественного налогообложения.

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука

считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему

правилу для всех налогов, поземельный налог  должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам – в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли. С развитием техники обложения появились более совершенные способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение кадастра как «совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли».

      Кадастры  использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог. От общего понятия о кадастре перейдем к доходности и устройству поземельного налога на примере России. В России поземельный налог был старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной,

посошная  подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену

приходит  подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.

В 1875 г. в бюджете России появился новый  «государственный поземельный» налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с   1853 г. Государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов по закону 1884 г. колебалась от 1/4 коп. до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896 г. Ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901 г. доходы от него составили 9,87 млн. руб. Большое значение имел поземельный налог, взимавшийся с государственных крестьян с 1724 г. под названием оброчной подати. При введении подушной подати была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога, платили еще оброк своим помещикам, а государственные крестьяне платили только подушную подать. Для устранения этого неравенства и была введена оброчная подать с государственных крестьян, оклад которой постепенно повышался. В 1858 г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. – в губерниях 4-го класса. Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные доходы. Так, по росписи на 1910 г. Было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. рублей.

      В настоящее время роль земельного  налога  в бюджетах всех трех уровней бюджетного устройства РФ относительно невелика – от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета (см. приложения ). Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 %. Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации. Наблюдаемая тенденция к росту собранных или назначенных к исполнению сумм земельного налога объясняется прежде всего индексацией ставок земельного налога, а также учитываемым уровнем инфляции.

      За  рубежом земельный налог (вариация названия – поземельный налог) также имеет место быть. Причем он тоже относится к классу местных налогов. Так, например, во Франции существует земельный налог на застроенные участки и на незастроенные участки. Ставки этих налогов, как и в российском варианте, определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума. Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности. Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80 % кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

      В Германии поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка – 1,2 %. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается налог в размере 2 % покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочими земельными участками. 
 
 
 
 
 
 
 
 

II Глава. Порядок исчисления и  сроки уплаты земельного налога на примере какой-либо организации.

2.1. Основные элементы  налогообложения  по земельному  налогу.

Земельный налог относится к числу местных  налогов. Правила его взимания регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ), а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако НК РФ устанавливает лишь общие положения, обязательные к исполнению. Нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований не должны противоречить НК РФ. 
         Кто является налогоплательщиком? В соответствии с НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на правах собственности, постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения. Арендаторы, а также лица, владеющие участком на праве безвозмездного срочного пользования, земельный налог не уплачивают.

          Объекты налогообложения. Объектом налогообложения признают земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территориях которых введен земельный налог за исключением земель, изъятых из оборота, а также ограниченных в обороте, занятых особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда или предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Не облагают налогом и земли лесного фонда.

     Налоговым периодом признан календарный год. То есть налог необходимо отчислять ежегодно. Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами определены первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. В соответствии со ст. 393 НК РФ, местные органы могут и не устанавливать отчетный период. 
При расчете земельного налога принимают во внимание кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Это служит исходной налоговой базой. Ее определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности на землю. Если участок находится в общей долевой собственности, то налог рассчитывают для каждого налогоплательщика пропорционально его доле. Если земля оформлена в общую совместную собственность, то налог уплачивают в равных долях. При этом организации и физические лица — индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра. Что касается других граждан, то налоговую базу для них устанавливает налоговое ведомство, руководствуясь сведениями, предоставленными органами государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и органами муниципальных образований. 
          Уменьшение налоговой базы. Для некоторых категорий налогоплательщиков налоговую базу уменьшают на необлагаемую налогом сумму (10 тыс. руб.) в отношении участков, находящихся в собственности, постоянном бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это касается Героев СССР, Героев РФ, инвалидов детства, ветеранов и инвалидов ВОВ, а также других граждан. Для уменьшения налоговой базы необходимо предъявить документ, подтверждающий право на такую льготу. Представительные органы муниципальных образований могут определить необлагаемую налогом сумму в размере более 10 тыс. руб. 
          Налоговая ставка. Конкретные налоговые ставки устанавливают представительные органы муниципальных образований. Законодательством предусмотрены ставки налога, которые нельзя превышать. 
Так, для земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и задействуемых для сельскохозяйственного производства налоговая ставка не должна превышать 0,3%. Это также касается земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, территорий, предоставленных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также садоводства, огородничества или животноводства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не должна превышать 1,5%. Но допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

     Коэффициенты. Если земельный участок приобретен в собственность на условиях возведения на нем жилья, за исключением сооружения индивидуальных домов, то сумму налога исчисляют с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства. Данный коэффициент применяют вплоть до государственной регистрации прав на возведенный объект. Если проектирование и строительство заняло более трех лет, то налог исчисляют с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего названный срок, и до момента государственной регистрации объекта недвижимости. Если участок оформлен в собственность с целью сооружения индивидуального жилого дома, то сумму налога определяют с учетом коэффициента 2 в течение периода строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации возведенного объекта недвижимости.

     Землепользователи, освобождаемые от налогообложения 
1) органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций; 
2) учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального, а также столичного бюджета, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, выделенных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта; 
3) организации и физические лица — в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации спортивных сооружений, используемых в соответствии с целевым назначением и др. (п. 1 ст. 3.1 Закона Москвы о земельном налоге). 
Категории граждан, для которых налоговая база уменьшена на 10 000 тыс. руб. 
1) Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры орденов Славы;

2) инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которым дана I и II группа инвалидности, установленная до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалиды с детства;

4) ветераны  и инвалиды Великой Отечественной  войны, а также ветераны и  инвалиды боевых действий;

5) физические  лица, имеющие право на получение  социальной поддержки в соответствии  с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и ФЗ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; 
6) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 
7) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
 
 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития земельного налога