Проблема расчета налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

- При получении подтверждения НДС было много проблем. В результате несовершенства механизмов регулирования налоговых процедур тысячи предприятий окажутся брошенными. Мне кажется, прежде чем усовершенствовать процедуры для налогоплательщиков, необходимо навести порядок внутри Налоговых комитетов. Произошла парадоксальная ситуация.

Работа содержит 1 файл

НДС проблемы.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Поставить НДС ребром!

 
Проблемы подтверждения НДС - одна из самых актуальных для казахстанских предпринимателей. Что грозит тем бизнесменам, которые не успели встать на учет в налоговые органы, рассказывает директор «Yantsen company» Наталья Янцен:

- При получении подтверждения  НДС было много проблем. В  результате несовершенства механизмов  регулирования налоговых процедур  тысячи предприятий окажутся  брошенными. Мне кажется, прежде чем усовершенствовать процедуры для налогоплательщиков, необходимо навести порядок внутри Налоговых комитетов. Произошла парадоксальная ситуация.

Изначально, начиная  процесс подтверждения налогоплательщиками статуса плательщика НДС,  налоговыми органами преследовалась цель - упорядочить некоторые процедуры взаимодействия с налогоплательщиками, чтобы у налоговых органов имелись фактические адреса всех плательщиков НДС. В итоге, то, как «на местах»  в налоговых органах проходила процедура подтверждения НДС, привело не совсем к тому эффекту.

Люди  приходили за несколько месяцев  до окончания сроков подтверждения, но, как выяснилось, многих из них  «футболили» из кабинета в кабинет, при этом сотрудники  районных Налоговых комитетов  требовали такие документы, которые не значились в перечне необходимых бумаг. Например, нерадивые инспектора запрашивали у бизнесменов данные, касающиеся местонахождения учредителя компании. Соглашусь с тем, что у налоговиков есть основания требовать документы, подтверждающие местонахождение юридического лица. Но зачем им понадобилось информация о местонахождении учредителей - до сих пор остается загадкой.

Далее ситуация разворачивалась по известному сюжету. Если хотя бы одного документа  в наличии у предпринимателя  не оказывалось, то он незамедлительно получал отказ в  принятии документов для подтверждения свидетельства налогоплательщика НДС. Свой вердикт сотрудники налоговых органов объясняли разными причинами. Вот одна из них. Например, учредитель в каком-то году открыл ИП, налоги  не заплатил (по мнению налоговых органов, что не всегда бесспорно), следовательно, необходимо оплатить штраф,  затем снова сдать все документы повторно. Замечу, что обычно таким незатейливым методом работники Налоговых комитетов якобы предлагали помощь в разрешение «внезапно возникших трудностей».

Те  бизнесмены, которые не смогли встать на учет,  открыли новые фирмы.

Я знаю,  что  в моем окружении несколько директоров компаний не успели подтвердить свидетельство налогоплательщика НДС. А сколько их по всему Казахстану?

Процедура постановки на регистрационный учет в качестве плательщика НДС была заявлена в Законе «О введении в  действие Налогового Кодекса РК», который  вступил в силу с января 2009 года, где были прописаны все процедуры  и перечень документов. Сотрудникам Налогового комитета необходимо было только фиксировать наличие всех документов, рассматривать их в течение месяца, а затем, если все в порядке, отдавать их владельцу свидетельство плательщика НДС.  Но поскольку процедуры были в разных статьях кодекса, необходимо было  собрать информацию воедино... а внутренних писем по процедурам, по тому, как действовать - не было.  И как результат - налоговые инспекторы в разных налоговых комитетах и регионах страны требовали и действовали по разному, и не все предприниматели успели встать на учет.

- Если предприниматель вовремя не встал на учет по НДС?

- В том случае, если предприниматель  не успел подтвердить свидетельство  налогоплательщика НДС, то он  должен уплатить с остатка  товара, который у него имеется  в наличии, налог на добавленную стоимость.  А это могут быть огромные суммы, которые будет сложно оплатить единовременно.

- Как вы считаете, целесообразным ли будет предложение о продлении сроков подтверждения на учет по НДС?

- Хороший вопрос. Интересно посмотреть, каковы будут дальнейшие шаги налоговых органов. На самом деле, возникшие проблемы у налогоплательщиков, которые не успели встать на учет по НДС, являются одновременно проблемами и налоговиков.

- Какие проблемы возникают сегодня у налогоплательщиков?

- Основная проблема для бизнесменов  - система обслуживания налогоплательщиков  СОНО. Постоянно в  эту программу внедряются нововведения, которые, к сожалению, окончательного решения проблем не приносят. Очень часто в своей практике сталкиваемся с ситуацией, когда отправляется налоговая отчетность и непонятно, дошли ли данные до сервера Налогового комитета или нет. В связи с проблемами на сервере Налогового комитета, многие предприниматели сдавали за 1 квартал отчеты на бумажном носителе. В итоге налоговые органы зафиксировали отчеты некоторых компаний из-за нехватки времени, как «нулевки». Теперь  предпринимателям необходимо ходить в налоговые комитеты, показывать сданную отчетность с цифрами и просить налоговых инспекторов исполнить свою работу и «посадить» отчеты с цифрами, либо сдавать дополнительную отчетность с цифрами.

- Что можете сказать по поводу системы управления рисками?

- Одним из критериев системы управления рисками, влияющей на назначение налоговых проверок является сдача дополнительной налоговой отчетности. Я считаю, что предпринимателям практически невозможно работать без сдачи дополнительных налоговых отчетов по ряду причин и субъективных, таких как ошибки бухгалтерии, и объективных  -  ввиду  некорректной работы СОНО.  Так что не совсем понятно, каким образом будет работать эта система управления рисками по этому критерию - дополнительные налоговые отчетности. Или все налогоплательщики¸ сдающие дополнительные отчеты попадают в зону риска?

Проблемы зачета сумм НДС, выставленных поставщиками - лжепредпринимателями

27 августа 2005 года на официальном web-портале Налогового комитета Министерства финансов РК www.taxkz.kz до сведения налогоплательщиков было доведено, что судами РК вынесены акты (решения, приговоры) о признании представленных в списке налогоплательщиков лжепредпринимателями.

В соответствии с письмом Налогового комитета Министерства финансов РК от 27 августа 2005 года суммы НДС, отнесенные в зачет по работам (услугам, товарам) фактически не произведенным (реализованным), не подлежат отнесению в зачет.

Данные  выводы налоговых органов противоречивы  и требуют некоторых разъяснений. На практике не редки случаи неверной интерпретации и соответственно применения положений налогового законодательства по вопросам исключения из зачета сумм НДС.

Так, добросовестный налогоплательщик по фактически произведенным работам (реализованным товарам, услугам), относя в зачет суммы НДС, даже не подозревает о возможности возникновения в последующем некоторых проблем. На сегодняшний день одной из них является исключение из зачета сумм НДС, так как поставщик — плательщик НДС признан лжепредпринимателем.

Насколько правомерно и обосновано данное исключение? В чем причина и каковы шансы решения данной проблемы? На эти вопросы попытались найти ответы сотрудники Юридической фирмы GRATA Эльдар Арыстанов и Алмат Даумов.

В соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2005 год» общая сумма поступления в бюджет НДС составила 292 831 666 тенге, а по расчетам на 2006 год общая сумма поступления в бюджет НДС составила 371 099 948 тенге.

Анализ  поступления в бюджет НДС показывает особую значимость данного вида налога для Республиканского бюджета. В связи с этим в целях обеспечения полного и надлежащего поступления НДС по рекомендации Министерства финансов Республики Казахстан налоговыми органами областного и межрайонного значения со второго полугодия 2005 года было организовано ряд налоговых проверок. В результате доначислены огромные суммы налогов, пени и штрафов. Однако некоторые налогоплательщики не согласны с результатами налоговых проверок.

Рассматриваемая ситуация

С недавнего  времени на казахстанском горизонте косвенного налогообложения появилась дилемма, уже не первый год будоражащая деятельность, как отечественных, так и иностранных бизнес структур — налоговые органы по результатам проверок поставщиков товаров, работ (услуг) — плательщиков НДС, исключая из зачета суммы НДС поставщиков, признанных в судебном порядке лжепредпринимателями, доначисляют огромные суммы налогов, штрафов и пени. Для более полного и всестороннего представления ситуации, Вашему вниманию предлагается схема действующей системы зачета НДС:

Действие 1.

Поставщик товара (работ, услуг) производит реализацию. 
На данном этапе поставляется товар (работа, услуга), а также выписывается счет-фактура с указанием стоимости товара + 15% НДС.

КАРТИНКА 1

Действие 2.

Получатель  товара (работ, услуг) производит оплату стоимости товара (Х + 15%) в соответствии с представленными поставщиком счетами-фактурами. Следует особо отметить то, что на данном этапе взаимоотношения между поставщиком и получателем товаров (работ, услуг) заканчиваются.

КАРТИНКА 2

Действие 3.

Далее каждая сторона (поставщик и получатель) уже самостоятельно и автономно выполняют возложенные на них обязательства перед государством.

Поставщик перечисляет в Государственный бюджет соответствующие суммы НДС, а получатель товара в конце налогового периода предоставляет Декларацию с указанием сумм НДС, по всем полученным товарам (работам, услугам), подтверждаемые соответствующими счетами-фактурами и ставит суммы НДС, уплаченные поставщику и подтвержденные счетами-фактурами, в зачет.

КАРТИНКА 3

Таким образом, действующее налоговое  законодательство четко разграничивает обязательства взаимодействующих  субъектов.

Схема проблемы.

Вместе  с тем, как было отмечено выше, во время представления отчетности в Налоговые органы и осуществления зачета НДС получатель товаров (работ, услуг) сталкивается с множеством проблем, о существовании которых, добропорядочный налогоплательщик и не мог догадываться:

КАРТИНКА 4

В рассматриваемой ситуации получатель товара, как добросовестный налогоплательщик, получил товар, оплатил его стоимость, а также сумму НДС, и, получив счет-фактуру от поставщика товара, поставил сумму НДС в зачет.

Поставщик же товара (недобросовестный налогоплательщик) поставив товар, выставив счет-фактуру, получив оплату стоимости товара и НДС в размере 15 тенге (см. схему), фактически уплатил в бюджет 6 тенге, указав, что стоимость товара была 40 тенге. В итоге, осуществив несколько таких операций, компания-поставщик товара признается лжепредприятием. При этом, компания — получатель товара ничего не подозревает о дальнейшей судьбе уплаченной ею суммы НДС и «недобросовестном» ведении бизнеса компанией-поставщиком товара.

В таких  случаях налоговые органы, обнаружив компанию — лжепредпринимателя, в ходе проведения налоговой проверки доначисляют компании-получателю товара суммы фактически неуплаченного в государственный бюджет НДС, а также пени и штрафы. Иными словами добросовестному налогоплательщику — получателю товара доначисляют сумму налога, неуплаченного другой компанией — поставщиком товара.

При этом главной аргументацией налоговых  органов служит своеобразная интерпретация  положений статей 235, 242 Налогового кодекса. В частности, письмом Налогового комитета Министерства финансов от 27 августа 2005 года предусматривается следующее: в соответствии с положениями статей 235 и 242 Налогового кодекса сумма НДС, отнесенная в зачет налогоплательщиками по работам (услугам, товарам), фактически не произведенным налогоплательщиками, которые признаны лжепредприятиями, подлежат исключению из зачета. Кроме того, на основании статьи 92 Налогового кодекса расходы налогоплательщиков по работам (услугам, товарам), фактически не произведенным такими лжепредприятиями, не подлежат отнесению на вычеты.

Следует особо отметить, что из положений статьи 235, предусматривающей условия зачета сумм НДС, и статьи 242 Налогового кодекса, устанавливающей требования к оформлению счетов-фактур, никоим образом не следует данный вывод Налогового комитета МФ РК. Расширительное, более того, искаженное и в корне противоречащее Налоговому кодексу толкование его норм, по мнению авторов настоящей статьи, недопустимо и нарушает права налогоплательщика.

Далее проведем небольшой обзор положений действующего налогового законодательства, применимого к рассматриваемому вопросу.

I. Условия отнесения в зачет сумм НДС:

Информация о работе Проблема расчета налога на добавленную стоимость