Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:46, реферат
Цель работы непосредственно заключается в анализе перспектив введения налога на недвижимость.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие налога на недвижимость;
2) Проанализировать его сущность;
3) Рассмотреть предпосылки введения налога;
4) Определить проблемы, связанные с введением данного налога;
5) Проанализировать причины введения налога;
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы налога на недвижимость…………………………….4
2. Анализ перспектив введения налога на недвижимость…………...…………7
3. Перспективы и риски налога на недвижимость…………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..20
- неравномерность распределения налогового бремени (по видам недвижимости - жилая и нежилая, по объектам - земля, здания и сооружения);
- жесткое централизованное регулирование налоговой базы и налоговых ставок»5.
«Главная проблема введения этого налога связана с тем, что объект и налоговая база связаны с формированием кадастра объектов недвижимости и с разработкой методов кадастровой оценки объектов. И на сегодняшний день, пока работа с кадастром не завершена, говорить о том, чтобы ввести этот налог не очень правильно. Ее решение также требует разработки и принятия целого ряда документов, в частности:
- порядка проведения
кадастровой оценки
- порядка формирования
сведений об объектах
- методики кадастровой оценки недвижимости;
- досудебного порядка
урегулирования споров о
- порядка утверждения
результатов оценки
- порядка внесения
результатов оценки
Таким образом, главное препятствие для введения этого налога прежнее - отсутствие базы со сведениями об объектах налогообложения.
А для того, чтобы сформировать кадастр, надо еще и оценить объекты. Методика кадастровой оценки в настоящее время разработана только в отношении земельных участков. В Госдуме есть законопроект, внесенный депутатами, касающийся изменений в закон об оценочной деятельности, который вводит понятие кадастровой оценки объектов недвижимости.
Соответственно, после принятия этого закона, разработки соответствующих методик оценки и проведения оценки станет ясно, какова же будет база для этого налога. Исходя из этого будет решено, какие можно применить ставки, коэффициенты, льготы, вычеты, поскольку этот налог рассчитан прежде всего на собственников жилья, на граждан, и он будет затрагивать определенный социальный аспект. Необходимо учесть все нюансы, чтобы этот налог не был в первую очередь обременителен для малообеспеченных слоев.
3. Перспективы и риски налога на недвижимость
В правительстве и
Госдуме обсуждают вопросы
«Введение единого рыночного налога на недвижимость в России важно как с точки зрения экономической целесообразности, так и социальной справедливости. Благодаря взиманию этого налога существенно увеличились бы поступления в бюджет и улучшилась ситуацию на отечественном рынке недвижимости, а также было бы обеспечено соблюдение известного принципа, в соответствии с которым "богатые должны платить больше".
В середине января, говоря о намерении властей продумать в текущем году меры по дальнейшему совершенствованию налоговой системы, помощник президента РФ Аркадий Дворкович также подчеркнул, что упомянутый принцип должен воплощаться, прежде всего, за счет налога на недвижимость. "Во-первых, это проще всего с точки зрения администрирования - недвижимость не увезешь. Во-вторых, люди, которые имеют действительно высокие доходы, готовы платить за свою недвижимость, я в этом нисколько не сомневаюсь. При этом введение налогов на недвижимость должно сопровождаться значительными льготами для тех, у кого стандартная, относительно небольшая недвижимость и стандартный уровень доходов", - отметил Дворкович»7.
Вследствие введения нового налога (призванного заменить нынешние налоги на имущество и землю), малоимущие россияне станут платить даже меньше, чем сейчас, поскольку будет предусмотрены стандартные вычеты для обладателей определенного метража жилплощади, а также дополнительные льготы. Тогда как владельцы многометражных квартир и особняков будут платить налог, исходя из их рыночной стоимости, по прогрессивной шкале. С учетом всех имевшихся и введенных за последние годы новых объектов недвижимости, соответствующие налоговые поступления в бюджет могли бы значительно возрасти, предположил глава думского комитета. На утверждение необходимых законодательных актов Госдуме понадобится год-два, но на осуществление трудоемкого процесса кадастровой оценки объектов недвижимости, вероятно, потребуется несколько лет.
"Ссылки на то, что учреждению налога на недвижимость препятствует отсутствие кадастровой оценки последней, звучат достаточно давно, однако, следует, наконец, сдвинуть дело с мертвой точки", - сказал председатель общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов.
Сегодня, добавил он, в целом, по налогу на имущество физических лиц в стране собирается порядка 25 миллиардов рублей, то есть, втрое меньше оказанной государством поддержки "АвтоВАЗу". С введением налога на недвижимость уже на первых порах эта сумма могла бы увеличиться в десять раз – до 250 миллиардов, оценил лидер "Деловой России". Как он рассказал, с инициативой о переносе центра тяжести налоговой нагрузки из сферы производства в сферу потребление и направлении полученных за счет этого дополнительных средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда представители названной организации выступили в середине прошлого года.»8.
В Минфине сообщили, что проработка перспектив учреждения налога на недвижимость ведется, но говорить о каких-либо конкретных решениях и сроках пока рано.
«Между тем, рядовых обывателей, в первую очередь, беспокоит то, чтобы нововведение не ударило по их кошелькам: как вследствие взимания самого налога, так и в результате оплаты предполагаемой кадастровой оценки их собственности. К примеру, сейчас за произведение оценки земельного участка в 12 соток в рамках сделки по купле-продажи в провинциальном российском городе необходимо уплатить не менее 8 тысяч рублей. При том, что работа соответствующих специалистов "на выезде" занимает менее часа, а дожидаться ее выполнения в очереди приходится более месяца (при увеличенном тарифе, правда, стояния в очередях можно избежать). В связи с чем, людей, конечно, тревожит и угроза повышения "оценочных" затрат, и риски умножения сопутствующих бюрократических процедур. И чтобы малоимущие, в итоге, не пострадали от введения налога на то, что не в состоянии унести с собой богатые, нововведению должна предшествовать тщательная подготовительная работа всех заинтересованных ведомств. Очевидно, если новый налог планируется ввести с 2013 года (как это сообщалось ранее), масштабный подготовительный процесс следовало бы активизировать в текущем году, предупреждают эксперты»9.
«Помимо прочего, учреждение налога на недвижимость также посодействовало бы преодолению спекулятивных тенденций на отечественном рынке недвижимости, подтвердил гендиректор аналитической компании "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко. Скажем, в западных странах средства в недвижимость традиционно вкладываются с целью получения консервативных, пусть и не очень высоких, но стабильных, доходов, например, от сдачи ее в аренду, тогда как в России квартиры и дома зачастую приобретают для того, чтобы через какое-то время их более выгодно перепродать - на волне растущего спроса и цен. В результате сотни и тысячи квадратных метров жилья фактически пустуют и простаивают. И по вечерам во многих новостройках можно увидеть немало хронически темных окон в квартирах, владельцы которых, к тому же, стараются уйти от полноценной оплаты коммунальных услуг. Все это еще более усугубляет общую ситуацию, имеющую острую социальную подоплеку, констатировал Репченко»10.
Минфин требует как можно скорее ввести в России налог на недвижимость. Откладывать эту меру до 2014 г. нельзя, необходимо начать взимать налог уже через полгода, отмечено в письме главы Минфина Антона Силуанова в правительство.
Минэкономразвития и Росреестр предполагали закончить оценку объектов недвижимости в I квартале. Но вряд ли создание кадастра удастся завершить до конца года. Без кадастра Минфин не может просчитать возможные последствия введения налога для бюджета и населения.
"Нам нужен налог,
который был бы справедливым
с точки зрения распределения
налогового бремени. Те
Это может привести к тому, что кадастровая оценка будет сильно завышена и владельцы любого жилья будут платить совершенно сумасшедший налог", - отметил председатель налогового комитета общественной организации "Опора России" Михаил Орлов.
Пока не готов кадастр недвижимости, можно принять другие меры, считает председатель общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов. Например, пересмотреть существующий налог на имущество. Уже сейчас можно ввести разные ставки и взимать налог в зависимости от площади недвижимости, а не ее стоимости»11.
Заключение
Уже давно ведутся разговоры о налоге на недвижимость, который заменил бы существующие имущественные налоги. Предполагается, что в перспективе именно налог на недвижимость будет основным источником формирования местных бюджетов. Это обеспечит самостоятельность муниципальных властей.
Налог на недвижимость выполняет следующие функции: воспроизводственная, консервационная, казначейская (фискальная), компенсационная, обременительная (регулирующая).
Установление налога на недвижимость жилого назначения обеспечит возможность финансирования инфраструктуры и подготовки земельных участков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья. Создастся возможность снижения инвестиционной себестоимости возводимого жилья и увеличения вводов жилья, развития застройки и расширения налоговой базы. Кроме того, введение налога позволит повысить самостоятельность и независимость местных властей.
В качестве причин, вызвавших появление проблем с налогообложением недвижимости в нашей стране, можно отметить следующие:
- недостаточное развитие рынков земли и недвижимости;
- отсутствие адекватной системы учета объектов недвижимости;
- политические и социальные
риски, ограничивающие его
- незначительная роль в доходах территориальных и прежде всего местных бюджетов;
- отрыв в определении налоговой базы от рыночной стоимости недвижимости;
- неравномерность распределения налогового бремени (по видам недвижимости - жилая и нежилая, по объектам - земля, здания и сооружения);
- жесткое централизованное
Обращаясь к эксперименту, который
уже в течение нескольких лет
проводится в Новгороде и Твери,
можно сделать следующие
Наибольшее затруднение вызвал не процесс массовой оценки объектов недвижимости, как это можно было бы ожидать, а формирование единого реестра. Причина состоит в том, что до сих пор не преодолены существующие межведомственные барьеры, не до конца налажено взаимодействие разных служб по данному вопросу. А для формирования реестра требуется свести воедино информацию органов и организаций, находящихся в федеральном, региональном и муниципальном подчинении, вплоть до совмещения их компьютерных баз данных. Что касается оценки недвижимости, то эксперимент в Твери и Новгороде показал, что классические методы массовой оценки можно использовать в масштабах крупных и средних городов. Обновление ценовой информации вполне успешно осуществляется самими муниципальными образованиями. Одновременно с этим в ходе эксперимента выяснилось, что механизм кадастровой оценки земли оказался чрезмерно централизованным, поскольку оценку земли осуществляет федеральная структура. А это не позволяет учитывать местные особенности и, в результате, приводит к существенным искажениям. И еще один практический вывод: органы местного самоуправления, ориентируясь на конкретную ситуацию, должны иметь возможность варьировать налоговую ставку налога на недвижимость. Жесткие ограничения, установленные на федеральном уровне, сыграют скорее негативную роль.
Эксперимент с налогом на недвижимость может стартовать в 12 регионах, где летом
завершилась массовая кадастровая оценка
недвижимости. Тогда до конца года могут
быть сделаны расчеты по ставке.
Претендентами
на введение в следующем году единого
налога на недвижимость, основанного на
рыночной оценке объектов, являются Башкирия,
Татарстан, Краснодарский и Красноярский
края, Иркутская, Калининградская, Калужская,
Кемеровская, Нижегородская, Ростовская,
Самарская и Тверская области.
Библиографический список