Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:40, реферат
Объектом курсовой работы являются принципы налогообложения.
Предметом курсовой работы является история становления и современное состояние принципов налогообложения в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – изучение принципов налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и историческое развитие принципов налогообложения...5
1.1. Сущность принципов налогообложения …………………………...........5
1.2. Эволюция принципов налогообложения …………………………………6
Глава 2. Анализ современных принципов налогообложения ………………13
2.1. Сущность современных принципов налогообложения ……………….13
2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации……19
2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях
в Российской Федерации ………………………………………………………24
Глава 3. Проблемы в налогообложении в современной России……………27
Заключение ……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы …………………………………………32
Приложения ………………………………………………………………….…34
Расчетная часть …………………………………………
В нашей стране впервые вопрос о принципах налогообложения начал изучать Н.И.Тургенев (1789 – 1871гг.). В своей работе «Опыт теории налогов» (1818г.) ученый пришел к выводу, что подданные государства должны давать средства, необходимые для достижения цели общества или государства, причем каждый по возможности и соразмерно своему доходу и заранее установленным правилам (сроки платежа, сроки взимания), удобным для плательщика8.
Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице 1.
Одним из важных понятий
в учении А.Вагнера является эластичность
налогов. Не все налоги обладают эластичностью,
поэтому налоговая система
Кроме того А.Вагнер развивает идеи справедливости. Он занимает позицию, отличную от позиции А.Смита, на основе концепций Ж.Б.Сэя и Д.С.Милля, которые считали возможным обложение капитала, имея в виду налог на наследство. Тем самым усиливалось внимание ученых к вопросам равномерного распределения налогового бремени.
Таблица 1.
Система девяти «золотых» правил
Финансовые принципы организации налогообложения |
Достаточность налогообложения, эластичность (подвижность) налогообложения
|
Народно - хозяйственные принципы |
Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса — должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом); правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения |
Этические принципы (принципы справедливости) |
Всеобщность налогообложения; равномерность налогообложения |
Административно-технические правила (принципы налогового управления) |
Определенность |
В дальнейшем развитие принципов налогообложения А.Вагнера происходит в работах других ученых.
В частности,
Ф.Нитти с учетом требований своего
времени преобразовал идею А.Смита
об отрицательном влиянии
Принцип, предлагаемый Ф.Нитти, сформулирован таким образом: «налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление и, следовательно, производство». Примером может служить введение в 19в. обложения окон в Англии, после которого резко сократилось количество окон в жилых домах.
Успешной
реализацией достижений финансовой
науки явились налоговые
На современном этапе принципы налогообложения – это, по сути, основополагающие и руководящие идеи, базовые положения, определяющие начала налогового права9. Общие начала налогообложения устанавливаются непосредственно в нормах налогового права.
Указанные принципы представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается российское налоговое право, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития налогообложения.
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРИНЦИПОВ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1. Сущность современных принципов налогообложения
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
• налоговое законодательство должно быть стабильно;
• взаимоотношения
• тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
• взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;
• способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
• существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
• издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
• нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
• доступность и открытость информации по налогообложению;
• соблюдение налоговой тайны.
Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.
Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.
Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется. В соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.
Правовой характер взаимоотношений
государства и
Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.
Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.
Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени — уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.
Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлении. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков — важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика — это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:
- каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;
- количество издаваемых
- законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг Другу;
- тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
- при изменении каких-либо норм
в законодательных актах,
Один из важнейших принципов построения налоговых систем — принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.
К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.
Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не вес поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции,
Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла, Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.