-
Принцип соразмерности основан
на взаимозависимости процессов
наполняемости бюджетов и дестимулирования
в результате налогообложения экономической
активности налогоплательщиков. Данный
принцип зачастую характеризуют также
как принцип экономической сбалансированности
интересов налогоплательщиков и государственной
казны, то есть при установлении налогов
и определении их элементов необходимо
соизмерять последствия с точки зрения
как выгод для бюджета, так и ущерба для
экономики. Причем сопоставлять эти выгоды
и потери следует не только в текущий момент
времени, но и на перспективу, чтобы не
получить в дальнейшем уменьшения налоговой
базы и соответственно снижения налоговых
поступлений.
-
Принцип учета интересов основан
на определенности налогового
платежа, то есть всех элементов
налога, а также удобстве исчисления
и времени уплаты налога, в
первую очередь налогоплательщика.
Одним из обязательных атрибутов
данного принципа является предварительная
информированность налогоплательщика
не только об исчерпывающем
перечне налогов, которые ему
следует уплачивать, но и о
всех вводимых в налоговое
законодательство изменениях. Другой
атрибут – обеспечение простоты исчисления
налогового обязательства и удобства
времени уплаты, которое следует совмещать
с фактом получения дохода (по налогам
на труд и на доходы) или с моментом осуществления
акта потребления (по налогам на потребление).
Одним из наглядных примеров реализации
данного принципа в российской практике
является определенная вариативность
выбора налогоплательщиком того или иного
способа исчисления и уплаты по отдельным
налогам, а также возможность применения
малым бизнесом различных систем налогообложения.
-
Принцип множественности налогов
синтезирует в себе два аспекта.
Во-первых,
этот принцип предусматривает целесообразность
построения налоговой системы на
совокупности дифференцированных налогов
и различающихся объектов обложения. Множественность
налогов создает предпосылки для повышения
адресности налогообложения, в большей
мере улавливающей платежеспособность
налогоплательщиков и наличие у них различных
объектов обложения, позволяет более эффективно
распределять налоговое бремя по различным
категориям плательщиков, делает его для
них более незаметным, формируя тем самым
более толерантное отношение к нему. Более
того, труднее избежать различных объектов
обложения и уплаты множества налогов,
нежели одного объекта и единого налога.
Во-вторых,
этот принцип предусматривает целесообразность
формирования множественности источников
бюджетов каждого уровня, недопустимости
ситуации «бюджета одного налога», поскольку
при множественности источников обеспечивается
относительная гарантированность его
наполнения вне зависимости от возможных
провалов поступления того или иного налога.
Множественность источников бюджета экономически
более целесообразна, особенно в кризисные
периоды. В этом случае более эффективно
наполнять бюджет будет множество налогов
с низкими ставками и широкими налоговыми
базами, нежели ограниченное число налогов
с высокими ставками.
Рассмотрим
теперь юридические принципы налогообложения.
-
Принцип нейтральности предполагает
единообразный характер применения
налогов и равенство всех плательщиков
перед налоговым законом. В
соответствии с этим принципом
считается недопустимым установление
различных налогов или элементов налогов
дифференцированно исходя из социальных,
национальных, конфессиональных и иных
критериев, а также в зависимости от формы
собственности, организационно-правовой
формы предпринимательской деятельности,
местонахождения налогоплательщика и
иных дискриминационных оснований. Этот
принцип реализован в статье 3 Налогового
кодекса Российской Федерации.
-
Принцип установления налогов
законами означает, что любой
закон должен быть установлен
исключительно посредством принятия
представительной (законодательной)
властью страны соответствующего
законодательного акта. Этот принцип
воплощен в статье 12 Налогового
кодекса Российской Федерации,
в соответствии с которой применительно
к федеральным налогам РФ законными
могут считаться только те налоги,
которые установлены НК, к региональным
налогам относятся только те, которые
установлены НК и законами субъектов РФ,
к местным – только те, которые установлены
НК и нормативно-правовыми актами представительных
органов местного самоуправления. В соответствии
со статьей 3 НК ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать налоги
и сборы, не предусмотренные НК либо установленные
в ином порядке, чем это определено НК.
Принцип
отрицания обратной силы налогового
закона основан на том, что вновь
принимаемый закон, ухудшающий положение
налогоплательщиков, не может распространяться
на отношения, возникшие до его принятия.
Данный принцип реализован в статье
5 НК, где предусматривается, что
акты законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые налоги и (или) сборы,
повышающие налоговые ставки, размеры
сборов, устанавливающие или отягчающие
ответственность за нарушение налогового
законодательства, устанавливающие новые
обязанности или иным образом ухудшающие
положение налогоплательщиков или плательщиков
сборов, обратной силы не имеют.
-
Принцип приоритетности налогового
законодательства заключается в том, что
нормативно-правовые акты, регулирующие
какие либо отношения, в целом не связанные
с вопросами налогообложения, не должны
содержать норм, устанавливающих особый
порядок взимания налогов. Данный принцип
подтверждается статьями 4 и 6 НК. Таким
образом, если в неналоговых законах и
актах имеются нормы, так или иначе касающиеся
налоговых отношений, то применять их
следует только тогда, когда они подтверждены
и соответствуют нормам налогового законодательства,
то есть при коллизии этих норм должны
применяться положения именно налогового
законодательства.
-
Принцип наличия всех элементов
в законе означает, что налог считается
установленным лишь в том случае, когда
соответствующим законом определены налогоплательщики
и все элементы налога. К обязательным
элементам статья 17 НК относит: объект
налогообложения, налоговую базу, налоговый
период, налоговую ставку, порядок исчисления
налога, порядок и сроки уплаты налога.
Отсутствие хотя бы одного элемента в
законе означает, что обязанности налогоплательщика
по уплате данного налога не установлены.
Рассмотрим
далее организационные принципы
налогообложения.
-
Принцип единства налоговой системы
предполагает недопустимым установление
налогов, прямо или косвенно
ограничивающих свободное перемещение
в пределах территории страны
товаров (работ, услуг) или денежных
средств. Данный принцип закреплен
в статье 3 НК РФ. Исходя из этого
принципа, не должны устанавливаться
налоги, нарушающие единство экономического
пространства и налоговой системы
страны. Поэтому недопустимо установление
налогов, ограничивающих или создающих
препятствия не запрещенной законом
экономической деятельности физических
лиц и организаций, а также
препятствующих реализации гражданами
своих конституционных прав. Кроме
того, принцип единства налоговой
системы обеспечивается единой
системой налоговых органов, пронизанных
вертикалью, анне горизонталью управления.
-
Принцип подвижности (эластичности)
налогообложения заключается в
том, что в целях приведения
в соответствие с объективно
изменяющимися государственными потребностями
некоторые обязательные элементы налога
и даже сам налог могут быть оперативно
изменены как в сторону ослабления, так
и в сторону усиления его фискальной или
иной функции. Кроме того, подвижность
налогообложения проявляется в регулярном
заполнении обнаруживающихся в налоговом
законодательстве пробелов и различных
нестыковок. Данный принцип направлен
на эволюционное, а не революционное развитие
налоговой системы, и при постепенном
совершенствовании процесса налогообложения
он не будет противоречить принципу стабильности.
-
Принцип стабильности налоговой
системы основан на том, что,
несмотря на определённую подвижность
налогообложения, налоговая система
должна быть достаточно стабильной,
кардинальное реформирование налоговой
системы должно проводиться лишь
в исключительных случаях и
строго определенном порядке.
Одним из атрибутов данного
принципа является требование
статьи 5 НК РФ о том, что
изменения в части установления
новых налогов или сборов должны
вступать в силу не ранее
1 января года, следующего за годом
их принятия, но не ранее одного
месяца со дня их официального
опубликования.
-
Принцип налогового федерализма
следует рассматривать как основной
организационный принцип функционирования
налоговой системы страны, наделяющий
различные уровни государственного
правления налоговыми полномочиями
и ответственностью по поводу
установления налогов, налоговых
отчислений и распределения налоговых
доходов между бюджетами соответствующих
уровней для обеспечения их
финансовой самостоятельности.
-
Принцип гласности основан на требовании
обязательного официального опубликования
законов, других нормативных актов, касающихся
тем или иным образом обязанностей налогоплательщика.
Исходя из этого принципа в статье 32 НК
РФ за налоговыми органами закреплена
обязанность бесплатно информировать
налогоплательщиков о действующих налогах
и сборах, давать разъяснения и консультации
о порядке исчисления и уплаты налогов.
-
Принцип одновременности обложения
базируется на недопущении обложения
одного и того же объекта
более чем одним налогом. Другими
словами один и тот же объект
должен облагаться только одним
налогом и только один раз
за определенный законодательством
налоговый период. Данный принцип воплощен
в частности в статье 38 НК РФ, где сказано,
что каждый налог имеет самостоятельный
объект налогообложения.
Следует
заметить, что совокупность представленной
системы принципов не является общепринятой
в теории и практике налогообложения.
Различные исследователи по разному
видят эту систему, соглашаясь с
наличием универсальных принципов,
проверенных временем, и открывая дискуссию
о целесообразности выделения в качестве
самостоятельных принципов, не являющихся
бесспорными либо вытекающих из какого-нибудь
универсального принципа или же просто
дополняющих его. К числу таковых нередко
относят принципы гармонизации налоговой
системы, исчерпывающего перечня налогов,
эффективности налогового администрирования,
всеобщности, универсализации и так далее.
Поэтому приходится констатировать, что
на сегодняшний день теория не выработала
единого решения в вопросе определенности
системы принципов налогообложения.
заключение
Не всякий
обязательный платеж может считаться
налогом. Специфика налогов заключается
в их соответствии определенным
принципам. Впервые принципы налогообложения
были сформулированы Адамом Смитом
в работе «Исследование о природе
и причинах богатства народов»
(1776). И затем дополнялись в соответствии
с этапами развития общества.
В
рационально построенной системе
налогообложения соблюдение принципов
становится очевидным, однако на практике
они реализуются не всегда. Поскольку
в настоящее время налоги используются
как инструмент экономической и структурной
политики, уровень налогового бремени
(в рамках, определяющих неугнетающий
характер налогов) устанавливается в зависимости
от конкретных задач государственного
регулирования и особенностей экономической
ситуации.
Налоги
во всяком обществе имеют обязательный
характер, тем не менее, одностороннее
рассмотрение налогового инструмента
в качестве прямой производной властных,
административных полномочий государства
не допустимо. Формирование налоговой
системы происходит на стыке взаимодействия
рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных.
Поэтому, с одной стороны, установление
и взимание налогов есть прерогатива власти,
а с другой стороны, формирование перечня
налогов и установление уровня налогового
бремени на организации и население диктуется
условиями рынка и уровнем развития экономики.
Перечисленные исторически сложившиеся
принципы оказались применимыми
и к современному налогообложению.
Однако по мере развития регулирующей
функции государства в сфере
налогообложения пришлось расширить
их перечень.
На
сегодняшний день в Российской Федерации
основные принципы налогообложения
прописаны в Налоговом кодексе.
список
используемых источников
1.
Налоговый кодекс Российской Федерации
по состоянию на 20.02.2010
2.
Налоговое право : «Конспект лекций».
– Изд. 2-е, перераб. И доп. / Составит. А.
А. Тедеев. – М. : Эксмо, 2007, 175 с.
3.
Налоги и налогообложение : учебник для
студентов вузов, обучающихся по специальности
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит», «Мировая экономика»
/ Под ред. И. А. Майбурова. – 3-е изд., перераб.
и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 519 с.