Принципы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 04:44, курсовая работа

Описание работы

В связи с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- изучить понятие принципов налогообложения;
- рассмотреть формирование принципов налогообложения;
- дать характеристику современным принципам налогообложения.

Содержание

Введение 3
Исторический аспект принципов налогообложения 5
Совокупность принципов налогообложения и их характеристика 9
Заключение 17
Список используемых источников 18

Работа содержит 1 файл

Курсовая - принципы налогообложения.docx

— 40.71 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Факультет финансист

     Кафедра налогов и налогообложения 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  теме:   Принципы налогообложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Хабаровск 2011

      СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3

     Исторический аспект принципов налогообложения 5

     Совокупность принципов налогообложения и их характеристика 9

     Заключение 17

     Список используемых источников 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     введение

 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

     Первой  ячейкой, лежащей в основе налоговой  системы, являются принципы налогообложения, выражающие качественную особенность  налогообложения. Ведь в   налогах   заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При правильном подходе и умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

        Так,   налоги   могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов.

         С помощью   налогов   возможно регулирование потребления.

         В   налогах   заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.  

     Налоги   могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

     Все эти особенности налогов и  налогообложения находят своё отражение в принципах налогообложения.

     Поэтому целью данной работы является исследование основных принципов налогообложения.

     В связи с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие вопросы:

     - изучить понятие принципов налогообложения;

     - рассмотреть формирование принципов  налогообложения;

     - дать характеристику современным  принципам налогообложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исторический  аспект принципов  налогообложения

     Реализация  общественного предназначения налогов  воплощается в налоговой системе  любой страны, разрабатываемой с  учетом базовых правил и положений  теории налогообложения. Эти правила  и положения образуют совокупность принципов налогообложения, определяющих направленность налоговой политики и закладываемых в фундамент  построения налоговой системы. Таким  образом, принципы налогообложения  – это базовые идеи, правила  и положения, применяемые в сфере  налогообложения. Следовательно, можно  утверждать, что принципы налогообложения  – это принципы построения налоговой  системы.

    Принципы  налогообложения формулируются  в процессе развития юридической  науки (в первую очередь налогового права и финансового права), затем  на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в  виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогообложения.

    Само  слово «принцип» переводится  с латинского (principium) как основа, первоначало чего-либо. Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом в его знаменитом труде «исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) следующим образом:

   «Подданные  государства должны по возможности  соответственно своей спо-собности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под  покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма  платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика  и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

   Каждый  налог должен взиматься в то время  или тем способом, когда и как  плательщику должно быть удобнее  всего платить его. Каждый налог  должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

    Сегодня сформулированные великим ученым, основоположником классической политической экономии постулаты  называют классическими принципами налогообложения.

    При этом важнейшими из них являются:

  1. Принцип справедливости. Налоги – законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для её использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и, наоборот, не справедливо для того, у кого отнимают. Известно, что справедливость – категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие не является юридически определенным. С точки зрения права   «справедливость» - чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае;
  2. Принцип определенности налогообложения. Адам Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Сроки уплаты, способ платежа, сумма платежа – всё это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения является большим злом, чем неравномерность налогообложения;
  3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, что налогообложение должно осуществляться тогда и так (таким способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его;
  4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. По Смиту, содержание данного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

     Впоследствии  указанные классические принципы были дополнены немецким экономистом  Адольфом Вагнером. По Вагнеру, принципы налогообложения представляют собой  систему девяти «золотых» правил, объединенных в четыре группы:

  1. Финансовые принципы организации налогообложения;
    • Достаточность налогообложения;
    • Эластичность (подвижность) налогообложения;
  1. Народно-хозяйственные принципы:
  • Надлежащий выбор источника налогообложения, то есть, в частности, решение вопроса, должен ли налог падать только на доход, или капитал отдельного лица либо населения в целом;
  • Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения;
  1. Этические принципы, принципы справедливости:
    • Всеобщность налогообложения;
    • Равномерность налогообложения;
  1. Административно-технические правила или принципы налогового управления:
    • Определенность налогообложения;
    • Удобство уплаты налога;
    • Максимальное уменьшение издержек взимания.

     В нашей стране первым вопрос о принципах  налогообложения рассматривает  Николай Иванович Тургенев. В своей  работе «Опыт теории налогов» (1818) он также приходит к выводу, что подданные  государства должны давать средства к достижению цели общества или государства  каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     совокупность  принципов налогообложения  и их характеристика

     Несмотря  на многообразие надстроечной (практической) части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во многом схожа. Для разных стран  существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют принципы, разработанные  А. Смитом и А. Вагнером. Но нельзя сказать, что эти принципы остаются неизменными. Общественный прогресс детерминирует  эволюцию принципов: они дополняются  и уточняются в соответствии с  объективными потребностями социально-экономического развития. Совокупность принципов, ставших классическими, и современных принципов, сформулированных теорией и практикой налогообложения CC века, представляет ныне определенную систему принципов.

       

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рисунок 1 – Система принципов налогообложения 

     Вначале рассмотрим экономические принципы налогообложения.

     - Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменной сущности в силу многогранности данного признака уточнение его универсального названия вполне допустимо, но не в полной мере корректно в первую очередь по отношению к равенству, как будет показано ниже. Традиционно различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

     Принцип горизонтальной справедливости (его  ещё называют принципом платёжеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом  положении, должны находиться и в  равной налоговой позиции, то есть одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.

     Принцип вертикальной справедливости (его также  характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, то есть кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.

     - Принцип эффективности (принцип  экономичности)подразумевает необходимость  установления таких налогов, чтобы  поступления по каждому налогу  существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам – региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) – данный принцип реализуется далеко не в полной мере. Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить.

Информация о работе Принципы налогообложения