Принципы и механизм налогообложения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание

1. Введение.
2. Налоги и их виды.
2.1. Налоговые ставки.
2.2. Порядок расчета и сроки уплаты.
2.3. Общая характеристика налога на прибыль.
2.4. Общая характеристика налога на имущество.
3. Система налогообложения в России.
3.1. Льготы по налогу.
4. Принципы налогообложения в России.
5. Переложение налогового бремени.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

налоги и их виды.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

3. Система налогообложения в России

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в таблице 2.

Таблица 2

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

  1. налог на добавленную стоимость
  2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
  3. налог на прибыль (доход) организаций
  4. налог на доходы от капитала
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
  7. государственная пошлина
  8. таможенная пошлина и таможенные сборы
  9. налог на пользование недрами
  10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
  12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  13. лесной налог
  14. водный налог
  15. экологический налог
  16. федеральные лицензионные сборы
  1. налог на имущество организаций
  2. налог на недвижимость
  3. дорожный налог
  4. транспортный налог
  5. налог с продаж
  6. налог на игорный бизнес
  7. региональные лицензионные сборы
  1. земельный налог
  2. налог на имущество физических лиц
  3. налог на рекламу
  4. налог на пользование или дарение
  5. местные лицензионные сборы

 

Таким образом, Налоговый  Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов  и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты. К примеру, в США действует только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемые на уровне отдельных штатов. Несмотря на такое разнообразие налогов, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них. Структура поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации такова, что львиная доля налоговых доходов приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы, т.е. 24,7 %,  27,8%  и 10,8% соответственно. Подоходный налог с физических лиц в РФ составил в 2000г. лишь 12,1% в общей сумме налоговых поступлений, в то время как в США, Западной Европе и других промышленно развитых странах он составляет 20–30%.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому  налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

 

3.1.  Льготы по налогу.

В соответствии со всем выше указанным  законодательством  предусмотрены  следующие виды льгот по налогу на прибыль,  предоставляемые на территории России всем предприятиям, которые удовлетворяют соответствующим критериям:

- исключение из  налогооблагаемой  прибыли  определенных  видов  затрат;

- снижение налоговых  ставок для определенных видов  предприятий;

- освобождение от налога  на  прибыль  определенных  видов деятельности;

- освобождение от налога  на прибыль  определенных  видов   предприятий;

- освобождение от налога  на прибыль определенных видов  предприятий на определенный  срок  в  начальный  период  их  деятельности.

Состав налоговых льгот по каждому из этих разделов постепенно расширялся. В  то  же  время  происходило  и ужесточение условий применения некоторых льгот. При анализе возможности применения той или иной  льготы  особое внимание следует обращать на различие применяемых в  законодательстве при формулировке количественных условий (например, соотношения различных видов деятельности) терминов “не менее” и  “более” или “не более” и “менее”.

И, тем не менее, хотелось бы вкратце отразить в своей работе те виды деятельности на которые распространяются льготы по налогу на прибыль.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой  нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости  оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики. Наиболее ярким примером политики такого рода служит политика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 1980-х гг.

Инвестиционный налоговый  кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от ½ до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы налогообложения

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения  налогового бремени нашли свое отражение  в принципах налогообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Однако, хорошее применение этого принципа, несмотря на его привлекательность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма проблематично. Во-первых, невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хорошего качества получают дополнительные выгоды не только водители. Во-вторых, принцип полученных благ неприменим в отношении социальных расходов государства – в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат пособий по безработице на самих же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев. Однако, на практике такая задача вряд ли разрешима. Противники этого принципа выдвигают следующие аргументы. Во-первых, в случае его использования неравномерно искажаются результаты рыночной деятельности людей; во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижаются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокрытию доходов от налогообложения.

Рассматривая вопросы  налогообложения, мы неоднократно подчеркивали определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнение доходов казны). Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей. Круг задач, которые решают с её помощью государство, можно определить как регулирование качественных параметров воспроизводства и стимулирования роста общественного богатства. Регулирующая функция проявляет в проводимой государством налоговой политике.

Первое направление  налоговой политики связано с  уровнем и со структурой налоговой  нагрузки на бизнес. Существующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление  имеет большое значение для формирования стимулов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной  ставок налога на заработную плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов.

Очевидно, что при установлении налоговых ставок не стоит забывать о «налоговой таблице умножения», автором которого является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728г. он предупреждал политиков, что при повышении налогов действие дважды два не означает получение результата, равного четырём, и вполне вероятно может быть равные единице.           

5. Переложение налогового бремени

Проблема переложения  налогового бремени имеет такую же давнюю историю, как и сами налоги. Суть проблемы заключается в следующем: формальное и реальное бремя налогов не всегда совпадают. Другими словами, налоги не всегда поступают в государственный бюджет из тех источников, которые по закону подлежат налогообложению. Бремя налога может смещаться от одних субъектов налогообложения к другим – в этом и состоит проблема переложения налогового бремени.

Как же происходит это  переложение? Рассмотрим некоторые  известные виды налогов с точки  зрения смещения налогового бремени. С ведением налога его бремя распределяется неодинаково между производителем и потребителем товара. Это зависит от соотношения эластичности спроса и предложения на данное благо. При прочих равных условиях бремя налога смещается в сторону меньшей эластичности (спроса или предложения). А теперь рассмотрим некоторые известные виды налогов с точки зрения возможностей их предложений.

Личный подоходный налог. Как правило, этот налог уплачивают именно те лица, которые должны его платить по закону. Но есть и исключения. Например, врачи, адвокаты, частнопрактикующие преподаватели и т.п. могут поднять ставки за свои услуги. Тем самым налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами: ведь, например, спрос на многие виды врачебной помощи отличается низкой эластичностью (вы не сможете отказаться от услуг зубного врача, если вас одолела невыносимая боль).

Налог на прибыль  корпораций. В некоторой своей части налог может быть переложен на потребителей через более высокие цены. Но здесь есть определенные ограничения в предложении налогового бремени: если фирмы (особенно фирмы-монополисты) будут злоупотреблять своей властью на рынке, то не исключены и санкции со стороны антимонопольных органов.

Косвенные налоги: налог с продаж и акцизный налог. Не вся, но основная масса налогов с продаж и акцизы перекладывается на потребителей через повышение цен. Можно сказать, что вообще налоги на потребление аналогичны на налоги на доход, но взимаются они другим способом. Налог с продаж охватывает довольно широкий спектр товаров. У потребителей нет больших возможностей переориентировать свой спрос на товары с более низкими ценами. А вот некоторые акцизы переложить на потребителей трудно. Например, если в цену входного билета в цирк входит акциз, то владелец цирка не всегда может поднять цены на билеты. Ведь в таком случае публика может переориентировать свой спрос на другие виды зрелищ и вообще другие развлечения. Но вот акцизы на бензин, табачные изделия, алкоголь с легкостью перекладываются на их потребителей. В данном случае трудно найти товар-субститут. Курильщик не перейдет на засушенный вишневый лист, также как и владелец автомобиля не станет вместо бензина заливать в бак керосин. Любитель водки не перейдет на лимонад. Вот почему акцизы легче переложить на потребителя.

Поимущественный налог. Как правило, его уплачивают те, на кого и ложится формальное бремя налога: налог на землю, на наследство, на собственный дом или квартиру не на кого переложить. Но если вы сдаете квартиру в аренду, то в таком случае часть налогового бремени может быть переложена на арендатора путем повышения ставки арендной платы.

Таким образом, проблема переложения налогового бремени  еще раз подтверждает известное  положение о том, что налоги изменяют стимулы и, следовательно, человеческое поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Умелое управление налоговой  политикой организации стало  одной из основных функций общего менеджмента. В этой связи знание высшим уровнем управления организации налоговой системы страны может дать существенное преимущество для любой компании.

Среди основных налогов  Российской Федерации налог на имущество  организации занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело. Согласно нормативным документам плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Максимальная ставка налога 2% (конкретная ставка устанавливается на региональном уровне). Объект налогообложения – основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости. Федеральным законодательством предусматривается значительное количество льгот по налогу на имущество предприятий, с помощью которых имущество организации можно классифицировать следующим образом: необлагаемое налогом имущество и имущество, стоимость которого уменьшает налогооблагаемую базу. Необходимо также учитывать особенности законодательства субъектов Российской Федерации, которые имеют право самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество юридических лиц.

Информация о работе Принципы и механизм налогообложения в РФ