Принципы и механизм налогообложения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:07, реферат

Описание работы

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание

1. Введение.
2. Налоги и их виды.
2.1. Налоговые ставки.
2.2. Порядок расчета и сроки уплаты.
2.3. Общая характеристика налога на прибыль.
2.4. Общая характеристика налога на имущество.
3. Система налогообложения в России.
3.1. Льготы по налогу.
4. Принципы налогообложения в России.
5. Переложение налогового бремени.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

налоги и их виды.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Вновь созданные организации  уплачивают квартальные авансовые  платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка  от реализации не превышала один миллион  рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи ежемесячно.

Уплата ежемесячных  авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, производится предприятиями, принявшими решение воспользоваться данным правом (п.2 статьи 286 НК РФ). Перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, можно будет только с начало нового налогового периода, уведомив при этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.

Уплата налога по данному  варианту производится не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Изменился порядок расчета  доли прибыли по обособленным структурным  подразделениям  организации, определенной в ст. 288 НК РФ. Удельный вес среднесписочной  численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества исходя из фактических показателей определяется с 1 января 2005г. не на конец отчетного периода, а за отчетный (налоговый) период.   В этой связи согласно письму Минфина России от 06.07.2005 № 03-03-02/16 расчет средней (среднегодовой) остаточной стоимости амортизируемого имущества осуществляется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ, т.е. как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости на 1-е число месяца каждого отчетного (налогового) периода и 1-е число следующего за отчетным (налоговым) периодом месяца на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. [12 ст.13]

В целях налогообложения  при начислении амортизации налогоплательщик использует метод линейного или нелинейного начисления.

Амортизации в отношении  объекта амортизируемого имущества  начисляется в соответствии с  нормой амортизации, определенной для  данного объекта исходя из сроков его полезного использования.

При применении линейного метода сумма начисленной за 1 месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется кА произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

где  К- норма амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта               амортизируемого имущества;

       n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в мес.

При использовании нелинейного  метода сумма амортизации, начисленной за месяц в отношении объекта амортизируемого имущества, определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

К=(2/n)*100%

где  К – норма  амортизации в процентах к остаточной, применяемая к данному  объекту;

n – срок полезного использования данного объекта, в мес.

 

По способу изъятия  налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории  налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799г., а в США применяется лишь с 1913г.). примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

2.3. Общая характеристика налога на прибыль.

В Российской налоговой системе налог на прибыль  предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального  дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Данный налог является федеральным. Это означает, что плательщики  налога, объект налогообложения, размеры  ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.

Исследуемый налог был  введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного  целевого применения. Следовательно, его  можно определить как абстрактный  или общий.

Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.

Поступление налога на прибыль  осуществляется одновременно в бюджеты  различных уровней в пропорции  установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога.

Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация налога на прибыль

Классификационный признак

Тип налога на прибыль

  1. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги
  2. по порядку введения
  3. по способу взимания
  4. по субъекту-налогоплательщику
  5. по уровню бюджета
  6. по целевой направленности
  7. по срокам уплаты

 

федеральный

общеобязательный

личный прямой

налог с предприятий и организаций

регулирующий

абстрактный

периодично-календарный


 

2.4. Общая характеристика налога на имущество.

Налог на имущество является региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения организации.

Особенностью всех региональных налогов  и налога на имущество в частности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

Вообще же, налогообложение  имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. В России налог на имущество организаций в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации  преследовались цели: создать у организации  заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать  эффективное использование имущества, находящегося на балансе организаций. Таким образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

Попытка ввести такие  платежи предпринималась и ранее  в нашей стране, так, например, в конце 1970-х гг. была введена плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Но она в корне отличалась от налога на имущество объектом налогообложения и размером ставки, и, что самое главное, источником платежа. Поэтому налог на имущество организаций следует считать новым явлением во взаимоотношениях организации с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования. К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.

Оценка реальной стоимости  основных фондов организаций стала  наиболее сложной для налогообложения  имущества в период становления  в России рыночных отношений проблемой. В постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» предусматривалось, что переоценке подлежат основные фонды как находящиеся в собственности организаций, так и состоящие в их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа. Перечислялись и виды имущества, подлежащие переоценке, - здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и пр. Указывалось также, что балансовая стоимость основных фондов при их переоценке должна быть приведена в соответствие с рыночными ценами. Последнее положение было принципиально новым: в прошлом цены формировались по методу, который не имел никакого отношения к рыночному ценообразованию. Таким образом, с вступлением в силу этого постановления, стало возможным надеяться на более упорядоченные потоки налоговых отчислений с имущества в бюджеты различных уровней.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ за 2009г. Доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляло около 60%  от всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении  ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным  примером прогрессивного налога является  подходный налог с физических лиц.

С января 2001г. В Российской Федерации введена так называемая «плоская» шкала налогообложения доходов физических лиц, или пропорциональная система налогообложения. В соответствии со ст. 224 Налогового Кодекса РФ, «налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

Для прогрессивных налогов  большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода. Предельная ставка налога может принимать строго3 значения. Среднюю же ставку легко вычислить для любого уровня дохода. Например, при совокупном доходе 75 000 руб. предельная ставка будет равна 20%, а средняя вычисляется по формуле:

Средняя налоговая ставка = Валовой уплачиваемый налог / Валовой (совокупный) полученный доход, т.е. в  нашем примере (в процентном выражении):

6000+ (75000 – 50000)*0, 102   *100%=8%

75000

Регрессивный  налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный  налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо  от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Информация о работе Принципы и механизм налогообложения в РФ