Правовое регулирование единого налога на вмененный доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является прослеживание механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога. Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;
- выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;
- изучить налоговые правонарушения в сфере исчисления и уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и ответственность за их совершение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
§ 1.Система налогообложения в Российской Федерации………………..….…5
§ 2.Налоговое законодательство в Российской Федерации……...……………7
§ 3.Понятия, применяемые при ЕНВД…………………………………..….…..9
Глава 2. Понятие ЕНВД. Виды налоговых правонарушений в сфере исчисления и уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и ответственность за их совершение
§ 1.Плательщики ЕНВД. Платежи и взносы, перечисляемые в бюджет………………………………………………………………………...…18
§ 2. Виды налоговых правонарушений в сфере исчисления и уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и ответственность за их совершение...24
Заключение…………………………………………………………………...….26
Список литературы………………………………………………………..…….29.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Маторина.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

количество работников - среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;

помещение для временного размещения и проживания - помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций2 и других документов).

При определении  общей площади помещений для  временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений  общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений;

объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию - здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты);

площадь стоянки - общая площадь земельного участка, на которой размещена платная  стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Вывод: ЕНВД является неотъемлемой частью налогового законодательства в Российской Федерации, так как помогает  точно и в полном объеме изъять все  налоги у налогоплательщиков. 

Глава 2. Понятие ЕНВД. Виды налоговых правонарушений в сфере исчисления и уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД)  и ответственность за их совершение.

§1 Плательщики ЕНВД. Платежи и взносы, перечисляемые в бюджет.

Организации - плательщики ЕНВД в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ освобождаются от следующих налогов:

- налога на  имущество;

- единого социального  налога (ЕСН);

- налога на  добавленную стоимость (НДС).

А для индивидуальных предпринимателей ЕНВД заменяет следующие виды налогов:

- налог на  доходы физических лиц (НДФЛ);

- налог на  имущество физических лиц;

- единый социальный  налог (ЕСН);

- налог на  добавленную стоимость (НДС).

Надо отметить, что замена уплаты перечисленных  налогов осуществляется только по той предпринимательской деятельности, которая переведена на ЕНВД. Если фирма (предприниматель) занимаются помимо деятельности, переведенной на уплату единого налога, еще и деятельностью, не подпадающей под ЕНВД, то по этому второму виду деятельности они обязаны платить все "общережимные" налоги.

Несмотря на то, что ЕНВД заменяет уплату некоторых  налогов, это не значит, что кроме  единого налога не надо перечислять  никаких других платежей и взносов  в бюджет. Ведь перечень налогов, которые  заменяет ЕНВД, закрыт. Кроме того, о необходимости уплаты иных налогов прямо сказано в пункте 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

В первую очередь  это касается НДС, который плательщики  ЕНВД должны перечислять при ввозе  товаров на таможенную территорию России. Определяя этот НДС, необходимо руководствоваться положениями главы 21 Налогового кодекса РФ, а также российским таможенным законодательством.

Помимо этого, исходя из перечня налогов и сборов, приведенного в статьях 13 - 15 Налогового кодекса РФ, "вмененщики" (при возникновении соответствующих объектов налогообложения) могут перечислять в бюджет следующие федеральные налоги и сборы:

- налог на  добычу полезных ископаемых;

- сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

- государственную  пошлину;

- водный налог. 

А также региональные налоги:

- транспортный  налог. 

И местные налоги:

- земельный  налог. 

Кроме того, за фирмами и коммерсантами, переведенными  на ЕНВД, сохраняется обязанность  уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сотрудников в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" далее - Закон N 167-ФЗ.

Помимо этого  индивидуальные предприниматели должны платить обязательные фиксированные "пенсионные" взносы за себя (ст.28 Закона N 167-ФЗ).

А вот выплаты  пособий по социальному страхованию  регламентирует Федеральный закон  от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении  пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" далее - Закон N 190-ФЗ. Выплата таких пособий работникам (за исключением пособий, связанных с несчастным случаем на производстве или профессиональными заболеваниями) осуществляется по одному из вариантов.

Первый вариант. В соответствии со статьей 2 Закона N 190-ФЗ Фонд социального страхования  РФ выплачивает сумму, равную одному МРОТ3, из средств, поступающих от единого налога. А ту часть пособия, которая превышает один МРОТ, выплачивает работодатель из собственных средств.

Что касается обязанности  работодателя за счет собственных средств  оплатить первые два дня болезни, закрепленной в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 202-ФЗ, то на плательщиков "вмененного" налога она не распространяется. Ведь для них порядок выплаты пособия регламентируется Законом N 190-ФЗ, а в нем про два дня ничего не сказано. Аналогичная позиция содержится в письме ФСС России от 15 февраля 2005 г. N 02-18/07-1243.

Второй вариант. Работодатели могут добровольно  перечислять страховые взносы по временной нетрудоспособности в  Фонд социального страхования РФ в размере 3 процентов от налоговой  базы, которая определяется в соответствии с положениями главы 24 Налогового кодекса РФ.

В этом случае выплата  пособий будет осуществляться только за счет средств Фонда социального  страхования (статья 3 Закона N 190-ФЗ).

Плательщики ЕНВД обязаны также исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Базой для расчета этих взносов являются начисленные по всем основаниям выплаты в пользу работников.

Если плательщики ЕНВД признаются налоговыми агентами (статья 24 Налогового кодекса РФ), то они обязаны исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет налоги в общеустановленном порядке (включая НДС, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц).

С 1 января 2004 года фирмы и коммерсанты могут применять упрощенную систему налогообложения (УСН) одновременно с уплатой ЕНВД. Напомним, что раньше действовал подпункт 12 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Он запрещал "вмененщикам" использовать УСН. Теперь же в пункте 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ сказано, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных сфер предпринимательства. Обратите внимание: согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ, из пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, устанавливающего порядок совмещения "упрощенки" и ЕНВД, исключены слова "размеру дохода от реализации".

То есть теперь эта норма звучит следующим образом: "Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный  доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности".

Учитывая изложенное, организация с 1 января 2006 года не должна учитывать доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД, при определении лимита доходов, позволяющего не утратить право на применение УСН.

Также обращаем внимание, что до 1 января 2006 года совмещать  ЕНВД и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН4) было нельзя. Такой запрет содержался в подпункте 2 пункта 3 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. Однако в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2005 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с этого года данный подпункт утратил силу. Следовательно, теперь сельскохозяйственные товаропроизводители смогут применять спецрежим налогообложения в виде единого сельхозналога при осуществлении отдельных видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход.

Декларация  по ЕНВД – указано в приложении.

§ 3 Виды налоговых правонарушений в сфере исчисления и уплаты 
единого налога на вменённый доход (ЕНВД) 
и ответственность за их совершение

В налоговом  нарушении выделяют следующие признаки:

  1. Противоправное деяние, то есть налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушение налогового законодательства.
  2. Виновность, то есть нарушение совершается умышленно или по неосторожности.
  3. Наказуемость деяния, то есть совершение правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговой санкции.

    Основные налоговые  правонарушения по ЕНВД указаны в  таблице.

Вид

правонарушения

Ответственность
санкция основание
1. Непредставление налогоплательщиком  в установленный законом "О едином налоге на вмёненный доход для определенных видов деятельности" срок расчета ЕНВД:
а) 180 дней и менее 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе  расчета, за каждый полный или  неполный месяц со дня, установленного  для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей п.1 статьи 119 ч. 1 НК РФ
б) более 180 дней 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе  расчета, и 10 процентов суммы  налога, подлежащей уплате на  основе расчета, за каждый полный  или неполный месяц начиная со 181-го дня п.2 статьи 119 ч. 1 НК РФ
2. Неуплата  или неполная уплата сумм ЕНВД  в результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления  налога, включения в расчет ЕНВД  искаженных данных.

При этом следует учесть, что если налогоплательщик до установления налоговым органом в ходе осуществления мероприятий налогового контроля факта неуплаты налога внес недоимку в бюджет, то ответственность не применяется.

20% от неуплаченной  суммы налога п.1 статьи 122 ч. 1 НК РФ
3. Осуществление деятельности без свидетельства об уплате ЕНВД (по результатам налоговых проверок):
3.1. при  условии представления расчета  ЕНВД, но без уплаты налога: 20% от неуплаченной  суммы налога п.1 статьи 122 ч. 1 НК РФ
3.2. без  представления расчета ЕНВД и  без уплаты налога: 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе  расчета, за каждый полный или  неполный месяц со дня, установленного  для его представления, но не  более 30 процентов указанной суммы  и не менее 100 рублей. п.1 статьи 119 ч. 1 НК РФ
а) 180 дней и менее 20% от неуплаченной  суммы налога п.1 статьи 122 ч. 1 НК РФ
б) более 180 дней 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе  расчета, и 10 процентов суммы  налога, подлежащей уплате на  основе расчета, за каждый полный  или неполный месяц начиная  со 181-го дня. п.2 статьи 119 ч. 1 НК РФ
4. Невыполнение требований налоговых  органов по устранению выявленных  по результатам налогового контроля  нарушений Закона "О едином  налоге на вмёненный доход  для определенных видов деятельности" (п.3,4,5)

При применении указанной ответственности следует иметь в виду, что налогоплательщиком повторно, без учета предыдущего замечания налогового органа представлен расчет ЕНВД с искаженными данными.

от 2,5 до 5 ММОТ п.12 статьи 7 Закона "О налоговых органах РФ"
5. За несвоевременную или неполную уплату ЕНВД начисляются пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки на основании статьи 75 ч. 1 НК РФ
 

Вывод: ЕНВД позволяет установить правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот. В этой связи эффективность введения закона в наибольшей степени должна проявиться в крупных промышленных и торговых центрах, больших городах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение. 

       В последние годы индивидуальные предприниматели  постоянно сталкиваются со множеством трудностей, которые заставляют их действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового  поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Из рассмотренного мною можно сделать вывод:

Индивидуальные  предприниматели являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления  дотационности местных бюджетов.

Введение системы налогообложение в виде ЕНВД было очередным шагом для снижения налогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также для увеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков.

С введением  этого налога предприятия и предприниматели  попадают в более современную  и здоровую правовую среду, что в  свою очередь должно исключить серьезные  и налоговые нарушения.

Единый  налог не всегда зависит от реального  объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать и в меньшей степени зависит от произвола чиновников и контролеров. Он позволяет упразднить малоэффективную работу налоговых органов по выездной и камеральной проверкам самой многочисленной группы налогоплательщиков по количеству и не столь значащей по объемам уплаченным налогов и сосредоточить усилия на других направлениях работ, и в частности проверке крупных и средних плательщиков.

Введение  единого налога предпринимателями  только приветствовали. Уплата нескольких налогов одним платежом, упрощение отчетности казалось удобным и выгодным. Но нельзя забывать о тех, кто столкнулся с рядом проблем. Прежде всего, это связано с тем, что размер единого налога на вмененный доход не зависит от результатов деятельности предпринимателя. И, не всегда предпринимателям по силам платить данный налог. Ведь, даже, если предприниматель получит убыток, то все равно ему придется заплатить данный налог.

Информация о работе Правовое регулирование единого налога на вмененный доход