Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 09:52, реферат
Налоговый процесс в широком смысле процедура принятия нормативно-правовых актов по налоговым вопросам; в узком - особый порядок принятия налоговых законов. Прерогатива законодательной власти устанавливать налоги возводит закон в ранг основного источника налогового права и обусловливается несколькими причинами: осуществлением конституционного принципа неприкосновенности права собственности: предотвращением злоупотреблений со стороны налоговой администрации; пресечением попыток обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности. Налоговый процесс включает ряд этапов: выявление потребности в издании закона и осуществление законодательной инициативы; рассмотрение налогового законопроекта в комитетах и комиссиях ГД и СФ; принятие законопроекта
1.
Порядок принятия и
введения в действие
налоговых законов.
Налоговый процесс в широком смысле процедура принятия нормативно-правовых актов по налоговым вопросам; в узком - особый порядок принятия налоговых законов. Прерогатива законодательной власти устанавливать налоги возводит закон в ранг основного источника налогового права и обусловливается несколькими причинами: осуществлением конституционного принципа неприкосновенности права собственности: предотвращением злоупотреблений со стороны налоговой администрации; пресечением попыток обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности. Налоговый процесс включает ряд этапов: выявление потребности в издании закона и осуществление законодательной инициативы; рассмотрение налогового законопроекта в комитетах и комиссиях ГД и СФ; принятие законопроекта:
- действие закона во времени (акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования; ФЗ, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов, вступают в силу не ранее 1 января следующего за годом их принятия. Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов о налогах и сборах является Собрание законодательства РФ, Российская газета, Парламентская газета)
- действие налоговых актов в пространстве (акты органов МСУ распространяются на управляемую ими территорию; акты субъектов РФ действуют на территории данного субъекта; акты федеральных органов власти действуют на всей территории РФействуют на территории данняются на управляемую ими территорию; акты субъектов рф рмативно-правогоборах вступают в силу не ране)
- действие налоговых актов по кругу лиц (все лица, имеющие объект налогообложения попадают под сферу действия налогового законодательства. Работает принцип резидентства)
В РФ законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.
В налоговом праве обратная сила закона ограничивается. Так, ст. 5 НК РФ установлены следующие нормы:
- акты законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и т. д., обратной силы не имеют;
- акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии за-
1
Официальными источниками
Законы как основные акты, оформляющие важнейшие институты налоговых отношений, постоянно находятся в процессе совершенствования, ежегодно претерпевают значительные изменения и дополнения по сравнению с другими отраслевыми законами. Налоговые законы составляют сложную и многофункциональную систему обеспечения доходности национальных бюджетов, где каждая норма развивается в зависимости от планируемой и текущей залоговой политики и практики исполнения бюджета.
Каждый
институт налогового закона, обретая
в процессе совершенствования налогового
права свою особую функцию, становится
фактически началом подотрасли налогового
законодательства или финансового права.
2. Экономическое содержание НДС, плательщики.
По
официальному определению НДС представляет
собой форму изъятия в бюджет
части добавленной стоимости, создаваемой
на всех стадиях производства и определяемой
как разница между стоимостью реализуемых
товаров, работ, услуг (ТРУ) и стоимостью
материальных затрат, отнесенных на издержки
производства и обращения.
При этом под добавленной стоимостью понимаются в основном расходы на оплату труда и во внебюджетные фонды, прибыль предприятия, а для подакцизных товаров – и сумма акциза. Используемое для налогообложения понятие товаров, работ, услуг охватывает всевозможные их виды, включая недвижимое имущество, э/энергию и т/энергию, работы и услуги всех видов. НДС был введен в РФ с 1.01.92 г. для продукции, производимой на территории РФ, с 1.02.93 г. и на ввозимые импортные товары НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. По сравнению с другими налогами НДС обладает рядом преимуществ как для государства, так и для плательщиков. Для государства: обеспечивает регулярность поступления в бюджет и его автоматический рост в условиях инфляции. НДС затрагивает интересы производителей, которые выступают как сборщики НДС с потребителей. Являясь косвенным налогом для потребителя, НДС существенно отражается на жизненном уровне населения. В составе дохода бюджета НДС занимает значительный удельный вес, более 50%. |
Плательщики НДС |
Ими
являются:
1. Организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (вида деятельности) имеющие статус юридического лица по законодательству РФ, осуществляющие такую же деятельность, связанную с получением дохода. 2. Предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие такую же деятельность. 3. ИЧП, осуществляющие такую же деятельность. 4. Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, организации, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие ТРУ. 5. Международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с получением дохода. Объекты обложения и методика исчисления облагаемого оборота 1. Обороты реализации ТРУ. 2. Товары, ввозимые на территорию РФ. При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне. Для налогообложения товар – это продукция, предмет, изделие, в т.ч. производственно-технического назначения; здания, сооружения и др. недвижимость; э/энергия, т/энергия, газ, вода. При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных СМР и др. работ. При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, получаемая от оказания услуг: – пассажирского, грузового транспорта, в т.ч. транспортировка газа, нефти; – по погрузке, выгрузке, перегрузке товаров и их хранению; – по сдаче имущества в аренду в т.ч. лизинг; – посреднических; – связи; – бытовых; – ЖКХ; – физкультуры и спорта; – по выполнению заказов предприятиями торговли; – рекламных; – инновационных; – по обработке данных и информационному обеспечению; – др. платных услуг, кроме сдачи земли в аренду. К облагаемым относятся также обороты: – по реализации ТРУ для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки обращения, а также своим работникам; – по реализации ТРУ в обмен на др. ТРУ; – по реализации безвозмездно или с частичной оплатой ТРУ др. организациям или физ. лицам, включая работников предприятия; – по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обязательства, обеспечивавшегося залогом; – штрафы, пени, неустойки, полученные по хоздоговорам; – фин.
помощь. Порядок расчета налога |
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет,
в российском законодательстве определяется
как разница между суммой налога, исчисленной
по установленной ставке с налоговой базы,
определяемой в соответствии с положениями
законодательства, и суммой налоговых
вычетов (то есть суммы налога уплаченного
при приобретении товаров, работ, услуг,
используемых в деятельности компании,
облагаемой НДС). Расчёт налога осуществляется
отдельно по каждой из применяемых ставок.
НДС, уплаченный при приобретении товаров,
работ, услуг, не подлежащих налогообложению,
к вычету не принимается.
Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов. НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог. Также налогом на добавленную стоимость облагается: - безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг); - передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; - выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; - ввоз
товаров на таможенную территорию Российской
Федерации (импорт). Ставки НДС в РоссииМаксимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов.[1] Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога. |
Порядок расчета налога.Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС) Расчёт налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается. Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплат, авансов. НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог. Также налогом
на добавленную стоимость -безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг); -передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; -выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; -ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт). |
Льготы по НДС |
Применение
льгот по НДС требует правильно
поставленного учета (и в бюджете,
и в коммерческой деятельности).
От
уплаты налогов освобождаются 1. Финансовая сфера: – операции по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд, а также операции, совершаемые по денежным вкладам, расчетным, текущим и др. счетам; – операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот (кроме нумизматики), ценных бумаг (кроме брокерских и др. посреднических услуг). 2. Операции с государственным имуществом: – стоимость, выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий; – стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилфонда и в домах, находящихся в собственности общественных объединений; – арендная плата предприятий, созданных на основе аренды имущества госпредприятий и их структурных подразделений; – стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управлениям; – стоимость зданий и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим. 3. Экспорт и импорт: экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транзиту иностранных грузов через территорию РФ. 4. Сырьевой комплекс: – обороты по реализации в Госфонд драгметаллов и драгкамней РФ; – плата за недра. 5. Агропромышленный комплекс: – продукция собственного производства, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на с/х работы; – ТРУ собственного производства (кроме крестьянских фермерских хозяйств), реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности, работающим или работавшим на данных предприятиях – по установленным нормам. 6. Социальная сфера: – услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; – услуги по уходу за больными и престарелыми; – работы по строительству жилых домов независимо от источников финансирования; – работы по строительству жилых домов, выполняемых за счет средств населения в садоводческих товариществах; – платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; – технические средства, включая автомототранспорт, которые используются исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; – ТРУ собственного производства за исключением брокерских и иных посреднических услуг, реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников; – квартирная
плата, включая плату за проживание в общежитиях.
7. Прочие отрасли и виды деятельности: – изделия народных промыслов, образцы которых должны быть утверждены в установленном порядке; – услуги городского пассажирского транспорта, услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, ж/д и автомобильным транспортом; – НИР и ОКР, выполняемые учреждениями образования на основе хоздоговоров; – услуги учреждений культуры и искусства; – обороты казино, игровых автоматов, выигрыши на ипподромах; – ритуальные услуги; – продажа почтовых марок, маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов; – действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается госпошлина, а также услуги, оказываемые членами коллегий адвокатов; – патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности; – получение авторских прав; – обороты по реализации конфискованных, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей; – НИР и ОКР, выполняемые за счет бюджета и образуемые для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; – товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств; – услуги вневедомственной охраны МВД РФ. |
3. Имущественные налоговые вычеты по НДФЛ.
1.
При определении размера
1) в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
Положения
настоящего подпункта не распространяются
на доходы, получаемые индивидуальными
предпринимателями от продажи имущества
в связи с осуществлением ими
предпринимательской
При реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, срок их нахождения в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций;
1.1) в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд;
2)
в сумме фактически
на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
на
погашение процентов по кредитам,
полученным от банков, находящихся на
территории Российской Федерации, в целях
рефинансирования (перекредитования)
кредитов на новое строительство либо
приобретение на территории Российской
Федерации жилого дома, квартиры, комнаты
или доли (долей) в них, земельных участков,
предоставленных для индивидуального
жилищного строительства, и земельных
участков, на которых расположены приобретаемые
жилые дома, или доли (долей) в них.
При приобретении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом.
В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:
расходы на разработку проектно-сметной документации;
расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.
В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться:
расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме;
расходы на приобретение отделочных материалов;
расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.
Принятие
к вычету расходов на достройку и
отделку приобретенного дома или
отделку приобретенной
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 2 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов:
по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Информация о работе Порядок принятия и введения в действие налоговых законов