Порядок принятия и введения в действие налоговых законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 09:52, реферат

Описание работы

Налоговый процесс в широком смысле процедура принятия нормативно-правовых актов по налоговым вопросам; в узком - особый порядок принятия налоговых законов. Прерогатива законодательной власти устанавливать налоги возводит закон в ранг основного источника налогового права и обусловливается несколькими причинами: осуществлением конституционного принципа неприкосновенности права собственности: предотвращением злоупотреблений со стороны налоговой администрации; пресечением попыток обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности. Налоговый процесс включает ряд этапов: выявление потребности в издании закона и осуществление законодательной инициативы; рассмотрение налогового законопроекта в комитетах и комиссиях ГД и СФ; принятие законопроекта

Работа содержит 1 файл

основа текст.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

1. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов. 

     Налоговый процесс в широком смысле процедура принятия нормативно-правовых актов по налоговым вопросам; в узком - особый порядок принятия налоговых законов. Прерогатива законодательной власти устанавливать налоги возводит закон в ранг основного источника налогового права и обусловливается несколькими причинами: осуществлением конституционного принципа неприкосновенности права собственности: предотвращением злоупотреблений со стороны налоговой администрации; пресечением попыток обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности. Налоговый процесс включает ряд этапов: выявление потребности в издании закона и осуществление законодательной инициативы; рассмотрение налогового законопроекта в комитетах и комиссиях ГД и СФ; принятие законопроекта:

     Порядок принятия и введения в действие налоговых  законов можно рассмотреть по трем аспектам:

- действие закона во времени (акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования; ФЗ, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов, вступают в силу не ранее 1 января следующего за годом их принятия. Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов о налогах и сборах является Собрание законодательства РФ, Российская газета, Парламентская газета)

- действие налоговых актов в пространстве (акты органов МСУ распространяются на управляемую ими территорию; акты субъектов РФ действуют на территории данного субъекта; акты федеральных органов власти действуют на всей территории РФействуют на территории данняются на управляемую ими территорию; акты субъектов рф рмативно-правогоборах вступают в силу не ране)

- действие налоговых актов по кругу лиц (все лица, имеющие объект налогообложения попадают под сферу действия налогового законодательства. Работает принцип резидентства)

         В РФ законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.

     В налоговом праве обратная сила закона ограничивается. Так, ст. 5 НК РФ установлены следующие нормы:

- акты законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и т. д., обратной силы не имеют;

-  акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии за-

     1 Официальными источниками опубликования  нормативных актов о налогах или сборах являются «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламентская газета».

     Законы  как основные акты, оформляющие важнейшие  институты налоговых отношений, постоянно находятся в процессе совершенствования, ежегодно претерпевают значительные изменения и дополнения по сравнению с другими отраслевыми законами. Налоговые законы составляют сложную и многофункциональную систему обеспечения доходности национальных бюджетов, где каждая норма развивается в зависимости от планируемой и текущей залоговой политики и практики исполнения бюджета.

     Каждый  институт налогового закона, обретая  в процессе совершенствования налогового права свою особую функцию, становится фактически началом подотрасли налогового законодательства или финансового права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Экономическое содержание НДС, плательщики.

   По  официальному определению НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг (ТРУ) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

   При этом под добавленной стоимостью понимаются в основном расходы на оплату труда и во внебюджетные фонды, прибыль предприятия, а для подакцизных товаров – и сумма акциза. Используемое для налогообложения понятие товаров, работ, услуг охватывает всевозможные их виды, включая недвижимое имущество, э/энергию и т/энергию, работы и услуги всех видов. НДС был введен в РФ с 1.01.92 г. для продукции, производимой на территории РФ, с 1.02.93 г. и на ввозимые импортные товары НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. По сравнению с другими налогами НДС обладает рядом преимуществ как для государства, так и для плательщиков.

   Для государства: обеспечивает регулярность поступления в бюджет и его  автоматический рост в условиях инфляции.

   НДС затрагивает интересы производителей, которые выступают как сборщики НДС с потребителей. Являясь косвенным  налогом для потребителя, НДС существенно отражается на жизненном уровне населения. В составе дохода бюджета НДС занимает значительный удельный вес, более 50%.

Плательщики НДС
   Ими являются:

   1. Организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (вида деятельности) имеющие статус юридического лица по законодательству РФ, осуществляющие такую же деятельность, связанную с получением дохода.

   2. Предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие такую же деятельность.

   3. ИЧП, осуществляющие такую же деятельность.

   4. Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, организации, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие ТРУ.

   5. Международные объединения и  иностранные юридические лица, осуществляющие  деятельность, связанную с получением дохода.

   Объекты обложения и методика исчисления облагаемого оборота

   1. Обороты реализации ТРУ.

   2. Товары, ввозимые на территорию РФ.

   При реализации товаров объектом налогообложения  являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне. Для налогообложения товар – это продукция, предмет, изделие, в т.ч. производственно-технического назначения; здания, сооружения и др. недвижимость; э/энергия, т/энергия, газ, вода.

   При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных СМР и др. работ.

   При реализации услуг объектом налогообложения  является выручка, получаемая от оказания услуг:

   – пассажирского, грузового транспорта, в т.ч. транспортировка газа, нефти;

   – по погрузке, выгрузке, перегрузке товаров и их хранению;

   – по сдаче имущества в аренду в т.ч. лизинг;

   – посреднических;

   – связи;

   – бытовых;

   – ЖКХ;

   – физкультуры и спорта;

   – по выполнению заказов предприятиями торговли;

   – рекламных;

   – инновационных;

   – по обработке данных и информационному обеспечению;

   – др. платных услуг, кроме сдачи земли в аренду.

   К облагаемым относятся также обороты:

   – по реализации ТРУ для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки обращения, а также своим работникам;

   – по реализации ТРУ в обмен на др. ТРУ;

   – по реализации безвозмездно или с частичной оплатой ТРУ др. организациям или физ. лицам, включая работников предприятия;

   – по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обязательства, обеспечивавшегося залогом;

   – штрафы, пени, неустойки, полученные по хоздоговорам;

   – фин. помощь. 

   Порядок расчета налога

       Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС). Расчёт налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

       Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплатавансов.

        НДС взимается как сумма налога, исчисленного с налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

Также налогом на добавленную стоимость  облагается:

- безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

- передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт). 

Ставки НДС в России

Максимальная  ставка НДС в Российской Федерации  после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов.[1] Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Порядок расчета налога.

       Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС) Расчёт налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.

        Объект налогообложения в России определяется как реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, суммы предоплатавансов.

НДС взимается  как сумма налога, исчисленного с  налоговой базы, за вычетом «входящего» НДС, подтверждённого, как правило, в счетах-фактурах. Поскольку такое подтверждение не всегда возможно представить (либо фирма-контрагент не платит НДС в рамках упрощённой системы налогообложения), то в России налогооблагаемая база НДС выше, чем в большинстве стран, применяющих этот налог.

Также налогом  на добавленную стоимость облагается:

-безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);

-передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

-выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

-ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

   Льготы  по НДС
   Применение  льгот по НДС требует правильно  поставленного учета (и в бюджете, и в коммерческой деятельности).

   От  уплаты налогов освобождаются следующие  ТРУ.

   1. Финансовая сфера:

   – операции по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд, а также операции, совершаемые по денежным вкладам, расчетным, текущим и др. счетам;

   – операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот (кроме нумизматики), ценных бумаг (кроме брокерских и др. посреднических услуг).

   2. Операции с государственным имуществом:

   – стоимость, выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий;

   – стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилфонда и в домах, находящихся в собственности общественных объединений;

   – арендная плата предприятий, созданных на основе аренды имущества госпредприятий и их структурных подразделений;

   – стоимость объектов государственной и муниципальной собственности, передаваемых безвозмездно органам государственной власти и управлениям;

   – стоимость зданий и сооружений, передаваемых безвозмездно одними профсоюзными организациями другим.

   3. Экспорт и импорт:

   экспортируемые  работы и услуги, а также услуги по транзиту иностранных грузов через  территорию РФ.

   4. Сырьевой комплекс:

   – обороты по реализации в Госфонд драгметаллов и драгкамней РФ;

   – плата за недра.

   5. Агропромышленный комплекс:

   – продукция собственного производства, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на с/х работы;

   – ТРУ собственного производства (кроме крестьянских фермерских хозяйств), реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности, работающим или работавшим на данных предприятиях – по установленным нормам.

   6. Социальная сфера:

   – услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом;

   – услуги по уходу за больными и престарелыми;

   – работы по строительству жилых домов независимо от источников финансирования;

   – работы по строительству жилых домов, выполняемых за счет средств населения в садоводческих товариществах;

   – платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

   – технические средства, включая автомототранспорт, которые используются исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

   – ТРУ собственного производства за исключением брокерских и иных посреднических услуг, реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников;

   – квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях.   

   7. Прочие отрасли и виды деятельности:

   – изделия народных промыслов, образцы которых должны быть утверждены в установленном порядке;

   – услуги городского пассажирского транспорта, услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, ж/д и автомобильным транспортом;

   – НИР и ОКР, выполняемые учреждениями образования на основе хоздоговоров;

   – услуги учреждений культуры и искусства;

   – обороты казино, игровых автоматов, выигрыши на ипподромах;

   – ритуальные услуги;

   – продажа почтовых марок, маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов;

   – действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается госпошлина, а также услуги, оказываемые членами коллегий адвокатов;

   – патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности;

   – получение авторских прав;

   – обороты по реализации конфискованных, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей;

   – НИР и ОКР, выполняемые за счет бюджета и образуемые для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

   – товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств;

   – услуги вневедомственной охраны МВД РФ.

     3. Имущественные налоговые вычеты по НДФЛ.

    1. При определении размера налоговой  базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

    1) в суммах, полученных налогоплательщиком  в налоговом периоде от продажи жилых домовквартиркомнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.

    Вместо  использования права на получение  имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик также вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

    При реализации имущества, находящегося в  общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).

    Положения настоящего подпункта не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными  предпринимателями от продажи имущества  в связи с осуществлением ими  предпринимательской деятельности.

    При реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации организаций, срок их нахождения в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций;

    1.1) в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд;

    2) в сумме фактически произведенных  налогоплательщиком расходов:

на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого домаквартирыкомнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

на погашение  процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

    на  погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. 

    При приобретении земельных участков, предоставленных  для индивидуального жилищного строительства, или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом.

    В фактические расходы на новое  строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:

    расходы на разработку проектно-сметной документации;

    расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;

    расходы на приобретение жилого дома, в том  числе не оконченного строительством;

    расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;

    расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации  или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и  канализации.

    В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты или доли (долей) в них могут включаться:

    расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме;

    расходы на приобретение отделочных материалов;

    расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

    Принятие  к вычету расходов на достройку и  отделку приобретенного дома или  отделку приобретенной квартиры, комнаты возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение незавершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них.

    Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 2 000 000 рублей без  учета сумм, направленных на погашение  процентов:

    по  целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

    по  кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Информация о работе Порядок принятия и введения в действие налоговых законов