Во-вторых, платежные
документы и выписку банка
(их копии), подтверждающие фактическое
поступление выручки от реализации
подакцизных товаров иностранному
лицу на счет налогоплательщика
в российском банке. К этим
документам придется добавить
еще один, если выручка поступит
от третьего лица, - договор поручения
по оплате за экспортированные
подакцизные товары, заключенный
иностранным лицом - покупателем
с организацией (лицом), осуществившей
платеж. В том случае, если валютная
выручка не поступает на территорию
РФ (зачисляется на счет, открытый
в банке, расположенном на территории
иностранного государства), в налоговый
орган нужно представить документы
(их копии), подтверждающие право
на незачисление валютной выручки
на территорию РФ. Такое возможно
только в том случае, если выручка
будет направлена на исполнение
обязательств предприятия пищевой
промышленности по кредитным
договорам и договорам займа
с организациями-нерезидентами,
являющимися агентами правительств
иностранных государств, а также
по кредитным договорам и договорам
займа, заключенным с резидентами
государств - членов ОЭСР или ФАТФ
на срок свыше двух лет (п.
1 ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании
и валютном контроле).
В третьих, грузовую
таможенную декларацию (ее копию)
с отметками российского таможенного
органа, осуществившего выпуск товара
в таможенном режиме экспорта,
и российского таможенного органа,
в регионе деятельности которого
находится пункт пропуска, через
который указанный товар был
вывезен за пределы таможенной
территории РФ.
В-четвертых, копии
транспортных или товаросопроводительных
документов или иных документов
с отметками российских пограничных
таможенных органов, подтверждающих
вывоз товаров за пределы таможенной
территории РФ. Если подакцизные
товары были вывезены в таможенном
режиме экспорта через границу
РФ с государством-участником Таможенного
союза, на которой таможенный контроль
отменен, в налоговый орган необходимо
представить копии транспортных и товаросопроводительных
документов с отметками российского таможенного
органа, производившего таможенное оформление
указанного вывоза товаров.
Непредставление хотя
бы одного из указанных документов
либо представление документов,
оформленных ненадлежащим образом
(например, копий грузовых таможенных
деклараций, транспортных и товаросопроводительных
документов с нечеткими, нечитаемыми
штампами таможенных органов
и личными печатями их работников),
будет означать, что налогоплательщик
не подтвердил факт вывоза
товаров в таможенном режиме
экспорта. Следовательно, применение
освобождения от уплаты акциза
не обоснованно. В этом случае
налогоплательщик должен произвести
уплату акциза в порядке, установленном
в отношении операций с подакцизными
товарами на территории РФ (п.
8 ст. 198 НК РФ). Для того чтобы
осуществить уплату акциза по
экспортированным товарам, оформлять
отдельное платежное поручение
не надо, так как законодательством
РФ не предусмотрена раздельная
уплата акциза за товары, поставленные
на экспорт, и товары, реализованные
на внутреннем рынке. Сумма
акциза за товары, поставленные
на экспорт, включается в общую
сумму акциза, начисленную за
соответствующий отчетный период.
В последующем предприятие пищевой
промышленности вправе еще раз
предъявить документы, устранив
недостатки, чтобы вернуть налог
обратно.
Возмещение налога
Если налогоплательщик
начислил и уплатил акциз, а
потом представил в налоговый
орган документы, подтверждающие
факт вывоза подакцизных товаров
в таможенном режиме экспорта,
суммы налога будут ему возвращены
путем зачета или возврата
в порядке, установленном ст. 203
НК РФ. Вопрос о возмещении
налога должен быть решен налоговиками
не позднее трех месяцев со
дня представления документов, подтверждающих
факт вывоза товаров в таможенном
режиме экспорта (п. 4 указанной статьи).
В течение этого срока налоговый
орган осуществляет проверку
представленных документов и
принимает решение о возмещении
путем зачета или возврата
соответствующих сумм либо об
отказе (полностью или частично)
в возмещении. Об отрицательном
для себя решении налогоплательщик
узнает из мотивированного заключения,
которое должно быть представлено
ему в течение 10 дней с момента
вынесения налоговым органом
соответствующего решения.
Если решение об
отказе в установленный срок
не вынесено и мотивированное
заключение налогоплательщику не
представлено, налоговый орган обязан
принять решение о возмещении
сумм акциза, о котором налогоплательщика
также должны известить в 10-дневный
срок.
Если у налогоплательщика
имеются недоимки и пени по
акцизу или по иным налогам,
а также задолженности по присужденным
налоговым санкциям, подлежащим
зачислению в тот же бюджет,
из которого производится возврат,
сумма уплаченного налога будет
зачислена в погашение указанных
сумм. Этот зачет налоговики проведут
самостоятельно, а налогоплательщик
всего лишь будет извещен об
этом в течение 10 дней. Кстати,
на сумму недоимки по акцизу,
образовавшуюся в период между
датой подачи декларации и
датой возмещения соответствующих
сумм и не превышающую сумму,
подлежащую возмещению по решению
налогового органа, пени начислены
не будут.
Если у налогоплательщика
отсутствуют недоимки, суммы, подлежащие
возмещению, будут либо засчитаны
в счет текущих платежей по
акцизу и (или) иным налогам,
подлежащим уплате в тот же
бюджет, а также по налогам,
уплачиваемым в связи с перемещением
товаров (работ, услуг) через
таможенную границу РФ по согласованию
с таможенными органами, либо
возвращены налогоплательщику по
его заявлению. Решение о возврате
налога должно быть направлено на исполнение
в соответствующий орган Федерального
казначейства не позднее трехмесячного
срока возмещения. В свою очередь, Федеральное
казначейство вернет сумму акциза в течение
двух недель с момента получения указанного
решения. Если сроки возврата суммы акциза
будут нарушены, налогоплательщику начислят
проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования
ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Акциз и налог на прибыль
Если при реализации
подакцизных товаров в таможенном
режиме экспорта предприятие
пищевой промышленности начислит
акциз, возникает вопрос: можно
ли его учесть в целях налогообложения
прибыли? В общем случае суммы
акциза, исчисленные налогоплательщиком
при реализации подакцизных товаров
(за исключением реализации на
безвозмездной основе) и предъявленные
покупателю, относятся у налогоплательщика
на расходы, принимаемые к вычету
при исчислении налога на прибыль
организаций (п. 1 ст. 199 НК РФ). Однако
при реализации подакцизных товаров,
операции по реализации которых
в соответствии со ст. 183 НК
РФ освобождены от обложения
акцизом, суммы акциза покупателям
не предъявляются. Следовательно,
при начислении акциза с операций
по реализации товаров на экспорт
применить положения п. 1 ст. 199 НК
РФ не получится. Других подходящих
норм гл. 22 НК РФ не содержит.
Поэтому обратимся к гл. 25 НК
РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264
НК РФ суммы налогов, начисленные
в установленном законодательством
РФ порядке, относятся к учитываемым
при определении налоговой базы
по налогу на прибыль прочим
расходам, связанным с производством
и реализацией. Исключение - налоги,
перечисленные в ст. 270 НК РФ. На
основании п. 19 этой статьи к
расходам, не учитываемым в целях
налогообложения прибыли, относятся
налоги, предъявленные в соответствии
с Налоговым кодексом налогоплательщиком
покупателю (приобретателю) товаров
(работ, услуг, имущественных прав).
Датой признания расходов в
виде сумм налогов при использовании
метода начисления является дата
начисления налога (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК
РФ). Следовательно, суммы акцизов
по операциям, связанным с реализацией
подакцизных товаров в таможенном
режиме экспорта, можно включить
в состав налоговых расходов
на дату их начисления. С этим
согласен и Минфин (Письмо от 17.08.2007
N 03-03-06/1/575). В свою очередь, возмещаемую
сумму акциза, уплаченную по операции
реализации экспортных товаров,
для целей налогообложения прибыли
можно включить в состав внереализационных
доходов.
Библиографический список
1. Свинухов В.Г., Сенотрусова
С.В. Правовое регулирование уплаты
таможенных платежей в условиях
Таможенного союза // Право и
экономика. – 2011. – № 2.
2. Свинухов В.Г., Сенотрусова
С.В. Правовое регулирование уплаты
таможенных сборов // Право и экономика.
– 2010. – № 10.
3. Шлыков В.С. Способы
обеспечения уплаты таможенных
платежей // Внешнеторговое право.
– 2010. – № 1.
4. Налоговый кодекс
РФ.
5. Закона о валютном
регулировании и валютном контроле.