Понятие, основные цели и элементы таможенного тарифа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Содержание

Введение
1 Таможенный тариф, его содержание
Понятие и признаки таможенного тарифа
Элементы таможенного тарифа
Виды таможенных тарифов
Классификация таможенных тарифов
Функции таможенных тарифов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Таможенный тариф.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Конвенционный – таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств. Конвенционный – систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, которые вводятся, изменяются или отменяются на основе соглашений с другими странами-внешнеторговыми партнерами. В этом тарифе определенную долю занимают ставки таможенных пошлин, которые согласованы с другими государствами-внешнеторговыми партнерами. В отдельных случаях согласованные ставки могут быть установлены на более низком уровне, чем ставки пошлин с третьими странами. Одним из примеров введения и использования конвенционного тарифа является единый таможенный тариф государств, входящих в таможенный союз или стран экономического союза.

    Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию. Этот тариф содержит: 1) обычно известную информацию собственно тарифного характера (код товара, наименование, единицы измерения, одна или несколько ставок ввозных или вывозных пошлин). 2) может содержать ставки сезонных пошлин (только на товары сезонного характера); ставки особых пошлин, если на данный товар введены антидемпинговые, компенсационные или специальные пошлины. 3) может быть указано наличие или отсутствие тарифной квоты, введенной группой государств для какого-либо товара (группы товаров) на определенный период времени. Одним из примеров интегрированного тарифа является один из тарифов Европейского союза – тарик.

    Запретительный таможенный тариф – тариф, который применяется рядом государств в целях ограничения или даже полного экономического запрета ввоза или вывоза товара на таможенную территорию страны. Обычно применяется для жесткого ограничения масштаба ввоза импорта иностранного товара на территорию страны. Отсутствует формальный запрет или количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров. Инструментом ограничения ввоза (вывоза) товаров является исключительно только таможенная пошлина соответствующего вида и ставки. Этот тариф обычно является автономным, поэтому выбор видов и ставок пошлин, а также их изменение Правительство выполняет без каких-либо консультаций с государствами-контрагентами. Полный запрет импорта  отдельных товаров государство осуществляет с помощью системы жестких защитных тарифных мер. При этом их защитный эффект усиливается за счет одновременного использования косвенных налогов, база для формирования которых включает в качестве элемента применяемые таможенные пошлины.  Этот тариф государство может применять в сочетании с мерами нетарифного регулирования, включая меры количественного ограничения ввоза (вывоза) товара (контингентирование, квотирование). Это высокая  средненоминальная и средневзвешенная ставка таможенных пошлин.

      Использование этого тарифа уменьшает ценовую конкурентоспособность иностранного товара за счет увеличения величины косвенных налогов, которыми облагается импортный товар, а также торговых наценок в оптовой и розничной торговле. В результате применения этого тарифа резко уменьшается ценовая  конкурентоспособность импортного товара на внутреннем рынке или экспорта товара на любых секторах мирового рынка.

    По  виду внешнеторговых операций различают: импортный и экспортный тариф.

    Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления.

    Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.

    По  количеству ставок различают: одноколонный, двухколонный, многоколонный.

    Одноколонный – таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров. Считается, что этот тариф является простым тарифом. В этом тарифе государство применяет одну (единственную) ставку пошлины для таможенного обложения товаров. Поэтому тариф содержит только одну колонку ставок ввозных (вывозных) пошлин. Этот тариф не дает возможности государству дифференцировать ставки ввозных (вывозных) пошлин с учетом конкретных особенностей торгово-экономических отношений с отдельными странами, группами стран. В рамках этого тарифа государство лишено возможности использовать некоторые виды таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка (сезонные пошлины, тарифные квоты и контингенты). При этом тарифе невозможно применять тарифные преференции. При этом тарифе государство не может вводить тарифные льготы при импорте отдельных товаров.

    Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин. Этот тариф обычно относят к типу сложных таможенных тарифов. Этот тариф предусматривает введение только 2 ставок ввозные (вывозные) таможенные пошлины. Порядок введения таких ставок, их изменение, критерии ввода или отмены определяется национальным таможенным законодательством или нормативными документами Правительства каждой страны. Двойной тариф содержит 2 уровня или размера ставок пошлин, которыми облагается один и тот же товар. 1 уровень – минимальные ставки ввозных (вывозных) пошлин; 2 уровень – генеральные (максимальные) ставки таможенных пошлин. Этот тариф дает возможность в ограничительных размерах дифференцировать внешнеторговую политику государства. Применение этого тарифа (в ограничительных масштабах) дает возможность государству-импортеру вступать в таможенный союз или подписывать соглашения о создании межгосударственной зоны свободной торговли.

    Многоколонный тариф. К многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин  и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными. Этот тариф содержит как минимум 3 уровня ставок таможенных пошлин. 1уровень – базовые ставки таможенного тарифа. Применяются в торговле с другими государствами или союзами государств, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении РНБ. Эти ставки являются средними по величине. 2уровень – генеральные ставки (максимальные). Самые высокие по величине. Устанавливаются через введение коэффициента корректировки базовых ставок пошлин. Обычно в качестве такого критерия корректировки используются 2 обстоятельства: наличие или отсутствие РНБ; доказанность страны происхождения товара, с помощью предоставления необходим. сертификатов (в РФ – формы А и форма СТ1). 3уровень – преференциальные ставки (более низкие чем базовая ставка). Обычно преференциальные ставки применяются в соответствии с общей системой преференций, которая была введена в начале 70-х гг. прошлого века на основе решения Генеральной ассамблеи ООН. Система этих преференций является элементом широкой программы мер по оказанию экономической помощи развивающимся и наименее развитым странам. В соответствии с общей системой рекомендовано применять пониженные ставки ввозных пошлин для товаров, которые импортируются из развивающихся стран (в размере 50% от базовой ставки); для товаров, которые импортируются из наименее развитых государств. Общей системой рекомендовано импортировать их товары на условиях беспошлинной торговли; рекомендовано развитым государствам с нулевой ставкой ввозных пошлин.

    Тарный  таможенный тариф. Объект ввоза – ввозимая тара; вывозимая тара за пределы таможенной территории страны. Тариф может применяться только при условии перемещения товара через таможенную границу. Тариф может применяться по отношению только к порожней таре (т.е. пустая). Тариф применяется в том случае, если тара не облагается пошлинами вместе с товаром. Возвратная тара – которая должна возвращаться экспортеру. К таре могут относиться следующие объекты: грузовые контейнеры; ж/д вагоны и платформы; грузовые автомобили; морские суда; транспортные самолеты. Критерии дифференциации определяет Правительство страны (грузоподъемность, способ перемещения, экологические характеристикии т.д.). Правительством страны может приниматься решение 1) о полной отмене тарной пошлины; 2) об увеличении такой пошлины; 3) о ее снижении, в том числе на заранее указанный период времени.

    Транзитный  таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых чрез таможенную территорию одной страны в процессе их движения. Тариф включает следующие элементы: перечень товаров, перемещаемых через таможенную территорию страны в режиме транзита; ставки таможенных пошлин, которые применяет государство для обложения ввозимых транзитных товаров; виды транзитных таможенных пошлин; совокупность условий применения транзитных пошлин и транзитного тарифа. Транзитный тариф применяется только по отношению к иностранным товарам и транспортным средствам, пересекающим таможенную территорию страны в рамках таможенного режима международного транзит. Эти товары оформляются с помощью специальных транзитных документов, подтверждающих факт невозврата этих товаров на таможенную территорию страны.  
 

  1. Функции таможенных тарифов

     Многие  экономисты отмечают, что импортный  таможенный тариф обычно выполняет  следующие основные функции:

- формирует  оптимальную товарную структуру  импорта путем различных по  высоте ставок пошлин на ввоз  различных товаров; 

- защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;

- оказывает  воздействие на хозяйственные  результаты деятельности предприятий  и социальную обстановку в  стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;

- позволяет  осуществлять активную внешнеторговую  политику, вести переговоры об  улучшении доступа национальных  товаров на внешние рынки, формировать  зоны свободной торговли, таможенные  союзы; 

- содействует  оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;

- служит  источником пополнения доходной  части государственного бюджета. 

     Возможность выполнять эти функции, всегда заложена в законодательную базу таможенно-тарифного регулирования (закон о таможенном тарифе), в организацию и товарную структуру самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.

     Надо  отметить, что свою роль таможенный тариф в большинстве государств выполняет в тесной взаимосвязи  с налоговой системой страны, которая  обычно берет на себя часть фискальных функций тарифа и дополняет его  регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.

     Таможенный  тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных  поставщиков аналогичных или  взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров, более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин.

     Даже  в самых индустриально развитых странах есть отрасли и предприятия, нуждающиеся в защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Представители бизнеса в конечном счете добиваются от правительства установления высоких импортных пошлин, когда это отвечает и общенациональным интересам (прежде всего, когда речь идет о трудоемких и перспективных для расширения производствах). Чтобы совместить национальную экономику с мировым хозяйством посредством обмена и уровнять внутренние и мировые цены, необходимо разумно дозировать поступление иностранных товаров на внутренний рынок, особенно готовых изделий.

     Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений финансовых средств в государственный бюджет. Мировой опыт свидетельствует, однако, о том, что по мере экономического развития страны роль импортных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается. Так, в США импортные пошлины в конце XIX в. давали около 50% всех поступлений в бюджет, а в настоящее время соответствующая доля пошлин не превышает 1,5%; аналогичное сокращение величины пошлин в доходах бюджета происходило и в большинстве других промышленно развитых стран. Это не исключает сохранения в фискальных целях на отдельные товары в указанных странах высоких пошлин. В развивающихся государствах, даже в экономически сравнительно развитых, поступления от импортных таможенных пошлин составляют до 8—15% общей суммы доходной части бюджета[9].

     Для России фискальная функция таможенных тарифов также имеет большое  значение. В отдельные годы реформ поступления от взимания импортных  пошлин обеспечивали до 30—40% доходной части федерального бюджета. Важно отметить, что в условиях сравнительно узкой базы доходов бюджета и неэффективной системы сбора налогов России импортные пошлины являются одним из наиболее Надежных источников пополнения государственной казны.

Информация о работе Понятие, основные цели и элементы таможенного тарифа