Понятие налогов и сборов, функции налогов, элементы налога. Местные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

К.р состоит из 2-х вопросов: 1-ый вопрос - Понятие налога и сбора. Функции налогов. Элементы налога. 2-ой вопрос - Местные налоги

Работа содержит 1 файл

Кр по налогам и налоговой системе.docx

— 50.14 Кб (Скачать)

  Вопрос 1. Понятие налога и сбора. Функция  налога. Виды и элементы налогов.

  В налоговом  кодексе Российской Федерации, в  статье 8 дано четкое определение понятиям "налог" и "сбор". Согласно налоговому кодексу налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

   Под  сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

  Основное  отличие  налога и сбора состоит  в том, что налог - это безвозмездный  платеж, в то время как сбор предполагает какие либо возвратные действия со стороны государства. 

  Признаками  налога являются:

  -односторонний характер установления

  -отчуждение принадлежавшего на праве собственности имущества

  -принудительность

  -безвозвратность

  Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств.

  Основными функциями налога являются четыре функции: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

  Посредством фискальной функции налога реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

  Распределительная (социальная) функция — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  Регулирующая  функция  — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

  Контрольная функция  — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое, каждый седьмой гражданин-предприниматель пытался (намеренно или по незнанию) недоплатить в казну. 

  Классифицировать  налоги можно следующим образом:

  1. В зависимости от налогоплательщиков

         1.1 налоги с организаций

         1.2 налоги с физических лиц

         1.3 общие налоги

  2. В зависимости от формы обложения

         2.1 прямые налоги

         2.2 косвенные налоги

  3. В зависимости от территориального уровня (по территориальному признаку)

         3.1 федеральные

         3.2 региональные

         3.3 местные

  4. В зависимости от каналов поступления

         4.1 государственные налоги

          4.2 местные налоги

          4.3 пропорциональные налоги

  К федеральным  налогам относятся такие налоги, как НДС, акцизы, НДФЛ, страховые  взносы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сбор за пользование объектами животного  мира и за пользование водными  и биологическими ресурсами, государственная  пошлина.

  К региональным налогам относят налог на имущество  организаций, транспортный налог и  налог на игорный бизнес.

  Местные налоги включают в себя земельный  налог и налог на имущество  физических лиц.

  Говоря  о видах налогов, обязательно стоит упомянуть о специальных налоговых режимах. В налоговом кодексе они прописаны в отдельном разделе VIII.1. В нашей стране специальных режимов всего четыре.

   Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим.

  Упрощённая  система налогообложения. Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

  Единый  налог на вменённый  доход. Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

  Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе продукции. Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

  К основным элементам налога относятся налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая  ставка, порядок исчисления налога, срок уплаты налога, налоговые льготы.

  Налогоплательщиками признаются организации и физические лица на которых возложена обязанность соответственно уплачивать налоги и сборы.

  Объект  налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Под реализацией товаров подразумевается передача на возмездной основе товаров, услуг.

  Налоговая база (налогооблагаемая база) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

  Налоговый период  – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

  Налоговая льгота — полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических). Льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками.

  Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

  Сроки уплаты налога и порядок его исчисления регламентируются правовыми актами РФ, в том числе и Налоговым  кодексом РФ отдельно для каждого  налога.

    

  Вопрос 2. Местные налоги. Их общая характеристика.

  При ответе на этот вопрос, в первую очередь хотелось бы дать общую характеристику местным налогам, а затем рассмотреть их более детально.

  Согласно  части первой, раздела первого, главы  второй статьи пятнадцать, к местным  налогам относятся всего два  налога – налог на имущество физических лиц и земельный налог.

  Местные налоги — налоги и сборы, ставки которых устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими. Согласно пункту 4, статье 12, главе 2, части первой НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

  Уровень жизни населения, проживающего в  пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности  получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку  от их решения напрямую зависит уровень  расходов, которые муниципальное  образование может произвести без  ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей. 
Согласно статье 7 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ” одним из источников собственных доходов местных бюджетов являются местные налоги и сборы, которые, как уже было сказано выше, в настоящее время включают в себя 2 налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц. 
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются такие элементы налогообложения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ), как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. 
Кроме этого этими же органами могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. 
Актуальность применения местных налогов в той или иной местности зависит в большей степени от размера той доли в местном бюджете, которую составляют собственные доходы того или иного муниципалитета. Чем больше указанная доля и меньше доля дотаций из других бюджетов, тем очевидно большее влияние оказывают местные налоги на благополучие муниципального образования.

  Необходимо  заметить, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

  Поскольку о налоге на имущество физических лиц в НК РФ сказано не много, то рассмотрение местных налогов мне хотелось бы начать именно с него.

  В правительстве  Российской Федерации рассматривался Федеральный закон " О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Но этот закон не был принят, поэтому при освещении налога на имущество физических лиц приходится руководствоваться Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Федеральным законом Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

  Согласно  последнему закону и внесенным изменениям,  объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а так же доля в праве общей собственности на имущество, указанное выше.

  Закон РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» выделяет еще одну группу объектов налогообложения. Это моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

   Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие налогов и сборов, функции налогов, элементы налога. Местные налоги