Понятие и содержание налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система была сформирована в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народно - хозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИ……………………………………………………………………....3
1. Понятие налоговой системы………………………………………………..4
2. Прямые и косвенные налоги……………………………………………....10
3.Сходство и различие между налогами, пошлинами и сборами………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………16

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 37.10 Кб (Скачать)

     4) налог на доходы от капитала;

     5) подоходный налог с физических  лиц;

     6) взносы в государственные социальные  внебюджетные фонды;

     7) государственная пошлина;

     8) таможенная пошлина и таможенные  сборы;

     9) налог на пользование недрами;

     10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

     11) налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов;

     12) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

     13) лесной налог;

     14) водный налог;

     15) экологический налог;

     16) федеральные лицензионные сборы.

     К региональным налогам и сборам относятся:

     1) налог на имущество организаций;

     2) налог на недвижимость;

     3) дорожный налог;

     4) транспортный налог;

     5) налог с продаж;

     6) налог на игорный бизнес;

     7) региональные лицензионные сборы.

     При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц  и земельного налога.

     К местным налогам и сборам относятся:

     1) земельный налог;

     2) налог на имущество физических  лиц;

     3) налог на рекламу;

     4) налог на наследование или  дарение;

     5) местные лицензионные сборы.

 
 
 
 
 
 

2. Прямые и косвенные налоги

В зависимости  от места формирования источника  выплаты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается  прямым, если источник формируется  непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и  номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества  налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надлежащем учете точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

  • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
  • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.)

Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов  относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных  налогов заключается в том, что  их тяжесть перекладывается на конечного  потребителя. Другой особенностью является то,

что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого  на первом месте в перечне федеральных  налогов и сборов, установленных  Налоговым кодексом, стоят косвенные  налоги - налоги на добавленную стоимость  и акцизы.

      Однако  косвенные налоги не всегда можно  переложить на потребителя. Так, повышение  цены от введения налога на добавленную  стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая  тем самым косвенный налог  из своей прибыли. В этом случае косвенный  налог в той или иной степени  становится прямым налогом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Сходство и различие  между налогами, пошлинами  и сборами. 

     В соответствии с НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Обязательность  означает, что все юридические  и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать  участие в формировании государственных  ресурсов.

     Индивидуальная  безвозмездность предполагает, что  уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства  по отношению к конкретному налогоплательщику, как члену общества. Денежные средства тратятся политической властью на управление, военные цели, финансирование народного  образования, медицины, на содержание государственных структур, создание резервных и страховых запасов  на непредвиденные обстоятельства и  на другие непроизводственные мероприятия.

     В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

     Почему  же сделана оговорка - "не носящий  характер наказания или компенсации"?

     Это связано с тем, что не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозмездности  и по принуждению государства, являются налогами. Например, взимаемые по решению  государственного органа либо по приговору  суда штрафы и конфискации, хотя и  отвечают этим характеристикам, к налогам  не относятся. Различие состоит в  цели применения, ведь главное назначение штрафов – наказание виновных за совершение правонарушения, цель взимания налогов - пополнение соответствующего бюджета.

     Налоги  – один из основных способов формирования доходов бюджетов и, как правило, взимаются с целью обеспечения  платежеспособности различных уровней  государственной власти. Они имеют  материальную основу, то есть представляют собой реальную сумму денежных средств  общества (финансовые ресурсы), мобилизуемую государством.

     Сбор  - это обязательный целевой взнос, который уже не носит индивидуально безвозмездный характер. Он взимается с организаций или физических лиц, и его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Сборы по своему характеру различны. Одни имеют контрольное значение (сбор с граждан - владельцев транспортных средств), другие носят компенсационный  характер (например, разовый сбор на рынках). В отдельных случаях сборы  носят добровольный характер, они  устанавливаются общим собранием  граждан и имеют специальное  значение (например, на ремонт какого-либо объекта, на установку домофона и  т.д.)

     Примеры сборов - лицензионные, регистрационные, за использование символики.

     Пошлина - это один из видов сборов, который взимается органами государственного управления, а также судебными органами при выполнении ими соответствующих функций.

     Это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера. Ставки пошлины могут превышать стоимость  действительной услуги, если она вообще оказывается (как, например, в случае регистрации перехода собственности, оказание услуг по охране наследственной массы).

     Отличительной чертой пошлин является то, что они  взимаются не со всех граждан, а с  тех, которые вступают в соприкосновение  с органами государственной власти по поводу каких - либо особых отношений  с ними или между собой. С точки  зрения "фиска" (казны) эти поводы являются особенно удобными для выявления  и обложения имущества или  дохода, когда имущество или доход  выявляются наиболее полно.

     Пошлины классифицируются на: таможенную, почтовую, нотариальную, наследственную, судебную, страховую и другие пошлины. К  ним принято относить и таможенные налоги, обычно называемые пошлинами, поскольку когда-то взимание их сопровождалось оказанием той или иной услуги купцам со стороны властей (например, предоставление мест, портовых устройств  для торговли ввозимыми товарами). Таможенные пошлины взимаются либо при ввозе иностранных товаров, либо при вывозе отечественных.

     Именно  частичная возмездность сборов и  пошлин отличает их от налогов.

     Второе  отличие налогов от сборов состоит  в относительно регулярном характере  налогов (периодической уплаты в  установленные сроки) на основании  длительно существующих обстоятельств (например, владение какой-либо вещью, осуществление той или иной деятельности). Сборы имеют преимущественно  разовый характер и связаны с  возникновением краткосрочных обстоятельств (например, обращение в суд, как  правило, предполагает уплату государственной  пошлины.)

     Пошлины и сборы в финансовом плане  менее значимы. Они предназначены  для частичного покрытия затрат государства  по осуществлению тех или иных своих функций. 
 
 
 

     Заключение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. Особую роль приобретает  значение налоговой системы государства  и принципы ее организации и функционирования.

     Последние реформы показывают стремление Российского  правительства к коренному изменению  ситуации в стране.

     Основной  функцией налоговой системы является обеспечение достаточного объема ресурсов, необходимых для финансирования расходов бюджетной системы, не создавая при этом избыточного налогового бремени для экономических субъектов. Для этого требуется обеспечить должный контроль за исполнение налогоплательщиками  своих обязательств, повышать собираемость налогов и снижать задолженность  по уплате налогов в бюджетную  систему Российской Федерации, одновременно поддерживая относительно низкие налоговые  ставки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 
 

1. Крохина Ю.А. Финансовое право России. – М.: НОРМА, 2004 

2.Налоги и налогообложение: учебное пособие/ В.Ф. Тарасова, Л.Н. 3.Семыкина, ТВ. Сапрыкина. — 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2007 г.

4.Налоги и налогообложение: учебное пособие/ О.В. Качур. - М.: КНОРУС, 2007 г.

5.Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы  РФ".

6.Налоговый кодекс РФ часть 1, часть 2.

7.Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2000

8.Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2002

    www.nalog.ru

    www.e-stat.ru

Информация о работе Понятие и содержание налоговой системы