Подоходный налог в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет своей целью раскрыть сущность подоходного налога, определить основные принципы взимания подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации, сравнивая с практикой применения подоходного налога в зарубежных странах.
Основной задачей исследования данной курсовой работы является изучение налогового законодательства в части налогообложения подоходным налогом физических лиц. Сложность этой задачи состоит в том, что на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации существует большое количество нормативных документов и подзаконных актов, инструкций, в процессе практического применения которых возникают частые несоответствия и разночтения.
В первой главе будет рассмотрена экономическая сущность подоходного налога с физических лиц, которая заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе Российской Федерации. Также будет затронут вопрос возникновения подоходного налога в России и других странах, практика применения подоходного налога в зарубежных странах.
Во второй главе проанализированы основные принципы взимания подоходного налога, что заключается в определении порядка налогообложения доходов граждан: по месту основной работы; по месту не основной работы; полученных от занятия предпринимательской деятельностью; иностранных граждан.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономическая сущность подоходного налога 5
1.1. Роль и место подоходного налога в налоговой системе 5
1.2. История возникновения подоходного налога 6
Глава 2. Основные принципы взимания подоходного налога в РФ 8
2.1. Общие положения 8
2.2. Налогообложение доходов полученных физическими лицами по месту основной работы
14
2.3. Налогообложение доходов, полученных физическими лицами не по месту основной работы
15
2.4. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов
17
2.5. Налогообложение и учет доходов иностранных физических лиц 20
Заключение 24
Список литературных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги готов.docx

— 51.52 Кб (Скачать)
  • в течение текущего года плательщики вносят авансовые платежи по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год,  а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога – по одной трети исчисленного налога с предположительного дохода на текущий год;
  • по истечении года налоговым органом исчисляется налог по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников. Разница между суммой налога, уплаченной за отчетный год, и суммой налога с совокупного фактического годового дохода подлежит взысканию с плательщиков или возврату им налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

   Для уплаты авансовых платежей налога установлены  следующие сроки, которые зависят  от срока подачи предположительной  декларации:

  • если предположительная декларация подана с 01 января по 30 июня,  то сроки уплаты 15.07; 15.08; 15.11;
  • если предположительная декларация подана с 01 июля по 31 июля, то сроки уплаты 15.08; 15.11;
  • если предположительная декларация подана с 01 августа по 31 октября, то сроки уплаты 15.11; 15.12;
  • если предположительная декларация подана с 01 ноября по 31 декабря, то срок уплаты – месяц.

   Уплата  авансовых платежей в течение  года или при увеличении ранее  предъявленной суммы авансовых  платежей налога платежное извещение  должно быть вручено налогоплательщику  не позднее, чем за 15 дней до наступления  очередного срока уплаты. Если платежное  извещение не может быть вручено  за 15 дней до наступления первого  срока уплаты, налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными  долями.

   При начислении авансовых платежей по истечении  второго срока уплаты налог уплачивается равными долями в два срока: по оставшемуся третьему сроку уплаты и через месяц после него.

   При исчислении авансовых платежей по истечении  последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения.

   При начислении авансовых платежей по истечении  последнего срока уплаты налог уплачивается через месяц после вручения платежного извещения.

   В случае привлечения плательщиков к  уплате налога за предшествующие годы уплата налога производится равными  долями в два срока: через месяц  после вручения платежного извещения  и через месяц после установления срока уплаты.

   В случае значительного увеличения или  уменьшения в течение года дохода плательщика налоговый орган  по его заявлению производит перерасчет авансовой суммы налога по не наступившим  срокам уплаты.

   Для исключения повторного налогообложения  доходов лиц, состоящих на учете  в качестве плательщиков налога и  вносящих авансовые платежи, при предъявлении такими лицами свидетельства о государственной регистрации, подоходный налог у источника выплаты не удерживается. При отсутствии у физических лиц указанного документа налог с выплачиваемых им сумм удерживается предприятиями.

   О таких доходах и суммах удержанного  налога, а если налог не удерживался, то с указанием причины, по которой  он не был удержан, предприятия обязаны  не реже одного раза в квартал предоставлять  налоговым органам по месту своего нахождения справку по следующей  форме (см. приложение 1). Указанные справки  предоставляются также представительствами  иностранных юридических лиц  в Российской Федерации.

   В целях правильного и полного  налогообложения налоговые органы пересылают эти сведения налоговым  органам по месту постоянного  жительства физических лиц.

   Удержанные  по месту выплаты дохода суммы  налога засчитываются налоговым  органом в счет уплаты налога.

   2.5. Налогообложение  и учет доходов иностранных физических лиц

 

   Удержание подоходного налога с иностранных  физических лиц представляется областью повышенного риска налоговых  ошибок, поскольку порядок налогообложения  регулируется не только нормами Российского  налогового законодательства, но и  международными договорами во избежание  двойного налогообложения. Последние  имеют приоритет над нормами  национального налогового законодательства.

   В основу налогообложения доходов  физических лиц в Российской Федерации  положен критерий резидентства, учитывающий  характер пребывания налогоплательщика  на Российской территории. Для ряда доходов этот критерий дополнен налогообложением по принципу территориальности, исходя из национальной принадлежности источника  дохода.

   В международных соглашениях об избежание  двойного налогообложения, заключенных  Российской Федерацией с иностранными государствами, используются различные  наборы тестов, позволяющие определить налоговый статус иностранного физического  лица. Критерий резидентства определяется на основе таких признаков, как:

  • продолжительность проживания на территории облагающего государства;
  • месторасположение постоянного жилища;
  • центр жизненных интересов;
  • место обычного проживания;
  • гражданство.

   При определении налогового статуса  приоритетными являются экономические  аспекты взаимоотношения плательщика  и государства, а решение на основе гражданства принимается только в том случае, если невозможно определить налоговый статус исходя из других критериев. Когда определение налогового статуса на основе гражданства невозможно, решение о порядке налогообложения доходов иностранного физического лица принимаются по договоренности между компетентными органами государств, заключивших соглашение.

   Большинство международных соглашений об избежании  двойного налогообложения предусматривает  особый режим обложения доходов  сотрудников дипломатических представительств, государственных служащих, преподавателей и научных сотрудников, студентов  и практикантов. В отдельных статьях  регламентируется налогообложение  доходов от авторских прав и лицензий, процентов, дивидендов и заработной платы. Поэтому, анализируя особенности  налогообложения доходов отдельных  категорий иностранных граждан, особое внимание следует уделить  правильной классификации доходов, выплачиваемых иностранным юридическим  лицам, так как порядок налогообложения  и перечень регламентируемых доходов  существенно отличается в договорах  с разными странами. Кроме того, в некоторых соглашениях предусмотрен особый режим налогообложения доходов  от имущества, который зависит от вида имущества (движимое, недвижимое или транспортное средство). Отнесение  имущества к одной из перечисленных  групп осуществляется в соответствии с положениями международного соглашения и может не совпадать с определениями, предусмотренными Российским законодательством.

   Если  соглашение об избежание двойного налогообложения  не заключено, порядок налогообложения  определяется в соответствии Российским налоговым законодательством. Резидентство иностранных физических лиц по Российскому  законодательству определяется на основе теста физического присутствия: резидентами признаются лица независимо от гражданства, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Постоянное место  жительства в России устанавливается  ежегодно, то есть отсчет срока начинается заново в следующем календарном  году; выезда за рубеж в течение  года не приводят к прерыванию исчисления срока пребывания.

   Если  физическое лицо является Российским резидентом в соответствии с изложенным тестом, налогообложение доходов  такого лица от всех источников осуществляется в соответствии с налоговым законодательством  Российской Федерации.

   В случае, когда физическое лицо признано нерезидентным, Российское налоговое  законодательство регулирует лишь порядок  обложения его доходов от источников в Российской Федерации. Под источником дохода следует понимать деятельность по выполнению работ и оказанию услуг, по трудовым и приравненным к ним  договорам, а также имущественные, исключительные или другие права, обладание  которыми приводит к появлению дохода.

   Доходы  от источников в Российской Федерации, получаемые физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации, облагаются у источника выплаты по ставке 20%.

   Доходы  иностранных физических лиц, имеющих  постоянное место жительства на территории России, подлежат обложению налогом  по общим ставкам.

   Не  подлежат налогообложению:

  • главы, а также члены персонала представительств иностранных государств, имеющие дипломатический и консульский ранг, члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации – по всем доходам, кроме доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой;
  • члены администативно-технического персонала представительств иностранного государства и члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, – по всем доходам, кроме доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой;
  • члены обслуживающего персонала представительств, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, – по всем доходам, полученным ими по своей службе;
  • сотрудники международных организаций – в соответствии с уставами этих организаций.

   Может быть предложена следующая последовательность процедур необходимых для правильного  удержания подоходного налога с  иностранного лица.

   Выяснить, имеется ли действующее соглашение Российской Федерации со страной  постоянного местопребывания иностранного лица, об избежание двойного налогообложения. Если соглашение существует, определить, распространяются ли его положения, предусматривающие льготный порядок  налогообложения или полное освобождение, на доход, выплачиваемый иностранному физическому лицу. Если положение  упомянутого соглашения регламентирует порядок налогообложения выплачиваемых  доходов, при исчислении подоходного  налога следует руководствоваться  положениями соглашения об избежание  двойного налогообложения, и в части, им не противоречащим, – Российским налоговым законодательством. Когда  положения указанного соглашения не распространяются на доход, выплачиваемый  иностранному гражданину при исчислении налога применяются нормы Российского  налогового законодательства.

   Если  соглашение отсутствует, определение  налогового статуса осуществляется в соответствии с положениями  ст. 2 Закона "О подоходном налоге с физических лиц". Если гражданин  признается резидентом, исчисление подоходного  налога производится с учетом особенностей, изложенных в гл. 5 названного закона, а в случае признания иностранного лица нерезидентом исчисление налога производится в соответствии с положениями гл. 7 Закона "О подоходном налоге с физических лиц".

   Общепринятой  классификацией доходов является их разделение по источникам:

  • доходы от труда по найму;
  • доходы от коммерческой (предпринимательской) деятельности;
  • доходы от капитала.

   Соответственно  различаются налоговые режимы, применяемые  в отношении этих доходов: доходы от предпринимательской деятельности облагаются по чистым результатам –  прибыли, доходы от капитала и заработная плата – исходя из валовой суммы  налогом у источника.

 

   Заключение 

   Таким образом, рассмотрев основные вопросы  данной работы, раскрыта сущность и  функции подоходного налога с  физических лиц, показана обобщенная информация о подоходном налоге с физических лиц в Российской Федерации, обоснована его неотъемлемая роль в налоговой  системе любого государства, путем  раскрытия места и роли в налоговой  системе Российской Федерации.

   Подоходный  налог с физических лиц - неотъемлемая часть функционирования экономики  любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира, подоходный налог с физических лиц, является основной частью дохода бюджета. В нашей  же стране основное налоговое бремя  пока ложиться на юридические лица. Но и сам подоходный налог с  физических лиц имеют большой  ряд недостатков. Большая часть  населения облагается по минимальной  ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части  населения. Необходимо предотвратить  утечку капитала по этим каналам. Наша система налогообложения населения  слишком громоздка и требует  упрощения, посредством отмены множества  льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов  получения доходов населения, а  налоговое законодательство не отражает все их виды. Вполне логично предположить, что дальнейшее совершенствование  законодательной базы относительно подоходного налогообложения физических лиц позволит более эффективно развиваться  рыночной экономике нашей страны, и задача каждого будущего экономиста состоит в настойчивом овладении  теоретической базой налоговедения  и четком понимании происходящих социально экономических процессов  в России.

Информация о работе Подоходный налог в РФ