Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 06:24, курсовая работа
Данная курсовая работа имеет своей целью раскрыть сущность подоходного налога, определить основные принципы взимания подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации, сравнивая с практикой применения подоходного налога в зарубежных странах.
Основной задачей исследования данной курсовой работы является изучение налогового законодательства в части налогообложения подоходным налогом физических лиц. Сложность этой задачи состоит в том, что на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации существует большое количество нормативных документов и подзаконных актов, инструкций, в процессе практического применения которых возникают частые несоответствия и разночтения.
В первой главе будет рассмотрена экономическая сущность подоходного налога с физических лиц, которая заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе Российской Федерации. Также будет затронут вопрос возникновения подоходного налога в России и других странах, практика применения подоходного налога в зарубежных странах.
Во второй главе проанализированы основные принципы взимания подоходного налога, что заключается в определении порядка налогообложения доходов граждан: по месту основной работы; по месту не основной работы; полученных от занятия предпринимательской деятельностью; иностранных граждан.
Введение 3
Глава 1 Экономическая сущность подоходного налога 5
1.1. Роль и место подоходного налога в налоговой системе 5
1.2. История возникновения подоходного налога 6
Глава 2. Основные принципы взимания подоходного налога в РФ 8
2.1. Общие положения 8
2.2. Налогообложение доходов полученных физическими лицами по месту основной работы
14
2.3. Налогообложение доходов, полученных физическими лицами не по месту основной работы
15
2.4. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности и других доходов
17
2.5. Налогообложение и учет доходов иностранных физических лиц 20
Заключение 24
Список литературных источников
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1 Экономическая сущность подоходного налога | 5 |
1.1.
Роль и место подоходного |
5 |
1.2.
История возникновения |
6 |
Глава 2. Основные принципы взимания подоходного налога в РФ | 8 |
2.1. Общие положения | 8 |
2.2.
Налогообложение доходов |
14 |
2.3.
Налогообложение доходов, |
15 |
2.4.
Налогообложение доходов от |
17 |
2.5.
Налогообложение и учет |
20 |
Заключение | 24 |
Список литературных источников | 25 |
Налоговая
политика Российской Федерации формируется
под воздействием экономических, политических
и социальных преобразований, происходящих
в стране. Налоги на практике предстают
в виде многообразных форм с множеством
национальных особенностей, которые
в совокупности образуют налоговую
систему государства. По набору налогов,
способам взимания, ставкам, налоговой
базе, льготам, фискальным полномочиям
различных уровней власти налоговые
системы разных стран существенно
отличаются друг от друга, хотя без
сомнения можно выделить общие черты,
присущие каждой налоговой системе
любого государства. Во-первых, это
постоянный поиск путей увеличения
налоговых поступлений в бюджет
государства, что реализуется введением
новых налогов, изменением налоговой
базы, изменением оценочной стоимости
имущества и соотношением различных
видов налогов. А во-вторых, это
построение налоговых систем на основе
эффективного налогообложения, что
подразумевает равное и справедливое
распределение налогового бремени,
и использование налоговой
Подоходный
налог с физических лиц, занимающий
одно из основных мест в налоговой
системе Российской Федерации, непосредственно
влияет как на построение всей налоговой
политики государства, так и на финансовое
состояние граждан. Поэтому необходимость
тщательного рассмотрения и нахождения
путей совершенствования и
Данная курсовая работа имеет своей целью раскрыть сущность подоходного налога, определить основные принципы взимания подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации, сравнивая с практикой применения подоходного налога в зарубежных странах.
Основной задачей исследования данной курсовой работы является изучение налогового законодательства в части налогообложения подоходным налогом физических лиц. Сложность этой задачи состоит в том, что на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации существует большое количество нормативных документов и подзаконных актов, инструкций, в процессе практического применения которых возникают частые несоответствия и разночтения.
В первой главе будет рассмотрена экономическая сущность подоходного налога с физических лиц, которая заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе Российской Федерации. Также будет затронут вопрос возникновения подоходного налога в России и других странах, практика применения подоходного налога в зарубежных странах.
Во
второй главе проанализированы основные
принципы взимания подоходного налога,
что заключается в определении
порядка налогообложения
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. Роль налогов тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства.
Налогами облагается деятельность человека в самых различных областях.
В
системе налогов Российской Федерации
далеко не все платежи играют одинаковую
роль как с точки зрения доходов
бюджетов, так и с позиции влияния
на материальное положение налогоплательщиков.
Если налог на прибыль предприятий
и организаций формирует
Отсутствие
резкой дифференциации доходов населения
привело к тому, что прогрессивное
налогообложение практически не
затрагивало интересов
Доминирующее положение государственного сектора экономики позволило создать выхватывающую систему взимания налога у источника получения дохода. Доля централизованно установленных ставок и тарифов составляла 4/5 фонда оплаты труда, что практически лишало граждан возможности проявлять какую-либо активность в налоговых отношениях.
Долгое время считалось, что платежи населения формируют лишь 8-9% доходов государственного бюджета (принимались во внимание лишь прямые налоги, существование косвенных налогов на доходы населения отрицалось), а расходы бюджета только на социальные нужды составляли 30-40%. Поэтому вопрос об общественном контроле расходования сумм собранных налогов отпадал как бы сам собой.
В настоящее время процессы экономических преобразований коренным образом изменили обстоятельства формирования финансовых фондов, обуславливающих незначимую роль подоходного и прямых налогов с населения вообще. Подоходный налог сейчас обеспечивает основную массу налоговых поступлений почти во всех государствах.
Ведущее место подоходного налога обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, это личный налог, т.е. налог, объект которого – доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях.
Во-вторых, подоходный налог позволяет максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения – всеобщность и равномерность.
Традиционно подоходный налог – это налог государственный, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Возможность местных органов власти и управления определять условия взимания государственного подоходного налога либо весьма ограниченна, либо вообще исключена. Подоходный налог имеет большое влияние на политическую и экономическую стабильность, на перераспределение доходов. Поэтому нежелательно иметь большое количество субъектов, принимающих решения о подоходном налоге. Закон РСФСР от 7 декабря 1991г. "О подоходном налоге с физических лиц" не наделял местные советы никакими полномочиями в отношении подоходного налога. Однако законом Российской Федерации от 16 июля 1992г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" местным советам было предоставлено право устанавливать льготы по подоходному налогу в пределах сумм налога, зачисляемых в их бюджеты.
По
данным Министерства по налогам и
сборам Российской Федерации подоходный
налог с физических лиц по сумме
поступлений в бюджет занимает сейчас
третье место после налога на прибыль
предприятий и налога на добавленную
стоимость. По предположению налоговой
службы подоходный налог с физических
лиц в будущем по сумме поступлений
займет второе место и будет одной
из основных статей дохода бюджета
страны.
1.2.
История возникновения подоходного налога
По сравнению с другими видами налогов, подоходный налог довольно молод. Впервые он был введен в Англии в 1798 году в виде утроенного налога на роскошь, был построен на чисто внешних признаках и действовал до 1816 года. В 1842 году налог был введен вторично в виде, более или менее отвечающем основным идеям подоходного обложения. В других странах подоходный налог стали применять с конца XIX - начала XX века (Пруссия – с 1891года, Франция – с 1914года). В России в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества (своеобразная форма подоходного налога). Закон о подоходном налоге был принят в России лишь 6 апреля 1916 года. Принципы подоходного налогообложения получили в нем яркое выражение.
Однако и до введения подоходного налога налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от размера фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика.
Введение
подоходного налога обусловлено
причинами, которые по-разному
Плательщиками
подоходного налога являются физические
лица, как имеющие, так и не имеющие
постоянного местожительства в
Российской Федерации. К ним относятся
граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства.
К физическим лицам, имеющим постоянное
местожительства относятся
Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации – от источников в Российской Федерации.
При
налогообложении учитывается