Подоходное налогообложение физических лиц РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Содержание

Налогообложение физических лиц.
Объекты налогообложения.
Налоговая база для подоходного налога.
Налоговые вычеты.
Ставки, применяемые при подоходном налогообложении.
Уплата налога и подача декларации.
Обязанности банков и налоговых агентов.
Анализ налогообложения физических лиц и пути его совершенствования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Готовая дипломная.docx

— 46.64 Кб (Скачать)

     Банки обязаны:

  1. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в письменной форме или на магнитных носителях сведения о выданных (перечисленных) физическим лицам доходах, поступивших из-за границы Республики Беларусь. Сведения о таких доходах представляются по мере их выдачи (перечисления) или ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Обязанность, распространяется также на отделения связи;
  2. при предоставлении организациям, индивидуальным предпринимателям кредитов для выплаты работникам заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством, в суммы этих кредитов включать сумму налога, исчисляемого из размера данной заработной платы;
  3. выдавать организациям и индивидуальным предпринимателям средства для оплаты труда в расчете за месяц только при одновременном представлении такими организациями и индивидуальными предпринимателями в банки платежных поручений (инструкций) на перечисление в бюджет фактически удержанных сумм налога. При этом сумма перечисляемого налога должна быть не ниже величины, определенной Советом Министров Республики Беларусь.

       Использование плательщиком права  на освобождение доходов от  налогообложения и (или) на  получение налоговых вычетов  при отсутствии у него оснований,  установленных законодательно, рассматривается  как сокрытие им доходов от  налогообложения.

    Анализ  налогообложения физических лиц  и пути его совершенствования.

     Действующая система налогообложения доходов  граждан в Республике Беларусь представлена основным налогом – подоходным. Он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов, так как относится к разряду собственных (закрепленных) налогов и полностью оседает на территории местных Советов. Стабильность, безусловность изъятия и постоянное увеличение по мере роста доходов делают его для низовых бюджетов незаменимым. Подоходное налогообложение индивидуальных доходов способствует укреплению рыночного хозяйствования, поскольку основа рынка – самостоятельная инициативная деятельность индивидов, полностью отвечающих за свои доходы и расходы.

     Подоходный  налог – один из основных налогов, формирующих бюджеты современных  государств. Он охватывает разнообразные  источники доходов граждан, поскольку  связан с различными сферами их деятельности. Подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста доходов граждан.

     Основная  доля поступлений по подоходному  налогу принадлежит юридическим лицам. Плательщиками перечисляемого юридическими лицами подоходного налога являются физические лица, однако обязанность по перечислению подоходного налога с физических лиц, работающих на предприятиях, возлагается на нанимателя.

     При декларировании совокупного годового дохода граждане и работники налоговой  инспекции сталкиваются с рядом  затруднений. В первую очередь это  связано со сроками подачи декларации. Срок подачи деклараций о совокупном годовом доходе приходится на 1 марта. К сожалению, большинство плательщиков могут задекларировать свои доходы только в конце января или в феврале, что приводит к большому скоплению плательщиков и очередям. Во-первых, это связано с тем, что бухгалтера учреждений и организаций не могут ранее предоставить плательщикам информацию об их доходах или выдать справку. Во-вторых, очень много вопросов возникает в связи с неправильным заполнением бухгалтерами справок о доходах и необоснованным предоставлением ими льгот.

     После приема деклараций производится проверка достоверности и полноты указанных в них сведений. Проверка производится путем сопоставления сведений, указанных в декларациях, с данными, предоставляемыми юридическими лицами и предпринимателями ежеквартально по наемным лицам. За недостоверность сведений, указанных в декларации, физическому лицу предъявляется к уплате подоходный налог с сокрытого дохода, пеня, финансовая санкция и штраф в трехкратном размере от суммы допричисленного налога.  

     Подоходный  налог является одним из важнейших  элементов налоговой системы  государства. Во многих странах он обеспечивает значительную часть доходов консолидированного бюджета. Кроме того, он позволяет перераспределять доходы граждан. Этот налог вносит весомый вклад в доходную часть бюджета развитых стран, где в начале 90-х годов в среднем он обеспечивал от 25 до 50% всех бюджетных поступлений. Его доля в общем объеме налоговых доходов составляла от 38% в Великобритании до 60,5% в США. Практика подоходного налога непосредственно связана с механизмом его построения, а именно с установлением ставок обложения. В ходе эволюции систем подоходного налогообложения исторически сложились две методики построения ставок – прогрессия и пропорциональность. В наши дни прогрессивное подоходное налогообложение применяется в подавляющем большинстве государств. При этом диапазон ставок достаточно широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии.

     Преимущества  прогрессивности кроются в ее способности обеспечивать соблюдение принципа социальной справедливости в  части налогового изъятия доходов  различных категорий граждан  без ущерба фискальным интересам  государства. Прогрессивные налоги возрастают с увеличением облагаемых доходов, поэтому они серьезно затрагивают экономические интересы граждан со средним, а особенно с высокими доходами.

     При пропорциональном налогообложении  ставка налога не зависит от величины дохода. Поэтому по мере роста объекта обложения налоговый пресс на плательщика ослабевает, что создает реальные стимулы к декларированию высоких доходов и полному выполнению налоговых обязательств. Именно по такому пути пошла Россия, установив единую пропорциональную ставку в размере 13%.

     Несмотря  на преобладание прогрессии в подоходном налогообложении граждан, в конце 80-х – 90-х годов практически  во всех развитых странах осуществлены реформы, направленные на сокращение максимальных ставок налога, их количества и прогрессии, а некоторые государства перешли к так называемому ограниченно пропорциональному подоходному налогу с применением двух основных ставок.

     В Республике Беларусь сейчас действует  прогрессивная шкала подоходного  налога с диапазоном ставок от 9 до 30%, предусматривающая увеличение уровня налоговых изъятий по мере роста облагаемого дохода.

     Если  физическое лицо работает в нескольких местах, действующей системой налогообложения предусмотрено совокупное декларирование доходов по итогам года. Такая практика широко распространена во многих развитых странах и помимо дополнительного притока поступлений в бюджет способствует воспитанию в обществе налоговой культуры, обеспечивает справедливое налогообложение, когда граждане с одинаковым доходом платят одинаковый налог. Вместе с тем процедура декларирования неизбежно сопряжена со значительными административными издержками как со стороны налоговых органов по приемке и обработке деклараций, так и со стороны нанимателей по выдаче справок о полученном доходе и уплаченном подоходном налоге.

     В целом сохраняется действующий перечень налоговых льгот, а также предусмотрено освобождение от налогообложения единовременного пособия на оздоровление, выплачиваемого государственным служащим ежегодно. В то же время предлагается четкое разграничение на освобождаемые от налогообложения доходы и налоговые вычеты, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Состав таких вычетов в целом соответствует российскому законодательству, что обеспечит равные условия для граждан двух стран в вопросах налогообложения их доходов. В законопроекте подробно определен порядок предоставления каждого из налоговых вычетов. При этом для предотвращения необоснованного использования вычетов и занижения сумм платежей в бюджет такие вычеты будут предоставляться плательщикам непосредственно налоговыми органами при представлении налоговой декларации. Такая практика с 2001 года применяется в России и «уже доказала там свою эффективность».

     Сохраняется норма действующего Закона, согласно которой не облагаются налогом доходы, полученные от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна, попечителя (если речь идет об операциях, не связанных с предпринимательской деятельностью).

     Существенно упрощается порядок подтверждения  сумм подоходного налога, уплаченного за пределами Беларуси. В условиях, когда сроки получения нашими гражданами соответствующих документов от налоговых служб иностранных государств затягивались, люди были вынуждены платить в белорусский бюджет, а затем, после получения необходимых справок, обращаться с заявлениями о возврате переплаченных сумм. Подобная практика вызывала много нареканий, поэтому с января следующего года зачет может быть произведен по заявлению плательщика на основании документов о полученном доходе и уплате налога за пределами Республики Беларусь. А необходимые справки от налоговых служб зарубежных государств надо будет собрать в течение года.

     Совершенствование системы подоходного налогообложения  является естественным процессом, отражающим изменения экономической ситуации в стране, необходимость унификации налогового законодательства в соответствии с проводимой согласованной политикой в рамках интеграционных процессов.

 

     Заключение

Действующая система налогообложения физических лиц в Республике Беларусь представлена основным налогом – подоходным. Он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов, так как относится к разряду собственных (закрепленных) налогов и полностью зачисляется в местные бюджеты.

     Подоходный  налог претерпел существенные преобразования в течение действия налоговой  системы Республики Беларусь. Основные направления его развития можно  определить так:

  • снижение ставок и уменьшение их дифференциации;
  • выделение из подоходного прогрессивного налогообложения – налогообложение по фиксированным ставкам;
  • переход в 1999 г. на систему налогообложения по совокупному доходу, что обеспечило равенство всех видов доходов, независимо от видов осуществляемой деятельности.

     Большой проблемой является уклонение от уплаты налога, главной причиной которого можно считать нестабильное финансовое положение плательщика. Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовки их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

     Необходимо  дальнейшее реформирование системы  налогообложения по следующим направлениям:

  • снижение совокупного уровня налогообложения посредством пересмотра предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения;
  • обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции;
  • исключение множественного обложения одних и тех же доходов;
  • унификация налогообложения Республики Беларусь с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и Европейском союзе.

     В настоящее время для экономической  деятельности государства и формирования единого налогового пространства имеет важное значение взаимное регулирование прямых налогов. Проблемы унификации прямого налогообложения возникают из-за дифференциации налоговых ставок и методик расчета. Идентичный порядок обложения личных доходов и сбережений позволяет создавать оптимальные условия для естественной миграции трудовых ресурсов, обмена интеллектуальной собственностью. Не только одинаковые ставки и общий подход в определении налогооблагаемой базы позволяют привести подоходное налогообложение к единому знаменателю, но и разработанная общая система зачета или освобождение от уплаты доходов, полученных за рубежом.

     Как в области прямого, так и косвенного налогообложения унификации подлежат следующие элементы: налоговая база; механизм налогового изъятия; методика определения места и источника  налогообложения; налоговые ставки и льготы.

     Решение проблемы унификации личного прямого  налогообложения возможно только при создании более или менее равных условий в оплате труда и получении социальных благ.

     При пропорциональном налогообложении  ставка налога не зависит от величины дохода. Поэтому по мере роста объекта обложения налоговый пресс на плательщика ослабевает, что создает реальные стимулы к декларированию высоких доходов и полному выполнению налоговых обязательств.

Информация о работе Подоходное налогообложение физических лиц РБ