Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:32, реферат
Водное законодательство предусматривает несколько видов платежей за пользование водными объектами
Принципы взимания платы за водопользование
Ставки платы за пользование водными объектами, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты). Основание — статья 20 Водного кодекса.
Правительство РФ приняло два постановления:
от 14.12.2006 № 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее — постановление № 764);
от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (далее — постановление № 876).
Правила, утвержденные постановлением № 764, устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами для таких видов водопользования (на основании соответствующих договоров):
забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей;
использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии;
использование акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.
Для других целей водные объекты предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Плата за водопользование в таких случаях не взимается.
Согласно
постановлению № 764 плата за пользование
водными объектами
-стимулирование
экономного использования
-дифференциация
ставок платы в зависимости
от речного бассейна. То есть
ставки платы должны учитывать
климатические и природно-
-равномерность поступления платы в течение календарного года.
Проанализировав постановление № 876, нетрудно заметить, что его структура отличается от схем налоговых ставок, установленных главой 25.2 НК РФ. Ставки водного налога предусмотрены за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов по экономическим районам страны (ст. 333.12 НК РФ). Внутри каждого района налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек и озер. Например, в Северный экономический район входят бассейны рек Волги, Невы, Печоры, Северной Двины и бассейны прочих рек и озер. То есть по данному экономическому району установлены четыре налоговые ставки за забор воды из поверхностных водных объектов и четыре ставки за забор воды из подземных водных объектов, относящихся к бассейнам указанных рек.
В отличие от этого в разделе I постановления № 876 указаны ставки платы за забор водных ресурсов только из поверхностных водных объектов сразу по речным бассейнам конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Внутри каждого такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам Российской Федерации. Например, по бассейну реки Северная Двина установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Коми, Архангельская, Вологодская и Кировская области. Иными словами, группировка по экономическим районам здесь не применяется.
В разделе II постановления № 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. А в разделе III указаны ставки платы за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Эти ставки установлены в рублях за 1 тыс. кВт•ч электроэнергии по речным бассейнам основных рек, а также рекам бассейнов морей и Тихого океана. Аналогичным образом установлены и ставки водного налога.
Наконец,
в IV разделе постановления № 876 указаны
ставки платы (в тысячах рублей) в
год за использование 1 кв. км акватории
поверхностных водных объектов. Эти
ставки, как и в разделе III постановления,
установлены по речным бассейнам
основных рек, а также по рекам
бассейнов морей и Тихого океана.
Такой порядок определения
Принцип
равномерности поступления
Расчет суммы неналоговой платы
Исходя из правил, утвержденных постановлением № 764, размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки. Платежная база устанавливается в договоре по каждому виду водопользования. Она рассчитывается отдельно по каждому водному объекту или его части. Платежной базой является:
-для
плательщиков, осуществляющих забор
(изъятие) водных ресурсов из
водных объектов, — объем допустимого
забора (изъятия) водных ресурсов
(в том числе для передачи
абонентам) за платежный
-для
плательщиков, использующих водные
объекты без забора (изъятия) водных
ресурсов для целей
-для
плательщиков, использующих акватории
водных объектов, — площадь предоставленной
акватории водного объекта (
Обратите
внимание: в платежную базу по неналоговой
плате, так же как и по водному
налогу, не включен сброс сточных
вод в водные объекты2. Говоря об
объекте обложения, напомним, что
между платой и водным налогом
есть отличие. Водный налог уплачивается
при пользовании как
При
уменьшении объема забора (изъятия) водных
ресурсов, уменьшении (увеличении) количества
произведенной электроэнергии по сравнению
со значениями, установленными договором,
плательщики делают перерасчет размера
платы. Он производится по мере необходимости
после окончания
В постановлении № 764 предусмотрено, что при перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается как:
— фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, который определяется по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале первичного учета использования воды. Если водоизмерительные приборы отсутствуют, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технических средств. Если же определить таким образом объем забранной воды невозможно, то он рассчитывается исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые прописаны в договоре водопользования;
—
фактическое количество произведенной
электроэнергии, исчисленное на основании
данных контрольно-измерительной
К первичным документам по определению объемов забора воды из водных объектов (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся:
журналы первичного учета использования воды, то есть форма ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений» и форма ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами»;
журнал учета работы технологического оборудования и др.
Таким
образом, фактический объем забранной
воды рассчитывается по данным журнала
по учету забора воды. Этот журнал водопользователь
заполняет ежедневно на основании
показателей водоизмерительных
приборов. Если учет забора воды не ведется,
объем забранной воды рассчитывается
исходя из времени работы и производительности
технологического оборудования, а при
отсутствии такой возможности — исходя
из норм водопотребления или с помощью
других методов на условиях и в порядке,
которые прописаны в договоре водопользования.
Проблемы, связанные с применением нового порядка взимания неналоговой платы
В
отличие от налоговых органов, которым
Налоговый кодекс предоставляет
право истребовать у
Помимо этого в утвержденных постановлением № 764 Правилах не указан конкретный порядок определения такой платежной базы, как площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. По нашему мнению, данный вопрос требует отдельного разъяснения Росводресурсами.
И,
наконец, ни Водным кодексом, ни постановлением
№ 764 не предусмотрена подача плательщиками
в Росводресурсы каких-либо расчетов
или отчетных документов для перерасчета
платы. В Положении о Федеральном
агентстве водных ресурсов3 право
утверждать форму отчетности по неналоговой
плате Росводресурсам не предоставлено.
В то же время в договор
Список использованной литературы
1. Налоговое право России: учеб. для вузов. / отв. Ред. Ю.А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. . – М.: Норма, 2007. С. 592-593.
2. Налоговое право: Учебник // А.А. Тедеев, В.А. Парыгин. – М.: Изд-во Экс-мо, 2004 г. С. 692-695.
3. Петрунин В.В.
Исчисление ресурсных платежей
при наличии и отсутствии
4. Петрунин В.В.
Налоги, сборы и другие платежи
за пользование природными
5. Семенова О.В. О водном налоге. // Налоговый вестник. Январь 2007 г. С. 75-76.
6. Черник И.Д.
Правовое регулирование
7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 73-ФЗ // Правовая информация: информационный банк «КонсультантПлюс: Высшая школа»
8. Письмо от 19 июля 2006
г. № ММ-6-21/694 «О направлении разъяснений