Плата за пользование водными объектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:32, реферат

Описание работы

Водное законодательство предусматривает несколько видов платежей за пользование водными объектами

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 30.94 Кб (Скачать)

Принципы  взимания платы за водопользование

     Ставки  платы за пользование водными  объектами, порядок ее расчета и  взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, в чьей собственности находятся  водные объекты). Основание — статья 20 Водного кодекса.

     Правительство РФ приняло два постановления:

от 14.12.2006 № 764 «Об утверждении Правил расчета  и взимания платы за пользование  водными объектами, находящимися в  федеральной собственности» (далее  — постановление № 764);

от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование  водными объектами, находящимися в  федеральной собственности» (далее  — постановление № 876).

     Правила, утвержденные постановлением № 764, устанавливают  порядок расчета и взимания платы  за пользование поверхностными водными  объектами для таких видов  водопользования (на основании соответствующих  договоров):

забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей;

использование водных объектов или их частей без  забора (изъятия) водных ресурсов для  производства электрической энергии;

использование акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных  целей.

     Для других целей водные объекты предоставляются  в пользование либо на основании  решений, либо вообще не требуют заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения (ч. 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Плата за водопользование  в таких случаях не взимается.

     Согласно  постановлению № 764 плата за пользование  водными объектами устанавливается  на основе следующих принципов:

-стимулирование  экономного использования водных  ресурсов, а также охрана водных  объектов. Это означает, что уровень  платы должен быть достаточно  высоким. Кроме того, Водный кодекс  предусматривает штраф в пятикратном  размере ставки платы за пользование  водным объектом, который водопользователь  обязан уплатить за забор (изъятие)  водных ресурсов в объеме, превышающем  установленный договором водопользования;

-дифференциация  ставок платы в зависимости  от речного бассейна. То есть  ставки платы должны учитывать  климатические и природно-географические  особенности территорий, где располагаются  водные объекты;

-равномерность  поступления платы в течение  календарного года.

     Проанализировав постановление № 876, нетрудно заметить, что его структура отличается от схем налоговых ставок, установленных  главой 25.2 НК РФ. Ставки водного налога предусмотрены за забор воды из поверхностных  и подземных водных объектов по экономическим  районам страны (ст. 333.12 НК РФ). Внутри каждого района налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек  и озер. Например, в Северный экономический  район входят бассейны рек Волги, Невы, Печоры, Северной Двины и бассейны прочих рек и озер. То есть по данному  экономическому району установлены  четыре налоговые ставки за забор  воды из поверхностных водных объектов и четыре ставки за забор воды из подземных водных объектов, относящихся  к бассейнам указанных рек.

     В отличие от этого в разделе I постановления  № 876 указаны ставки платы за забор  водных ресурсов только из поверхностных  водных объектов сразу по речным бассейнам  конкретных рек или рек бассейнов  соответствующих морей. Внутри каждого  такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам Российской Федерации. Например, по бассейну реки Северная Двина установлены ставки при заборе воды с указанием субъектов РФ: Республика Коми, Архангельская, Вологодская и Кировская области. Иными словами, группировка по экономическим районам здесь не применяется.

     В разделе II постановления № 876 ставки платы установлены по водным объектам в пределах территориального моря России. А в разделе III указаны ставки платы за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической  энергии. Эти ставки установлены  в рублях за 1 тыс. кВт•ч электроэнергии по речным бассейнам основных рек, а  также рекам бассейнов морей  и Тихого океана. Аналогичным образом  установлены и ставки водного  налога.

     Наконец, в IV разделе постановления № 876 указаны  ставки платы (в тысячах рублей) в  год за использование 1 кв. км акватории  поверхностных водных объектов. Эти  ставки, как и в разделе III постановления, установлены по речным бассейнам  основных рек, а также по рекам  бассейнов морей и Тихого океана. Такой порядок определения ставок отличается от предусмотренного главой 25.2 НК РФ. В этой главе за пользование  акваторией налоговые ставки установлены  только по экономическим районам (без  указания бассейнов каких-либо водных объектов).

     Принцип равномерности поступления платы  в течение календарного года обеспечивается в первую очередь за счет того, что  установлен единый платежный период. Так, согласно постановлению № 764 платежным  периодом для всех категорий водопользователей  признан квартал. При этом плата  должна вноситься за фактическое  водопользование не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим платежным  периодом. Вместе с тем у конкретных водопользователей суммы платы, подлежащие внесению в бюджет, могут  различаться по периодам в силу цикличного характера деятельности. У промышленных предприятий в течение года ассортимент  и объемы выпускаемой продукции могут изменяться, что отражается на уровне затрат по электроэнергии, расходу воды и т. п. С учетом этих обстоятельств размер платы может существенно колебаться.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Расчет  суммы неналоговой  платы

     Исходя  из правил, утвержденных постановлением № 764, размер платы определяется как  произведение платежной базы и соответствующей  ей ставки. Платежная база устанавливается  в договоре по каждому виду водопользования. Она рассчитывается отдельно по каждому  водному объекту или его части. Платежной базой является:

-для  плательщиков, осуществляющих забор  (изъятие) водных ресурсов из  водных объектов, — объем допустимого  забора (изъятия) водных ресурсов (в том числе для передачи  абонентам) за платежный период;

-для  плательщиков, использующих водные  объекты без забора (изъятия) водных  ресурсов для целей гидроэнергетики,  — количество производимой за  платежный период электроэнергии;

-для  плательщиков, использующих акватории  водных объектов, — площадь предоставленной  акватории водного объекта (его  части).

     Обратите  внимание: в платежную базу по неналоговой  плате, так же как и по водному  налогу, не включен сброс сточных  вод в водные объекты2. Говоря об объекте обложения, напомним, что  между платой и водным налогом  есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование  поверхностными водными объектами.

     При уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов, уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению  со значениями, установленными договором, плательщики делают перерасчет размера  платы. Он производится по мере необходимости  после окончания соответствующего платежного периода. Такой перерасчет возможен, только если это прямо  отражено в договоре водопользования.

     В постановлении № 764 предусмотрено, что при перерасчете размера  платы фактическая платежная  база рассчитывается как:

     — фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, который определяется по показаниям водоизмерительных приборов, отражаемым в журнале первичного учета использования  воды. Если водоизмерительные приборы  отсутствуют, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технических  средств. Если же определить таким образом  объем забранной воды невозможно, то он рассчитывается исходя из норм водопотребления  или с помощью других методов  на условиях и в порядке, которые  прописаны в договоре водопользования;

     — фактическое количество произведенной  электроэнергии, исчисленное на основании  данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов  на условиях и в порядке согласно договору водопользования.

     К первичным документам по определению  объемов забора воды из водных объектов (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся:

журналы первичного учета использования  воды, то есть форма ПОД-11 «Журнал  учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений» и форма ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами»;

журнал  учета работы технологического оборудования и др.

     Таким образом, фактический объем забранной  воды рассчитывается по данным журнала  по учету забора воды. Этот журнал водопользователь заполняет ежедневно на основании  показателей водоизмерительных  приборов. Если учет забора воды не ведется, объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технологического оборудования, а при отсутствии такой возможности — исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые прописаны в договоре водопользования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы, связанные с применением  нового порядка взимания неналоговой платы

     В отличие от налоговых органов, которым  Налоговый кодекс предоставляет  право истребовать у плательщиков водного налога документы, необходимые  для проверки правильности исчисления суммы налога к уплате, Федеральное  агентство водных ресурсов аналогичными полномочиями не наделено. Сегодня  отсутствуют нормативные правовые акты и методические документы, определяющие формы и методы контроля за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет неналоговой платы.

     Помимо  этого в утвержденных постановлением № 764 Правилах не указан конкретный порядок  определения такой платежной  базы, как площадь предоставленной  акватории водного объекта или  его части. По нашему мнению, данный вопрос требует отдельного разъяснения  Росводресурсами.

     И, наконец, ни Водным кодексом, ни постановлением № 764 не предусмотрена подача плательщиками  в Росводресурсы каких-либо расчетов или отчетных документов для перерасчета  платы. В Положении о Федеральном  агентстве водных ресурсов3 право  утверждать форму отчетности по неналоговой  плате Росводресурсам не предоставлено. В то же время в договор водопользования  нельзя включить все показатели для  расчета платы. Ведь расчет производится по итогам каждого отчетного периода  за фактический объем водопользования, а договор заключается на более  длительные сроки. 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Налоговое  право России: учеб. для вузов. / отв.  Ред. Ю.А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. . – М.: Норма, 2007. С. 592-593.

2. Налоговое  право: Учебник // А.А. Тедеев, В.А.  Парыгин. – М.: Изд-во Экс-мо, 2004 г. С. 692-695.

3. Петрунин В.В.  Исчисление ресурсных платежей  при наличии и отсутствии лицензий  на право пользования природными  ресурсами. // Налоговый вестник. № 10. 2005 г. С. 69-77.

4. Петрунин В.В.  Налоги, сборы и другие платежи  за пользование природными ресурсами  в 2007 году: комментарии. // Библиотечка  Российской газеты. Выпуск №4. с. 50-71.

5. Семенова О.В.  О водном налоге. // Налоговый вестник. Январь 2007 г. С. 75-76.

6. Черник И.Д.  Правовое регулирование водного  налога. // Налоговый вестник. №  10. 2005 г. С. 64-68.

7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 73-ФЗ // Правовая информация: информационный банк «КонсультантПлюс: Высшая школа»

8. Письмо от 19 июля 2006 г. № ММ-6-21/694 «О направлении разъяснений  

Информация о работе Плата за пользование водными объектами