Плата за пользование водными объектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:32, реферат

Описание работы

Водное законодательство предусматривает несколько видов платежей за пользование водными объектами

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 30.94 Кб (Скачать)

Плата за пользование водными  объектами

     Плату за пользование водными объектами  вносят граждане и юридические лица, осуществляющие пользование водными  объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию. Водное законодательство предусматривает несколько видов  платежей за пользование водными  объектами:

-плата за пользование водными объектами (водный налог);

-плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

-сбор за выдачу лицензий на водопользование.

     Платежи, связанные с пользованием водными  объектами, за исключением сбора  за выдачу лицензий, являются регулярными. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются федеральным  законом РФ “О плате за пользование  водными объектами”. Федеральным  законодательством могут устанавливаться  льготы по плате за водопользование. Кроме этого, государственным организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере и водопользователям, использующими  водные объекты для сельского  хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов. Субъекты Федерации вправе вводить за счет собственных средств  иные льготы для водопользователей, однако они не вправе устанавливать  льготы по платежам, направляемым в  федеральный бюджет.

     Водный  налог взимается за забор воды из водных объектов; удовлетворение потребности  гидроэнергетики в воде; использование  акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ; сброс сточных вод в водные объекты.

     Из  сумм водного налога, уплачиваемого  водопользователями, 40 процентов поступает  в федеральный бюджет и 60 процентов  – в бюджет субъекта Федерации, на территории которого осуществляется водопользование.

     При заборе или сбросе воды сверх установленных  лимитов ставки платы для плательщика  в части превышения увеличиваются  в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными ФЗ РФ “О плате  за пользование водными объектами”.

     При пользовании водными объектами  без соответствующей лицензии ставки платы увеличиваются в пять раз  по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования.

     Не  взимается плата за пользование  водными объектами в целях:

-забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

-забора воды сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан (до 1 января 2003г.);

-забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

-размещения плавательных средств, сооружений и установок для осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, защите окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;

-проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

-осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства гражданами, а также организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств бюджетов или профсоюзов;

-забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

-проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

-размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

-строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

-сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

     Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, распределяется между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов РФ, на территориях которых  осуществляется водопользование, в  зависимости от вида использования  водных объектов.

     Из  сумм платежей, направляемых на восстановление и охрану водных объектов, вносимых за:

1) изъятие  воды из водных объектов в  пределах установленного лимита;

2) сверхлимитное  изъятие воды;

3) использование  водных объектов без изъятия  воды в соответствии с условиями  лицензии на водопользование; 

4) сброс  сточных вод нормативного качества  в водные объекты в пределах  установленных лимитов, в федеральный  бюджет поступает 40 процентов,  бюджеты субъектов РФ – 60 процентов.

     Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за:

1) сброс  в водные объекты сточных вод,  содержание вредных веществ в  которых превышает установленные  нормативы; 

2) сброс  в водные объекты сточных вод  нормативного качества сверх  установленных лимитов, – поступает  в федеральный бюджет, бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты  в соотношении: 10 процентов, 30 процентов  и 60 процентов.

     Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов определен  Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1999г. № 934 “Об утверждении  “Положения об образовании и расходовании средств федерального фонда восстановления и охраны водных объектов”.

     Сбор  за выдачу лицензий на водопользование  взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного  фонда. Его размер определяется с  учетом расходов на проведение экспертиз  заявок на водопользование, иных расходов, связанных с выдачей лицензий и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по представлению специально уполномоченного  государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Водный  налог и плата  за пользование водными  объектами в 2007 году

       С 1 января 2007 года вступил в  силу новый Водный кодекс РФ. Серьезные изменения произошли  и в системе платежей за  водопользование: водный налог  будет постепенно заменяться  неналоговой платой за пользование  водными объектами. Подробности  об этих новшествах — в статье.

     Новый Водный кодекс упразднил действовавшее  с 1995 года лицензирование водопользования. С 1 января 2007 года водные объекты предоставляются  в пользование по договору водопользования, заключаемому согласно нормам статей 12—16 Водного кодекса (то есть в рамках договорных гражданских правоотношений), или на основании решения о  предоставлении такого объекта в  пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной  власти или органом местного управления. При этом договором водопользования  должна предусматриваться неналоговая  плата за пользование водными  объектами (ст. 20 Водного кодекса). Администрирование  платы по водным объектам, находящимся  в федеральной собственности, возложено  на Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

     Кроме того, с 1 января этого года вступил  в силу Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного  кодекса Российской Федерации». Закон  внес дополнение в статью 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками  водного налога не являются организации  и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров  или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после  введения в действие Водного кодекса.

     В остальном порядок исчисления и  уплаты водного налога, а также  представления налоговых деклараций по нему остался прежним. Таким образом, с 2007 года в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.

     Например, организация в текущем году пользуется двумя водными объектами. По первому  объекту у нее есть действующая  лицензия, выданная до 1 января 2007 года. До истечения срока действия или  аннулирования лицензии организация  уплачивает в отношении этого  объекта водный налог. По второму  объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном  порядке заключила договор водопользования. В отношении данного объекта  в 2007 году перечисляется неналоговая  плата.

     Можно сделать вывод, что водный налог  постепенно (пока не истекут сроки  действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой  платой. Речь идет исключительно о  той части налога, которая взимается  за пользование поверхностными водными  объектами. Что касается подземных  водных объектов, то нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась. В 2007 году налог за пользование подземными водными объектами исчисляется  и уплачивается в прежнем порядке.2 
 
 
 
 

Договор водопользования

     Введенная с 2007 года неналоговая плата за пользование  водными объектами взимается  с водопользователей, которые заключили  соответствующие договоры. Договор  водопользования заключается между  водопользователем и исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Это зависит от того, в чьей собственности  находится водный объект. Договор  признается заключенным с момента  его регистрации в государственном  водном реестре (ст. 12 Водного кодекса). Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 установлено, что государственный  реестр договоров пользования водными  объектами и государственный  водный кадастр ведет Федеральное  агентство водных ресурсов.

     В соответствии со статьей 13 Водного  кодекса договор водопользования  должен содержать:

1.сведения  о водном объекте, в том числе  описание его границ, в пределах  которых предполагается осуществлять  водопользование;

2.цель, виды и условия использования  водного объекта (в том числе  объем допустимого забора (изъятия)  водных ресурсов);

3.срок  действия договора водопользования;

4.размер  платы за пользование водным  объектом, условия и сроки внесения  данной платы;

5.порядок  прекращения пользования водным  объектом;

6.ответственность  сторон договора водопользования  за нарушение его условий.

     Перечень  этих позиций не является исчерпывающим. Согласно статье 13 Водного кодекса  договор может содержать и  иные условия по соглашению сторон.

     Предельный  срок действия договора — не более 20 лет. Это касается и тех договоров, которые по каким-либо причинам заключаются  на более длительный период. Их действие после истечения 20 лет автоматически  прекращается (ст. 14 Водного кодекса).3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Плата за пользование водными объектами