Петровские преобразования податной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:36, реферат

Описание работы

Податная реформа Петра долгое время не привлекала внимание историков России. В работах исследователей второй половины 18 – первой половины 19 века содержались лишь отрывочные, краткие сведения о возникновении подушной системы налогообложения. В советской историографии податной реформе уделялось недостаточно внимания. Как правило, она рассматривалась в общих работах по истории СССР лишь в связи с другими финансовыми преобразованиями петровской эпохи, а также тогда, когда заходила речь о государственных повинностях крестьян. Особенностью этих обобщающих трудов, затрагивающих петровские реформы (в том числе податную), было не только плодотворное усвоение фактов и ценных наблюдений дореволюционной историографии, но и переосмысление материала, добытого наукой предшествующей поры с точки зрения марксистско-ленинской методологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Реформа Петра І необходимое следствие исторического развития….6
2. Обзор преобразовательной деятельности Петра Великого. Податная
реформа……………………………………………………………………...8
3. Историческое значение реформы и деятельности Петра І ………...…26
Заключение……………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

реформа.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

    Сословие  государственных  крестьян  появилось  вследствие  объединения  в  одно  податное  сословие   разнообразных   категорий   не  крепостного населения.   В  связи   с   введением   подушной   подати   был    отменён институт  холопства.

    По  уложению  1649г. крестьянин  лишён  был права  сходить  с земли, но   во   всём  остальном   он   оставался   совершенно   свободным:    закон признавал  за ним  право  собственности,   право   заниматься   торговлей, заключать займы,  распоряжаться своим имуществом  по  завещанию и т.д. Как и раньше,  Уложение  сохранило резкую грань между крестьянином  и холопом.

    Однако   действительная    жизнь    сложилась    совсем   не    так. Одновременно  с  тем  как  крестьянин  опускался  до   положения   холопа,

холоп  поднимался  до положения  крестьянина:  не  платя  за  холопа государственных податей,  помещик  старался  перевести  его  со  двора  на землю,  превратить  в   земледельца  –  крестьянина;   казна   от   этого терпела,  и  правительство  приняло  свои  меры:  в  1695г.  оно  обложило таких холопов  податями.  Таким  образом,  холоп,   продолжая   оставаться рабом,  частной  собственностью,  поднимался  до  положения   личности   и гражданина, 10 лет  спустя  был  сделан  новый  шаг  в этом   направлении: холопы  были  призваны  к  отбыванию  рекрутской повинности.  С той   поры разница  между холопом  и  крестьянином  свелась  к  одному  названию.

    Полное    слияние    крестьян    с    холопами    и,    одновременно, окончательное   закрепощение   тех   и   других    за    помещиком    было достигнуто  введением подушной подати (1718-1722г).  Петр   и  для  солдат нашел временное, но важное задание: их  начали  перебрасывать  на  крупные стройки, требовавшие тяжелого массового труда. Это были крепости, гавани и каналы. Так, 8 февраля 1717 года Петр, сообщая Сенату о предстоящем выводе армии из Польши писал:"... чего для ныне им дела  никакова  нигде  нет,  а жалованье берут даром, того для за потребно рассуждаю по половине их брать на работу к делу канала,  который  будет  от  Тосны  в  Уверь,  и  то,  по получении сего указа, учините".

    Вся подготовительная работа по уточнению штатов армии  и  в  особенности расходов на нее была проведена Военной коллегией, представившей  в  январе 1720 г. свое «предложение» — проект новых штатов  армии.  Важно отметить, что разработка проекта была непосредственно связана с податной реформой. В «предложении» отмечалось, что оно «учинено Военной коллегией по е.  и.  в. указу ради расположения всей армии на число душ».

    Определению общей суммы  расходов  па  армию  предшествовала  работа  по подсчету расходов на содержание  одного  солдата.  Эта  проблема  занимала Петра давно. Еще в 1717 г. oн распорядился приготовить смету расходов  на одного солдата «со фсем, что к нему надлежит в год». По проекту 1720 г.  расходы на  кавалеристов  составили  40  руб.,  а  на пехотинца — 28.5 руб. Общие же расходы на сухопутные силы достигали 4 млн. руб. (на пехоту— 1 515 688.24 руб.,  на  кавалерию  —  1  463  189.93,  на газоны—961017.20 руб.). 9 февраля 1720  г. Петр  утвердил  проект  штатов армии.

    Теперь оставалось ждать сведений о числе душ м.  п.,  зафиксированных  в перепись, чтобы затем вычислить  размер  подушной  подати,  получаемый  от деления общей суммы армейских расходов на число душ м. п.. 19 декабря 1720 г. В. Н. Зотов представил сводную табель, учитывающую 4 мин. душ м. п. Это позволило вычислить первую (из известных нам) ставку подушной подати,  что и было зафиксировало в указе Петра 16 января 1721 г. «В поборы на крестьян  на  сухопутную  армею  по  рублю на  душу  м.  п.». Начав податную реформу, Петр в достаточной мере  осознавал сложность ее заключительных этапов.  16  января  1721  г.,  т.  е.  за  год до  начала свидетельства, Петр рассматривал вопрос «о роскладке на пример  армейского полка». Спустя несколько дней этот вопрос  обсуждался  Сенатом  и  Военной коллегией.  Так правительство приступило к организации,  своеобразного податного эксперимента, целью которого  была  проверка  на  практике  идеи размещения армии по новому образцу. К началу 1724 г.  возникла  и другая  проблема,  затруднявшая  завершение реформы в установленный срок. Выяснилось, что утвержденный в  начале  1722 г.  план  «расписания»  полков  по  губерниям  придется  изменять.   Стало известно,  что в большинстве губерний  образовались  излишки  душ   «за расположением» на полки, а в некоторых,  —  наоборот,  их  недостаток. Причина этого  крылась  не  только  в  той приблизительности,  с которой определялись  полки по  губерниям,  но  и в том,  что подушная  подать понизилась с 1 руб. до 80 и потом до 74 коп. Это привело    к   увеличению нормы раскладки   полка (в 1720 г. — 37 тыс. душ м. п. на полк, в 1724  г. — 50.6 тыс. душ) и соответственно отразилось на географии раскладки полков в целом по стране. А 13 января 1724 г. Петр, вынужденный  отказаться  от завершения  реформы к началу  1724  г.,  предписал ревизорам закончить свидетельство к марту 1724 г. и затем прибыть для совещания в Москву.

    Особое место занимал  вопрос  о  содержании  гвардии.  Расходы  на  ее содержание в начале 1724 г. были определены в размере 209  тыс.  руб.  Эту весьма значительную сумму было решено собрать  с  крестьянства  Сибири.  В указе Петра 11 декабря 1723 г. о гвардии сказано было таким образом:  «... сито, мнитца, мне положить с Сибири (ежели за  лишком  будет)».  Иначе говоря, Петр предполагал «положить» гвардию на те  доходы,  которые  будут получать  от  сборов  подушной   подати   с   крестьян,   оставшихся   «за расположением» на определенные в Сибири 9 полков.  Расчеты,  сделанные  на основе присланных И. В. Солнцевым-Засекиным ведомостей, показали, что если исключить сумму расхода на 9 армейских полков, то  по  Сибирской  губернии останется 30.8 тыс. руб.  Вместе  с 4-гривенным  налогом  государственных крестьян и посадских Сибири па гвардию может быть передано всего лишь  132 тыс. руб. Петр распорядился дополнить »ту сумму за счет  подушной  подати, взимаемой с оставшихся «за расположением» в других губерниях.

    Однако  перерасчёт,  произведённый  после  уточнения   «подушного  числа», введения 74-копеечного налога и определения сборов с посада на артиллерию, показал, что из сборов по Сибири на гвардию не осталось ни копейки.  Более того, на содержание определенных на Сибирь полков недоставало 8 тыс. руб. Проблема содержания  гвардии была решена лишь после смерти Петра. Сенат по указу Екатерины 7 июля 1725 г. постановил «гвардию  с  Сибирской  губернии снять». Вместо этого было решено «на гвардию положить Московской  губернии оставших за штатом доходов, а Именно:  кабацкие,  с  клеймения  кубов,  с клеймения хомутов, с ызвозчков, с мостов и перевозов, с оброчных земель  и сенных покосов» и с других косвенных доходов, дававших до 207 тыс. руб. Из них 181 тыс. руб. приходилась на долю кабацких денег. В марте—апреле 1724 г. в Москве состоялось совещание губернских ревизоров. Результатом совещания стал  указ  Петра от  1  мая 1724  г.,  в котором пересматривался прежний порядок распределения полков, но  душам  в  каждой губернии. Было решено начать  раскладку заново  от  Москвы  расширяющимся кругом, захватывающим все новые и новые уезды сначала Московской, а  затем и других  губерний.  Петр,  в частности,   писал:   «...начинать   полки раскладывать — перво в Московской губернии разложить и, чего не  достанет, приписывать от пограничных, а когда Московская  разложением  совершитца, тогда тем, которые с нею граничат, тем зачать  вдруг».  Такой порядок раскладки позволял избежать остатков душ «за расположением».

    Петр спешил с завершением реформы. Прощаясь с ревизорами,  уезжавшими  в свои губернии, он требовал закончить раскладку полков и ввод их в  «вечные квартиры» к концу 1724 г. К  тому  же  сроку  надлежало  выбрать  земских комиссаров.

    Порядок движения армии на «вечные квартиры»  был  определен  указом  6 августа 1724 г. Полки, находившиеся далее чем в 500  верстах  от  квартир, посылали офицеров, которые и принимали квартиры  от  ревизоров.  Полки, находившиеся ближе, чем в 500  верстах,  следовали  на  квартиры  походным маршем. Закончить размещение надлежало в течение 1724 г. Однако донесения, поступившие от ревизоров в конце 1724—начале 1725  г.,  свидетельствовали, что квартиры были приняты представителями лишь  нескольких  полков.  Эти известия вызвали гнев Петра, который излил его в  письмах  к  ревизорам  в начале 1725 г. В категорической  форме он предписал ревизорам не  позже  1 марта 1725 г. доложить о приеме полками квартир и размещении их в уездах.  Петру не было суждено выслушать рапорты ревизоров — 28 января 1725 г.  он умер. Но постановления начала 1725 г. сохраняли силу и после его смерти. В итоге к весне 1725 г. ревизоры в основном закончили  размещение  полков. Несколько замедлило доведение его до  конца перераспределение   между губерниями душ, «оставшихся за расположением».

    К  весне  1725  г.  были  выбраны  и  земские  комиссары.  Выборы   их предусматривались уже в инструкциях  ревизорам,   но   непосредственное распоряжение появилось 14 мая 1723 г. В нем указывалось, что к октябрю в каждом уезде должно съехаться шляхетство  и выбрать «из лучших  людей, которые б могли чистую отповедь в сборе своего  года  дать».  18  ноября ревизоры вновь подтвердили, «чтоб... в выборе в земские  комиссары  дворян принуждали, дабы конечно к 724-му году ко вступлению в подушный збор  оные учреждены были». Одновременно в указе 18  ноября  отмечалось,  что  в  тех уездах, где нет дворян, населению выбрать комиссаров из своей среды, «кому они между себя верят».

    Попытка разместить более чем 100-тысячную регулярную армию на  «вечных квартирах» предпринималась в России впервые и не могла не  вызвать массы проблем практического порядка. Поэтому  Петр  и  его  помощники  приложили немало усилий для написания таких инструкций, которые,  став  руководящими документами в деятельности военных и гражданских администраторов, могли бы охватить наиболее важные вопросы содержания армии. Среди таких документов, написанных в течение 1723— 1724 гг., выделяются три  важнейших  —  Плакат, Инструкция полковнику и Инструкция земскому комиссару.

    Подготовка этих документов началась летом 1723 г.  в Военной и Камер- коллегии. Осенью в разработку  этих  документов  включился  и  сам  царь. Повторное слушание инструкций и Плаката пришлось  на  весну  1724  г.,  а окончательно документы были подписаны Петром 6 ноября 1724г.

    Все три документа взаимосвязаны и хорошо дополняют друг друга.  В этом можно усмотреть замысел их составителей. В Инструкции  земскому  комиссару (п. 10) после изложения основных принципов его деятельности мы читаем:  «В прочем должен ты поступать во всем так, как в данной инструкции полковнику и офицерам изображено и по...  Плакату  во  всем  непременно,  чего  ради сообщаются тебе с той и Инструкции, и Плаката копии».

    Вместе с тем каждому документу присущи свои особенности. В  Инструкции полковнику подробно рассматриваются разнообразные вопросы содержания полка на средства, получаемые с крестьян. Регламентации сборов с  них  посвящена Инструкция земскому комиссару. Плакат же  является  указом,  изданным  для «народного известия». С его помощью власти хотели ознакомить широкие  слои населения с принципами новой податной системы и  предотвратить  тем  самым возможные злоупотребления, проистекающие, как тогда полагали, от  незнания законов. Не случайно в ноябре 1723 г. Сенат постановил:  «Когда  состоитца расположение полков на души, тогда публиковать печатными указами и роздать те указы по приходом, чтоб им зборы свои платить в урочныя сроки и  больше того ничего б им не платить».

    В январе 1724  г.  Сенат  (по  инициативе  Петра)  установил  размеры выплаты за отработки сверх подушной подати.  Этот  указ  без существенных изменений вошел в Плакат.

    Особое место занял вопрос о натуральных повинностях крестьян. В конце Северной  войны правительство предприняло  ряд мер   по   реорганизации существовавшей системы снабжения армии провиантом  (создание  постоянных магазинов складов, образование института провиантмейстеров и т. д.).   Все это позволило правительству в 1723  г.   декларировать   отмену   всех провиантских  поставок  и  выплат.  Однако   намеченные   мероприятия   по обеспечению армии провиантом и фуражом через систему  магазинов  к  началу сбора подушной подати осуществлены не были.

    Централизованно армия снабжалась лишь  во время походов.  В этом случае провиантские деньги поступали из полков к генерал-провиантмейстеру. Но и тогда население не избегало провиантской повинности. Плакат  узаконил практику изъятия продовольствия и фуража (правда, с уплатой  стоимости  по местным ценам) с «ближних жителей».

    Помимо  подводной,  отработочной  и  натуральной  повинностей  на  плечи крестьянства  легла хотя   и   временная,   но   весьма   обременительная строительная повинность.

    Первоначально  предусматривался  комбинированный  принцип   размещения армии. По желанию населения (прежде  всего  помещиков)  оно  могло  либо строить слободы для солдат, либо содержать их в своих  домах.  Перспектива быть вовлеченными в новую и довольно тягостную  повинность  не  вызывала энтузиазма не только  у крестьян, но и у помещиков. В 1721  г.  с  упорным нежеланием помещиков размещать полки столкнулся в  Новгородской  провинции М. Я. Волков. Лишь  после грозного   окрика  из  Петербурга  новгородские дворяне подчинились Волкову.

    Вместе с выборными от дворянства Волков объехал  Новгородский,  а  также часть Старорусского уезда и определил места для строительства слобод  из расчета: одно капральство на «квартире», состоящей из 14—15 изб. Всего  на два размещенных в Новгородском уезде полка предстояло соорудить 1281  избу строго установленного образца.

    Строительство слобод являлось весьма тягостной  повинностью.  Предстояло только срубить и вывезти из леса не один десяток тысяч бревен. Летом  1722 г.  дворяне в своей челобитной  сообщали,  что вывезена   лишь   часть необходимого леса, но и это составляло более 32  тыс.  бревен.  Заготовкой леса повинности  населения не  ограничивались.  В  1723  г.  новгородские помещики писали в Сенат, что подрядчики берут на постройку избы  по  25—30 руб., т. е. не менее 22 тыс. руб., или около 1.35 руб. с души м. п.  Кроме того,  населению предстояло  выкупить  земли  под  слободы,  за   которые владельцы «просят денег великих».

Информация о работе Петровские преобразования податной системы