Ответственность за неисполнение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целю курсовой работы является рассмотрение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

- изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений;

- произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы;

- рассмотреть порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Работа содержит 1 файл

сам курсак.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным  актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение  налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был  применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения". Терминологическая неточность устранена при внесении в НК РФ изменений и дополнений Федеральным законом от 9 июля 1999 г. Однако этот термин сохранился в ст.107 НК РФ, хотя определения налоговой ответственности все равно не дается. Это стало причиной того, что среди правоведов нет единого мнения по вопросу о том, можно ли выделить ответственность за совершение налоговых правонарушений в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

     Ближайшим историческим предшественником "налоговой  ответственности" являлась так называемая "финансовая ответственность", предусмотренная  прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью.

     Налоговая ответственность, если ее рассматривать  как разновидность финансово-правовой, имеет ряд отличительных признаков:

1) данная  ответственность установлена непосредственно  налоговым законодательством (Налоговым  кодексом устанавливаются условия  привлечения к ответственности,  понятие налогового правонарушения, налоговые санкции, права участников налоговых правоотношений);

2) к  ответственности привлекается субъект  или участник налогового правоотношения, а также иные лица, на которых  налоговым законодательством возложены  определенные обязанности в сфере  налогообложения;

3) в  основе ответственности лежит  налоговое правонарушение, предусмотренное  Налоговым кодексом;

4) налоговая  ответственность состоит в применении  налоговых санкций, которые устанавливаются  в виде денежных взысканий  (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;

5) привлечение  к налоговой ответственности  производится налоговым органом  в порядке, предусмотренном Налоговым  кодексом, применение мер налоговой  ответственности производит суд.

     Еще одним доводом в пользу выделения  налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является то, что налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию, то есть ее нельзя отождествлять с административным штрафом. Так в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. указано, что взыскание налоговых платежей осуществляется в рамках налоговых имущественных отношений и не имеет характера гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций.

     Итак, налоговую ответственность можно  определить как применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ налоговых санкций в  виде денежных взысканий (штрафов).

      При совершении одним  лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

      Сумма штрафа, присужденного  налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение  законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

      Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков как в судебном порядке (если больше 50 тыс. рублей) так и по решению руководителя налогового органа (зависит величины штрафа).

      Нарушение срока постановки на учет в налоговом  органе возникает в случае несвоевременной  подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Если срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе просрочен более чем на 90 дней, то штраф взыскивается в двукратном размере.

      В Постановлении Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иным основаниям.

      Уклонение от постановки на учет в налоговом  органе карается взысканием штрафа в  размере 10% доходов, полученных в результате ведения деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 тыс. руб. Если такая деятельность осуществляется более трех месяцев, то взыскивается штраф в размере 20% от полученных доходов.

      Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке  влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. В соответствии с действующим законодательством налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны в 10-дневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета об открытии или закрытии банковского счета.

      Непредставление налоговой декларации в налоговый  орган по месту учета в установленный  законодательством о налогах  и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если налоговая декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней, то штраф взыскивается в размере 30% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащего уплате, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

      Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете переплаты или факта уплаты налога не влияет на применение к налогоплательщику ответственности за нарушение им установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком - физическим лицом на основании подаваемой им декларации, исчисляется с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате этому физическому лицу дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

      Грубое  нарушение правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного налогового периода, влечет взыскание  штрафа в размере 5 тыс. руб. Если эти правила нарушены в течение более одного налогового периода, то взыскивается штраф в размере 15 тыс. руб. Если грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, то штраф взыскивается в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

      Неуплата  или неполная уплата сумм налога в  результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия) влечет взыскание  штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. Если неуплата или неполная уплата сумм налога совершены умышленно, то штрафная санкция удваивается.

      При применении этой санкции необходимо иметь в виду, что "неуплата или  неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом или внебюджетным фондом по уплате конкретного налога. Если в предыдущем налоговом периоде у налогоплательщика имеется переплата какого-либо налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд) и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности в части уплаты конкретного налога. При наличии переплаты налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если он внесет изменения в налоговую декларацию и уплатит пени. Пени в данном случае начисляются в период от возникновения недоимки до появления переплаты.

      Невыполнение  налоговым агентом обязанности  по удержанию и перечислению налогов  влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. Взыскание штрафа за неправомерное неперечисление или неполное перечисление сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана им у налогоплательщика.

      Незаконное  воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

      Несоблюдение  порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, наказывается штрафом в размере 10 тыс. руб.

      Непредставление налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. При применении указанной ответственности к налоговым агентам следует исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

      Налоговые агенты также должны представлять в  налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, выплаченных  индивидуальным предпринимателям за приобретенные  товары, выполненные работы и оказанные  услуги в том случае, если эти индивидуальные предприниматели не предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом органе. При непредставлении индивидуальными предпринимателями этих документов у налогового агента нет оснований считать, что данное физическое лицо является предпринимателем, а следовательно, в данном случае налоговый агент является источником дохода и обязан исчислить и удержать налог из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, и уплатить сумму налога в бюджет. Таким образом, непредставление налоговыми агентами сведений о доходах этих физических лиц и суммах исчисленных и удержанных налогов в соответствии со ст.230 НК РФ влечет за собой применение соответствующей налоговой санкции.

      Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике  по запросу налогового органа, отказ, уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями для организаций (исключение банки) влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., для физических лиц - 500 руб.

      Ответственность свидетеля предусмотрена в случае неявки или уклонения от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. В данном случае взыскивается штраф в размере 1 тыс. руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний караются штрафом в размере 3 тыс. руб.

Информация о работе Ответственность за неисполнение налогового законодательства