Ответственность участников налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:25, реферат

Описание работы

В условиях развития рыночных отношений главным регулятором в осуществлении экономической политики государства становятся налоги, которые призваны обеспечивать формирование доходной части государственного бюджета в размерах необходимых для решения важнейших общегосударственных народнохозяйственных задач. Налоги возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались денежные средства на содержание основных атрибутов публичной власти: армии, судов, чиновников, а также на другие государственные нужды.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………………3
2 Понятие и виды налоговых правоотношений. Признаки налоговых правоотношений………………………………………………………………..4-6
3 Ответственность субъектов правоотношения………………………….7-12
4 Использованная литература…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Ответственность участников налоговых правоотношений.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ «Чувашская государственная бюджетная сельскохозяйственная академия» 
 
 

Реферат на тему: Ответственность участников налоговых правоотношений 
 

Выполнила: студентка 4 курса

                                                                Экономического факультета,

                                                              Бухгалтерского отделения, 

                                                   1 группы 2 подгруппы

                                                  Гаврилова Марина Н.

                                                              Проверила: Шувалова Ирина А. 
 
 

Чебоксары 2011

Содержание:

1 Введение…………………………………………………………………………3

2 Понятие и  виды налоговых правоотношений. Признаки налоговых правоотношений………………………………………………………………..4-6

3 Ответственность  субъектов правоотношения………………………….7-12

4 Использованная  литература…………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  В условиях развития рыночных отношений  главным регулятором в осуществлении  экономической политики государства  становятся налоги, которые призваны обеспечивать формирование доходной части  государственного бюджета в размерах необходимых для решения важнейших  общегосударственных народнохозяйственных задач.  Налоги возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались денежные средства на содержание основных атрибутов публичной власти: армии, судов, чиновников, а также на другие государственные нужды.

  С экономической точки  зрения налоги представляют собой систему денежных отношений, которыми опосредствуются взаимоотношения юридических и физических лиц, с одной стороны, и государством, с другой, по поводу формирования государственных финансов. За счет налогов формируется основная часть финансовых ресурсов государства, которые поступают в его бюджет и используются на нужды общества. В связи с этим при определении экономической природы налогов важнейшим критерием является их сущностная принадлежность к финансово-бюджетной системе государства.

  Вместе  с тем налог как важнейшая  стоимостная экономическая категория  не может обеспечить реальное поступление  финансовых ресурсов в бюджет государства  без соответствующего правового  обеспечения. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о  юридической сущности налога. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и виды налоговых  правоотношений. Признаки налоговых правоотношений 

Налоговые правоотношения- это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представ 
ляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Понятие «Налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Однако статья 2 НК закрепляет круг общественных отношений, которые  регулируются законодательством о  налогах и сборах:

-отношения  по установлению, ведению и взиманию  налогов и сборов в РФ;

-отношения,  возникающие в процессе осуществления  налогового контроля;

Отношения в области обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

-отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Кроме того, в ст2 НК РФ установлено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалованием актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечением к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, налоговые правоотношения – это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами налогового права, носящих властно-имущественный характер.

Правоотношение  всегда характеризуется следующими признаками:

  • Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
  • Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
  • Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
  • Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).
 

Правоотношение  возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д..

В зависимости  от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

  • Гражданские правоотношения;
  • Административные правоотношения;
  • Уголовные правоотношения и др.
  • Реконструктивное правоотношение

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых  элементов: 
1) субъектов правоотношения; 
2) объекта правоотношения; 
3) юридического факта и содержания.

Участники правоотношений именуются их субъектами.

Правоотношение  — Лица обладающие гражданской правосубъектностью, индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями). А также, -- между одним и тем же лицом; представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.

Субъекты  правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три  категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

  • лицо без гражданства;
  • гражданин;
  • иностранец;
  • беженец;
  • индивидуальный предприниматель;
  • учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

  • Президент;
  • Правительство;
  • Парламент;
  • Судебная власть;
  • Муниципальное образование.

Физические  лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. 
Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде. 
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы - это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение.  
 
 
 
 
 

Ответственность субъектов правоотношения

Из определения, сказанного в начале, следует, что материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами это:

«то фактическое  поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

Материальное  содержание правоотношения складывается из:

«дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного» .

Правоотношение  как правовое явление обладает и  своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников.

Разграничение в правоотношении юридического и  материального содержаний позволяет  понять механизм воздействий прав на общественную жизнь.

Точнее  было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или  «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано  как форма и содержание (юридическая  форма фактического общественного  отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание»  правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

Составляющие  юридического содержания правоотношений — его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Субъективные  права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают  одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут  появиться новые права и обязанности.

В подавляющем  большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права  и несет обязанности. Однако в  некоторых правоотношениях у  управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица — только субъективная обязанность.

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами  налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков. 
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей. 
В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права. 
В Законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются же права и обязанности налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу. 
Налогоплательщики обязаны:

Информация о работе Ответственность участников налоговых правоотношений