При проведении
камеральной проверки налоговый
орган вправе истребовать у
налогоплательщика дополнительные
сведения, получить объяснения и
документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность
уплаты налогов.
На суммы доплат
по налогам, выявленные по результатам
камеральной проверки, налоговый
орган направляет требование
об уплате соответствующей суммы
налога и пени.
Налогоплательщикам
следует иметь в виду, что пеня
не является штрафной санкцией
за налоговое правонарушение
и уплачивается она независимо
от применения мер ответственности
за нарушение законодательства
о налогах и сборах. Пени уплачиваются
одновременно с уплатой сумм
налога и сбора или после
уплаты таких сумм в полном
объеме.
В соответствии
со статьей 69 НК РФ требованием
об уплате налога признается
направленное налогоплательщику
письменное извещение о неуплаченной
сумме налога, а также об обязанности
уплатить в установленный срок
неуплаченную сумму налога и
соответствующие пени. В соответствии
со статьей 70 НК РФ требование
об уплате налога и соответствующих
пеней, выставляемое налогоплательщику
в соответствии с решением
налогового органа по результатам
налоговой проверки, должно быть
направлено ему в десятидневный
срок с даты вынесения соответствующего
решения. Требование направляется
налогоплательщику только при наличии
у него недоимки.
В случае если
в результате камеральной проверки
выявлены нарушения налогового
законодательства, начинается производство
по делу о налоговом правонарушении
в соответствии со статьей
101 НК РФ.
НК РФ не
предусмотрено составление акта
камеральной налоговой проверки.
«Регламентом проведения камеральных
проверок налоговой отчетности, оформлением
и реализацией их результатов», утвержденным
Министерством РФ по налогам и сборам
28 января 1999 года установлено, что по результатам
камеральной налоговой проверки в случае
выявления обстоятельств, свидетельствующих
о совершении налогового правонарушения,
уполномоченным должностным лицом налогового
органа, проводившим проверку, в произвольной
форме составляется на имя руководителя
(заместителя руководителя) налогового
органа докладная записка, согласованная
с начальником отдела, ответственного
за проведение камеральных налоговых
проверок. Однако, в последнее время, руководствуясь
практикой Арбитражных судов, налоговые
органы стали оформлять результаты камеральных
налоговых проверок путем составления
соответствующих актов.
В соответствии
со статьей 101 НК РФ по результатам
рассмотрения материалов проверки
руководитель может вынести одно
из следующих решений:
- о привлечении
налогоплательщика к налоговой
ответственности за совершение
налогового правонарушения;
- об отказе
в привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
- о проведении
дополнительных мероприятий налогового
контроля.
В решении о
привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение
налогового правонарушения должно
быть отражено:
- обстоятельства
совершенного налогоплательщиком
налогового правонарушения, как
они установлены проведенной
проверкой;
- документы
и иные сведения, которые подтверждают
указанные обстоятельства;
- доводы,
приводимые налогоплательщиком
в свою защиту, и результаты
проверки этих доводов;
- решение
о привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности
за конкретные налоговые правонарушения
с указанием статей НК РФ, предусматривающих
данные правонарушения;
- применяемые
меры ответственности.
Глава 4
В настоящее время
главная задача контрольной работы
налоговых органов, на решение которой
направлены усилия ФНС России, –
это задача усиления аналитической
составляющей работы налоговых органов,
внедрение в практику налогового
контроля комплексного системного анализа
финансово – хозяйственной деятельности
проверяемых объектов. И основной
акцент в решении данной проблемы
ФНС России делает на усилении роли
и значимости камеральных проверок,
чтобы в перспективе сделать
данный вид проверок основной формой
налогового контроля. Эта позиция
обусловлена несколькими обстоятельствами:
во-первых, камеральная проверка является
наименее трудоемкой формой налогового
контроля, а во-вторых, данными проверками
охватываются все 100% налогоплательщиков
(в то время как выездные проверки
налоговые органы имеют возможность
проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков).
Необходимым и
перспективным направлением совершенствования
процедуры камеральных проверок
является внедрение в практику
работы налоговых органов автоматизированных
систем их сопровождения. В
настоящее время разработки в
этой области еще только начинаются,
однако в ряде регионов уже
накоплен значительный позитивный
опыт в этой области. Используемая
в этих регионах программа
позволяет на основе данных
налоговой отчетности выявлять
сферы возможных налоговых правонарушений,
определять потенциальный размер
доначислений и, следовательно,
концентрировать внимание проверяющих
на соответствующих направлениях
проведения проверки.
Важную роль
при проведении камеральной проверки
играет процесс автоматизации
заполнения или формирования
налоговой отчетности. Предоставление
налоговой отчетности в электронном
виде заметно упрощает процедуру
проверки и предоставления дополнительных
материалов по телекоммуникационным
каналам. Таким образом, развитие
автоматизации в налоговой сфере
является приоритетным направлением.
Однако обзор бухгалтерских программ
показывает, что их возможности
далеко опережают возможности
информационных систем налоговых
органов, которые продолжают использовать
устаревшие технологии.
Совершенствование
системы налогового контроля
необходимо проводить в том числе посредством
повышения эффективности камеральных
проверок, что может быть достигнуто следующими
мероприятиями:
- создание
единой информационной базы налоговых
органов, включающей данные о
налогоплательщиках и социально-экономическом
состоянии регионов, среднестатистические
данные по отраслям и категориям
налогоплательщиков, а также другие
сведения, отражающие деятельность
хозяйствующих субъектов;
- разработка
методов проведения по отраслям
анализа достоверности информации,
приведенной в налоговой отчетности;
- разработка
эффективных методов определения
налоговой базы в отношении
различных видов деятельности
и косвенных параметров, характеризующих
деятельность организаций;
- совершенствование
порядка определения очередности
налогоплательщиков для проведения
выездных налоговых проверок
и выявление приоритетных отраслей
экономики, в отношении которых
необходимо разработать методики
камеральных проверок;
- создание
базы данных налоговых нарушений,
выявленных в результате проведения
камерального контроля, для использования
в выездных налоговых проверках
и т.д.
Содержание:
Введение
Глава 1. Общая
характеристика налоговых
органов и структура
ИФНС России по
г.Рязани
Глава 2. Отдел
камеральных проверок
№3 ИФНС России по г.Рязани
Глава 3. Сущность
камеральной налоговой
проверки и оформление
ее результатов
Глава 4. Совершенствование
системы налогового
контроля