Особенности налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать налоговый контроль как разновидность финансового контроля. На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
- уточнить понятие финансового и налогового контроля;
- проанализировать субъекты, объекты, цели, задачи и содержание налогового контроля;
- исследовать принципы налогового контроля;
- изучить формы и методы налогового контроля;
- рассмотреть основные мероприятия налогового контроля.

Содержание

Введение
Глава I. Налоговый контроль в системе органов финансового контроля.
1.1. Содержание, значение, виды финансового контроля
1.2. Сущность налогового контроля
Глава II. Формы, виды, методы налогового контроля
2.1. Формы и методы налогового контроля
2.2. Виды налогового контроля
2.3. Налоговые проверки в системе налогового контроля
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Финансы1.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

После определения указанных  выше вопросов необходимо правильно  организовать проведение самой налоговой  проверки. В организацию налоговой  проверки входят, прежде всего, тщательная подготовка к ней, определение целей, составление программы, осуществление в установленном порядке мероприятий налогового контроля, оформление материалов налоговой проверки и принятие мер по выявлению и предупреждению нарушений порядка и сроков уплаты налогов и сборов.

Результаты проведения налоговых проверок оформляются в виде итогового документа – акта налоговой проверки, за достоверность которого соответствующие должностные лица несут персональную ответственность.

В зависимости от различных  критериев выделяются следующие  виды налоговых проверок:

В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в  ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков.

Комплексные налоговые  проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации  в налоговой сфере, используют различные  приемы, способы и методики налогового контроля.

По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все  имеющиеся документы и материальные ценности за анализируемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

В зависимости от места  проведения проверки и глубины налоговой  проверки выделяют камеральные и  выездные налоговые проверки. Камеральные  налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов, а выездные налоговые проверки проводятся по месту фактического нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов с изучением документов, хранящихся у указанных лиц.

В зависимости от включения  в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые  проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации  организаций-налогоплательщиков; повторные  налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

Участники налоговых  проверок – это лица, которые  в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют  права и обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой  проверки.

По функциональному критерию участников налоговой проверки можно подразделить на следующие группы:

- Субъекты, осуществляющие  налоговую проверку, - уполномоченные  органы: налоговые органы;

- Субъекты, деятельность  которых проверяется в ходе  налоговой проверки: налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

- Субъекты, которые могут  быть привлечены к участию  в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели,  понятые.

В качестве объекта налоговой  проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот.

При проведении налоговых  проверок можно выделить следующие  этапы:

- Подготовка к проведению  налоговой проверки, включающая  изучение дела налогоплательщика,  т.е. документов, имеющихся у налоговых  органов (деклараций, балансов, отчетов,  расчетов по налогам и т.д.);

- Проведение налоговой  проверки;

- Оформление результатов налоговой проверки.

Камеральная налоговая  проверка – это проверка, которая  проводится по месту нахождения налогового органа (таможенного органа) на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (налоговым  агентом, плательщиком сбора), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.

К общим правилам проведения камеральной налоговой проверки относится:

1. Проводится только  по месту нахождения налогового (таможенного) органа.

2. Проводится уполномоченными  должностными лицами налогового  органа в соответствии с их  служебными обязанностями без  специального решения руководителя  налогового органа.

3. Срок проведения: в  течение 3 месяцев со дня представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки.

4. Проводится на основе  налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, и документов налогового органа либо имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной налоговой  проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих  отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое. При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:

- Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность  расчетов;

- Формальная проверка: проверка правильности заполнения  установленных форм и наличия  необходимых документов;

- Проверка соблюдения  сроков уплаты налогов и представления  документов;

- Сопоставление различных  документов.

Выездная налоговая  проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика. Налоговый кодекс не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны проводить выездную налоговую проверку по месту фактического нахождения налогоплательщика, однако определение срока проведения выездной проверки в зависимости от времени фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика косвенно указывает на данный признак выездной налоговой проверки.

К общим правилам проведения выездной налоговой проверки относится:

1. Проводится в отношении  налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов (организаций, их филиалов и представительств, индивидуальных предпринимателей).

2. Выездные проверки  филиалов и представительств. Налоговые  органы вправе проверять филиалы  и представительства налогоплательщика  (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора

3. Выездная проверка  проводится на основании решения  руководителя (его заместителя) налогового  органа.

4. Выездная проверка  проводится по одному или нескольким налогам. В случаях, когда выездная налоговая проверка проводится по нескольким налогам, она носит характер тематической выездной налоговой проверки, например, если осуществляется только по косвенным налогам. Если выездная налоговая проверка проводится по всем налогам, то она носит характер комплексной налоговой проверки.

5. Частота проведения  налоговых проверок: не могут  проводиться в течение одного  календарного года две и более  выездные налоговые проверки  по одним и тем же налогам  за один и тот же период. Данное правило совсем не исключает возможности проведения двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года в отношении одного и того же налогоплательщика, но по разным налогам или за разные периоды времени.

6. Глубина выездной налоговой проверки, т.е. временной период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

7. Продолжительность  выездной налоговой проверки  – 2 месяца (это срок может быть  продлен до 4 месяцев, а в исключительных  случаях по решению вышестоящего  налогового органа – до 6 месяцев)  – фактическое нахождение на  территории налогоплательщика – не включаются периоды времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представление документов.

8. Заканчивается выездная  налоговая проверка составлением  справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет  проверки и сроки ее проведения, и акта выездной налоговой проверки.

В современных условиях, когда процедуры судебного разбирательства  налоговых сборов требуют от налоговых  органов обоснования доказательств  в правомерности принятых решений  о наложение различного рода взысканий на плательщика, особо актуальным становится соблюдение правил оформления результатов контрольных действий.

По окончанию камеральной  проверки при отсутствии нарушений  налогового законодательства и ведения  бухгалтерского учета, проверяющий составляет справку.

При установлении нарушений  налогового законодательства и порядка  ведения бухгалтерского учета проверяющий  оформляет акт проведения камеральной  проверки.

По окончанию выездной налоговой проверки обязательно  составляется акт, независимо от того выявлено нарушение в ходе проверки или нет.

Акт проверки по структуре  состоит из трех частей: вводная, описательная, итоговая. В вводной части акта проверки указывается полное наименование предприятия, на котором проводилась  проверка, его организационно – правовая форма и адрес, а также фамилии ответственных должностных лиц. Также здесь указывается вид проведенной проверки, мотивы ее проведения, вопросы, подлежащие выяснению, время начала и окончания, место ее проведения, должность и фамилия проверяющего.

В изложении акта проверки должны быть соблюдены объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства. При этом по каждому  факту нарушения, отраженному в  акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующий нормативный документ.

В заключительном разделе  вносятся конкретные предложения по устранению выявленных нарушений, взысканию доначисленных сумм налога, установлению санкций.

Таким образом, в итоговой части акта обобщаются выявленные факты, подсчитываются и фиксируются суммы недоплаты или переплаты по каждому конкретному налогу, вносятся предложения.

Акт составляется в двух экземплярах со всеми приложениями (один экземпляр проверяющему, другой под расписку руководителю проверяемого предприятия).

В случае несогласия с  фактами, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе представить  в налоговые органы письменные возражения по акту. Налоговый орган рассматривает  акт налоговой проверки, материалы, документы, представленные плательщиком и на основании этого выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении.

 

Заключение.

Изучив теоретические  аспекты налогового контроля можно сделать вывод, что налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.

Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном  единстве. Зачастую в рамках одной  правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы и формы контроля. Именно от правильного сочетания форм и методов налогового контроля зависит эффективность налогового контроля.

Проанализировав основные показатели поступления налогов  и сборов во все уровни бюджета  Ставропольского края и порядок проведения выездных налоговых проверок налога на добавленную стоимость пришло к тому, что проведение выездных проверок является неотъемлемой частью для пополнения бюджета региона, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

В результате проделанной  работы можно отметить, что важнейшим  фактором повышения эффективности  контрольной работы ФНС по Ставропольскому краю, является совершенствование системы применения налоговых вычетов при возмещении налога на добавленную стоимость.

Информация о работе Особенности налогового контроля