Особенности налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать налоговый контроль как разновидность финансового контроля. На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
- уточнить понятие финансового и налогового контроля;
- проанализировать субъекты, объекты, цели, задачи и содержание налогового контроля;
- исследовать принципы налогового контроля;
- изучить формы и методы налогового контроля;
- рассмотреть основные мероприятия налогового контроля.

Содержание

Введение
Глава I. Налоговый контроль в системе органов финансового контроля.
1.1. Содержание, значение, виды финансового контроля
1.2. Сущность налогового контроля
Глава II. Формы, виды, методы налогового контроля
2.1. Формы и методы налогового контроля
2.2. Виды налогового контроля
2.3. Налоговые проверки в системе налогового контроля
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Финансы1.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Кроме того, налоговый  контроль направлен на то, чтобы  налоги и сборы, подлежащие уплате, своевременно и в полном объеме поступали в бюджетные и внебюджетные фонды. Само осуществление налогового контроля обусловлено контрольной функцией финансов.

Налогово-контрольная  деятельность призвана решить широкий  круг задач, зависящих от проводимой государственной политики:

- обеспечение экономической  безопасности государства при  формировании публичных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

- обеспечение надлежащего  контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

- улучшения взаимодействия  и координации деятельности контрольных органов в РФ;

- проверки выполнения  финансовых обязательств перед  государством и муниципальными  образованьями со стороны организаций  и физических лиц; 

- проверки целевого  использования налоговых льгот;

- пресечение и профилактика  правонарушений в налоговой сфере  (24).

Налоговый контроль можно  рассматривать в организационном, методическом и техническом аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий – совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимосвязи.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность  денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

Субъектами налогового контроля в  РФ являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных и местных органов власти, направленных на организацию и становление рыночных отношений (например, некоторые вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и не уплачивают налоги и др.).

Налоговые отношения возникают у государства в лице субъектов налогового контроля с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, а значит, их также можно отнести к субъектам налогового контроля.

В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом, оно носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых, организационной направленности – в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).

Таким образом, налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.

 

Глава II. Формы, виды, методы налогового контроля

2.1. Формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов  и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

При этом необходимо выделить два  уровня методов налогового контроля: общенаучные и специально-правовые методы. Общенаучные методы, такие, как анализ, синтез, статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение специально-правовых методов характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность.

Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.

Необходимо отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их соотношении  продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).

Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.

Налоговый кодекс устанавливает следующие  формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):

- налоговые проверки;

- получение объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов;

- проверки данных учета  и отчетности;

- осмотр и обследование  помещений и территорий, используемых  для извлечения дохода (прибыли);

- другие формы.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

В последнее время  в области правового регулирования  методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма  регламентации контроля – стандарты  контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов.

 

 

2.2. Виды налогового контроля

Налоговый контроль может  проявляться в различных его  видах. Существует определенная классификация  видов налогового контроля в зависимости от выбранного критерия.

В соответствии с этой классификацией выделяют следующие  виды налогового контроля:

1) По величине объекта  контроля или по объему налоговой  проверки:

- Комплексный (полный) контроль. Предусматривает полное изучение информации о налогоплательщике, позволяет значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации.

- Тематический (частичный) контроль. В ходе тематического контроля исследуются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете отдельных операций.

2) По характеру контрольных  мероприятий:

- Плановый контроль. Налоговая проверка проводится по плану-графику, который разрабатывается на календарный год и утверждается начальником налоговых органов.

- Внезапный (внеплановый)  контроль.

3) По времени проведения:

- Предварительный контроль. Используется на стадии планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений.

- Текущий контроль. Носит  оперативный характер, является  частью регулярной работы и  представляет собой проверку, проводимую  в отчетном периоде для оценки  правильности отражения различных операций и достоверности данных учета и отчетности.

- Последующий контроль. Это проверка, проводимая по окончанию  определенного отчетного периода. 

4) По методу проверки  документов

- Сплошной контроль. Предполагает  изучение всех первичных документов  и записей в формах аналитического и синтетического учета. Этой форме налогового контроля подвергаются наиболее ответственные и уязвимые, с позиции вероятности налоговых нарушений операции предприятия (кассовые операции, банковские операции, формирование себестоимости и т.д.).

- Выборочный контроль. Выборочная форма проверки исполняется  с двух позиций или проверяются  все документы в отдельные  периоды в течение года, либо  проверяется часть документов, но  за весь отчетный период.

5) По источникам данных

- Документальный контроль. Проводится на основании изучения данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах.

Реализуется документальный контроль следующими приемами: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка по отражению операций в аналогичных документах контрагента или по отражению данной операции в других документах и учетных записях; оценка правильности отражения данных первичного документа на счетах бухгалтерского и налогового учета; экономический анализ.

- Фактический контроль. Предполагает всестороннее изучение  деятельности предприятия и полноценности  первичных документов; подтверждается  специальными приемами фактического  контроля. К методам фактического контроля относятся: инвентаризация, обследование, экспертиза и др.

6) По месту проведения:

- Камеральные проверки. Проводятся без выхода налогового  инспектора к налогоплательщику,  по материалам, предоставленным  налогоплательщиком.

- Выездные проверки – проверки с выходом к налогоплательщику.

 

 

2.3. Налоговые проверки в системе налогового контроля

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной  формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

Качество и эффективность  проводимых налоговых проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля.

Планирование является одним из основных базовых принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также исполнители.

Информация о работе Особенности налогового контроля