Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать налоговый контроль как разновидность финансового контроля. На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
- уточнить понятие финансового и налогового контроля;
- проанализировать субъекты, объекты, цели, задачи и содержание налогового контроля;
- исследовать принципы налогового контроля;
- изучить формы и методы налогового контроля;
- рассмотреть основные мероприятия налогового контроля.
Введение
Глава I. Налоговый контроль в системе органов финансового контроля.
1.1. Содержание, значение, виды финансового контроля
1.2. Сущность налогового контроля
Глава II. Формы, виды, методы налогового контроля
2.1. Формы и методы налогового контроля
2.2. Виды налогового контроля
2.3. Налоговые проверки в системе налогового контроля
Заключение
Библиографический список
Кроме того, налоговый контроль направлен на то, чтобы налоги и сборы, подлежащие уплате, своевременно и в полном объеме поступали в бюджетные и внебюджетные фонды. Само осуществление налогового контроля обусловлено контрольной функцией финансов.
Налогово-контрольная деятельность призвана решить широкий круг задач, зависящих от проводимой государственной политики:
- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
- обеспечение надлежащего
контроля за формированием
- улучшения взаимодействия
и координации деятельности
- проверки выполнения
финансовых обязательств перед
государством и муниципальными
образованьями со стороны
- проверки целевого использования налоговых льгот;
- пресечение и профилактика
правонарушений в налоговой
Налоговый контроль можно
рассматривать в
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом налогового контроля,
в первую очередь, является своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками
своих налоговых обязанностей по отношению
к государству или муниципальному образованию.
Однако при этом следует также учитывать,
что наряду с уплатой налогов, к числу
основных обязанностей налогоплательщиков-
Субъектами налогового контроля в РФ являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ), милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.
Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных и местных органов власти, направленных на организацию и становление рыночных отношений (например, некоторые вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и не уплачивают налоги и др.).
Налоговые отношения возникают у государства в лице субъектов налогового контроля с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, а значит, их также можно отнести к субъектам налогового контроля.
В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом, оно носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых, организационной направленности – в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).
Таким образом, налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.
Глава II. Формы, виды, методы налогового контроля
2.1. Формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.
При этом необходимо выделить два
уровня методов налогового контроля:
общенаучные и специально-
Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками.
Необходимо отметить, что вопрос об определении методов и форм налогового контроля и их соотношении продолжает оставаться дискуссионным. Так, Налоговый кодекс определил формы проведения налогового контроля, причем некоторые из них ранее обычно относили к методам осуществления налогового контроля (например, осмотр помещений и территорий).
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.
В последнее время
в области правового
2.2. Виды налогового контроля
Налоговый контроль может проявляться в различных его видах. Существует определенная классификация видов налогового контроля в зависимости от выбранного критерия.
В соответствии с этой классификацией выделяют следующие виды налогового контроля:
1) По величине объекта
контроля или по объему
- Комплексный (полный) контроль. Предусматривает полное изучение информации о налогоплательщике, позволяет значительно повысить результативность налогового контроля за счет обеспечения логической связи между хозяйственными операциями и достоверностью привлекаемых источников информации.
- Тематический (частичный) контроль. В ходе тематического контроля исследуются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности, порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете отдельных операций.
2) По характеру контрольных мероприятий:
- Плановый контроль. Налоговая проверка проводится по плану-графику, который разрабатывается на календарный год и утверждается начальником налоговых органов.
- Внезапный (внеплановый) контроль.
3) По времени проведения:
- Предварительный контроль.
Используется на стадии планиро
- Текущий контроль. Носит
оперативный характер, является
частью регулярной работы и
представляет собой проверку, проводимую
в отчетном периоде для оценки
правильности отражения различн
- Последующий контроль.
Это проверка, проводимая по окончанию
определенного отчетного
4) По методу проверки документов
- Сплошной контроль. Предполагает
изучение всех первичных
- Выборочный контроль.
Выборочная форма проверки
5) По источникам данных
- Документальный контроль. Проводится на основании изучения данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах.
Реализуется документальный контроль следующими приемами: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка по отражению операций в аналогичных документах контрагента или по отражению данной операции в других документах и учетных записях; оценка правильности отражения данных первичного документа на счетах бухгалтерского и налогового учета; экономический анализ.
- Фактический контроль.
Предполагает всестороннее
6) По месту проведения:
- Камеральные проверки.
Проводятся без выхода
- Выездные проверки – проверки с выходом к налогоплательщику.
2.3. Налоговые проверки в системе налогового контроля
Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.
Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.
Качество и эффективность проводимых налоговых проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация контрольной деятельности и использование тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и программ поведения мероприятий налогового контроля.
Планирование является одним из основных базовых принципов осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной работы: годовые, перспективные, текущие и т.д. Планирование часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также исполнители.