Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:59, курс лекций
Основные темы.
Характеристика продуктивних силіпроблеми регіонального розвитку центрально-українського економічного району.
В Центральный
экономический район входят Кировоградская
и Черкасская области. Площадь составляет
45,5 тыс. кв. км, количество населения –
2,4 млн. человек,
плотность населения составляет 55 человек
на 1 кв.км.Является преимущественно аграрным
регионом, По площади, количеству населения,
промышленному потенциалу занимает предпоследнее,
восьмое место среди экономических районов
Украины.Ведущими отраслями производства
машиностроение, металлообработка и пищевая
промышленность, базирующаяся на многоотраслевом
сельском хозяйстве. Среди отраслей пищевой
промышленности особенно развита сахарная
промышленность.Природных ресурсов сравнительно
немного, из полезных ископаемых представляют
интерес запасы строительного и декоративного
камня. Среди топливных ресурсов преобладают
бурый уголь и торф; рудные ресурсы представлены
никелевыми рудами, урановыми рудами и
бокситами, имеется золото.Крупными промышленными
узлами Центрального экономического района
являются: Кировоградский;- Александрийский;-
Черкасский; - Уманский.Достаточно развит
АПК, который базируется на многоотраслевом
сельском хозяйстве. Здесь выращивают
озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную
свеклу, эфиромасличные культуры, подсолнечник,
коноплю, кориандр. Ведущими отраслями
животноводства являются мясомолочное
скотоводство и свиноводство, также развивается
овцеводство, кролиководство, шелководство,
прудовое рыбоводство и птицеводство.Основными
видами транспорта являются железнодорожный,
автомобильный и водный. В перевозках
пассажиров и развитии АПК значительное
место занимает автомобильный транспорт.Проблемы
развития Центрального экономического
района – очень низкий уровень промышленного
развития, слабое развитие перерабатывающей
промышленности, высокое радиационное
загрязнение вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС и т.п.
Характеристика
продуктивних силіпроблеми
регіонального розвитку
Поліського економічного
району.
В Полесский экономического района входят Волынская, Житомирская, Ровенская, Черновицкая области. Природно - климатические условия благоприятны для ведения как сельского хозяйства, так и лесоводства. Проживает 93 - 94% этнических украинский.
В районе развиты пищевая и легкая промышленности, машиностроения, металлообрабатывающая промышленность.
В Луцке размещен завод электроаппаратуры, приборостроение, автомобильный завод; в Ровно - завод приборостроения, высоковольтной аппаратуры, торгового оборудования, завод по изготовлению запасных частей для тракторов, производственное объединение "Азот". В Черниговском промышленном узле сосредоточены предприятия химической, пищевой, легкой промышленности. В Бердичеве находится единственный в Украине солодовый завод, Чернигове - обувная, кожевенно - обувная фабрики.
В регионе развита легкая и пищевая (мясная, молочная, крахмалопаточного и др.) отрасли промышленности.
Главными транспортными
узлами являются Ковель, Здолбунов, Ровно,
Житомир, Чернигов. На экспорт в основном
идут строительные материалы, сахар, консервы,
а импортируются топливо, черные
металлы, прокат.
Характеристикапродуктивних силі проблемирегіонального розвитку Подільського економічного району.
В Подольский экономический район входят Винницкая, Хмельницкая и Тернопольская области. Площадь составляет 60,9 кв. км, население - 4,5 млн. человек, средняя плотность населения – 75 человек на кв.км. Это один из наименее урбанизированных районов, в котором сельское население составляет 53%, является одним из наименее заселенных районов Украины. Основой экономики Подольского экономического района является мощный АПК, базирующийся на интенсивном многоотраслевом сельском хозяйстве. По выпуску продукции район занимает четвертое место в стране; превалирует растениеводство - основные площади заняты озимой пшеницей, кукурузой, сахарной свеклой, зернобобовыми культурами. Также развиваются картофелеводство, овощеводство, выращивают табак, подсолнечник, кормовые культуры. В животноводстве преобладает молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, пчеловодство, рыбоводство.По выращиванию сахарной свеклы Подолье занимает первое место в стране – здесь выращивается треть от всей выращиваемой сахарной свеклы в стране.В районе работает более 30 спиртовых заводов.Основными промышленными узлами Подольского экономического района являются: - Винницкий;- Хмельницкий; - Тернопольский;- Каменец-Подольский; Шепетовский.В промышленном производстве Подольского экономического района самыми развитыми отраслями являются пищевая, перерабатывающая продукцию сельского хозяйства и являющаяся многоотраслевой; металлообработка и машиностроение, специализирующиеся на производстве технологического оборудования для пищевой, химической и легкой промышленности. Достаточно развита легкая промышленность, химическая и лесохимическая.Славится Подолье народными промыслами – ткачеством, ковроткачеством, вышиванием, плетением, гончарным промыслом.Природные ресурсы изучены недостаточно; топливные ресурсы предоставлены торфом, незначительными запасами горючих сланцев и бурого угля. Более богаты нерудные ресурсы, особенно значительны запасы гранитов и гнейсов, мрамора, известняка, мела и других строительных материалов. Богатые почвенные ресурсы представлены черноземами и серыми лесными почвами.Основными видами транспорта являются железнодорожный и автомобильный транспорт.Проблемы развития Подольского экономического района – низкий уровень промышленного развития, отток населения из районов свекловичного производства, рост уровня безработицы, значительная эрозия почв и т.п.
Карпатського економічного району.
Карпатский экономический
район входят Львовская, Закарпатская,
Ивано-Франковская и Черновицкая
области. Площадь составляет 56,6 тыс.кв.
км, население - 6,1 млн. человек, средняя
плотность населения 109 человек на 1 кв.
км, превышающая среднюю по стране.Ведущими
отраслями промышленности Карпатского
экономического района являются машиностроение
и металлообработка, топливная, химическая,
лесная и деревообрабатывающая, легкая,
пищевая и строительная промышленность.
Главную роль в хозяйстве района играет
промышленность, преобладающей отраслью
которого является машиностроение. В районе
работает 19 угольных шахт.Агропромышленный
комплекс Карпатского района состоит
из сельского хозяйства и перерабатывающих
отраслей. В лесостепной зоне занимаются
молочно-мясным скотоводством и свиноводством,
а также выращивают зерновые, лен, сахарную
свеклу. В горных районах преобладают
овцеводство, молочно-мясное скотоводство,
также выращивают лен и картофель. В Закарпатье
занимаются еще и виноградарством, садоводством,
табаководством.Наибольшими промышленными
узлами Карпатского экономического района
являются:- Львовский; Дрогобычско-Стрыйский;-
Червоноградско-Сокальский; - Черновицкий;
Ивано-Франковский; - Калушско-Долинский;
- Ужгород-Мукачевский.Карпатский район
имеет значительные и разнообразные полезные
ископаемые, наибольшую по стране обеспеченность
водными и лесными ресурсами - имеет богатейшие
лесные ресурсы. Из топливных запасов
– нефть, газ, каменный и бурый уголь, сланцы.В
районе добывают полиметаллические руды
– ртутные руды, золото, алюминиевое сырье,
найдены крупные запасы серы, имеется
калийная и каменная соль, барит, озокерит,
мрамор разных видов. Богат Карпатский
район минеральными водами, найдены драгоценные
и полудрагоценные камни.Карпатский район
обладает широкими возможностями по развитию
курортного хозяйства, а также исторически
сложившейся густой сетью железнодорожных
и автомобильных магистралей. Здесь находятся
лучшие автодороги с твердым покрытием,
а Львовский аэропорт имеет статус международного.Проблемы
развития Карпатского экономического
района являются – низкий уровень развития
промышленности, за исключением Львова;
социальные и экономические проблемы
малых городов, сложная экологическая
ситуация в Предкарпатье и т.п.
Причерноморский экономический район
В Причерноморский экономический район входят Одесская, Николаевская, Херсонская области и Автономная Республика Крым. Площадь составляет 113,4 тыс. кв. км, население - 7 млн. человек, средняя плотность населения – 61 человек на 1 кв.км. По площади район занимает первое место в стране, а по количеству населения – второе. Характеризуется незначительными залежами полезных ископаемых и слабо обеспечен водными ресурсами. Из топливных ресурсов выделяются запасы нефти и газа, небольшие месторождения бурого угля и торфа; добывают руду. Нерудные запасы представлены запасами солей, флюсовых известняков, строительными материалами, лечебными грязями и минеральными водами. Черное и Азовское моря богаты морепродуктами и рыбой.Ведущими отраслями Причерноморского экономического района являются машиностроение, металлообработка, пищевая и легкая промышленность, рекреационное хозяйство. Большое значение в развитии Причерноморского района имеет курортное хозяйство - район обладает уникальными рекреационными ресурсами.Многоотраслевой АПК Причерноморского района один из самых развитых комплексов в стране. В растениеводстве выращивают озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, просо, рис, подсолнечник, табак, рицину и горчицу. Также выращивают сахарную свеклу, лен, сою, кунжут, арахис, эфиромасличные и лекарственные растения. Большие площади отведены под виноградники, сады, овощные и бахчевые культуры. В животноводстве интенсивно развиваются молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство и овцеводство. Развиты рыбная и рыбоперерабатывающая промышленность.Наибольшими промышленными узлами Причерноморского экономического района являются: - Одесский; - Николаевский; Херсонский; Каховско-Береславский; Симферопольский;- Севастопольский; Керченский; Сакско-Евпаторийский.В районе развиты все виды транспорта, ведущим является водный, поскольку он играет основную роль в международных связях и торговле, действуют переправы. Велика роль железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта в обслуживании курортного хозяйства, промышленного производства и АПК. Проблемы развития Причерноморского экономического района – слабое обеспечение водой и загрязнение Крымского полуострова, сложное экологическое состояние Черного и Азовского морей, большие проблемы создают морские военные базы и т.п.
Проблемыіноземногоінвестування
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в следующих формах:
* Участие иностранных
инвесторов в предприятиях
* Создания предприятий,
полностью принадлежащих
* Приобретение действующих предприятий;
* Приобретение
движимого и недвижимого
Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дает право непосредственного распоряжения над заграничной компанией.
"Портфельные
инвестиции" - такие капитальные
вложения, доля которых в капитале
ниже границы, определенной
Согласно
законодательству Украины
СЭЗ обеспечивают надлежащие правовые и экономические условия для концентрированного привлечения иностранных инвестиций, интенсивного внедрения передовых технологий, совершенствование отраслевой структуры производства и социально-экономического развития территорий, увеличения валютных поступлений, подготовки квалифицированных кадров и т.д..
В Украине свободные экономические зоны создаются для:
* Привлечение
иностранных инвестиций и
* Активизация
совместно с иностранными
* Поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг;
* Привлечение
и внедрение новых технологий,
Рыночных методов
* Развития инфраструктуры рынка;
* Улучшение использования природных и трудовых ресурсов;
* Ускорение социально-
.Економічнізв'язки
України з країнамиі
регіонамисвіту
Внешнеторговые организации и другие исполнительные структуры должны не только реализовывать продукцию на традиционных рынках, но и выходить на новые перспективные регионы особенно в Азию, Африку, Латинскую Америку и Австралию). В частности, предусмотрена защита экономических интересов Украины путем установления таможенной границы с республиками бывшего СССР. Подписано обоюдные соглашения с Россией и Беларусью о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности, которые не допускают реэкспорт товаров, к которым другие участники сделки применяют меры регулирования.
Свыше 72% наших
поставок получает Россия. Основным
потребителем их является
Беларусь поставляет Украина тракторы, грузовые автомобили, электронно-вычислительные машины, минеральные удобрения, лес, бумагу; Казахстан - цветные металлы, кожсырье, концентраты цветных металлов; Молдова - продукцию приборостроения, винодельческой и консервной промышленности, ковры, виноград; республики Средней Азии - газ, Хлопок, концентраты цветных металлов, ткани, каракуль; республики Закавказья - нефть и автомашины, алюминиевый прокат, чай, фрукты, вино, табак; государства Балтии - электротовары, трамваи, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, микроавтобусы, рыбу и рыбопродукты, Трикотажные и галантерейные изделия и другие товары широкого потребления.
.Основная часть экспорта Украины приходится на Европу (49,4%), второе место занимает Азия (38%), на третьем месте Америка (8,3%), далее следуют Африка (4%) и Австралия и Океания (0,3%). Импортные поставки за этот же период поступали в Украину только с четырех континентов. Наибольшая доля украинского импорта приходится на Европу (68,5%), меньшая - на Азию (17,3%), Америку (10,2%) и Африку (4%).
Тесные экономические связи поддерживает Украину со странами Восточной Европы, в частности с Венгрией и Польшей.
В течение длительного
времени наблюдается
Информация о работе Основні етапи в історії розвитку податків