Основні етапи в історії розвитку податків

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:59, курс лекций

Описание работы

Основные темы.

Работа содержит 1 файл

Характеристикадемографічнихпередумов розміщення і регіонального розвитку продуктивнихсил.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Характеристика  продуктивних силіпроблеми регіонального розвитку центрально-українського економічного району.

В Центральный экономический район входят Кировоградская и Черкасская области. Площадь составляет 45,5 тыс. кв. км, количество населения – 2,4 млн. человек, плотность населения составляет 55 человек на 1 кв.км.Является преимущественно аграрным регионом,  По площади, количеству населения, промышленному потенциалу занимает предпоследнее, восьмое место среди экономических районов Украины.Ведущими отраслями производства машиностроение, металлообработка и пищевая промышленность, базирующаяся на многоотраслевом сельском хозяйстве.  Среди отраслей пищевой промышленности особенно развита сахарная промышленность.Природных ресурсов сравнительно немного, из полезных ископаемых представляют интерес запасы строительного и декоративного камня. Среди топливных ресурсов преобладают бурый уголь и торф; рудные ресурсы представлены никелевыми рудами, урановыми рудами и бокситами, имеется золото.Крупными промышленными узлами Центрального экономического района являются: Кировоградский;- Александрийский;- Черкасский; - Уманский.Достаточно развит АПК, который базируется на многоотраслевом сельском хозяйстве. Здесь выращивают озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свеклу, эфиромасличные культуры, подсолнечник, коноплю, кориандр. Ведущими отраслями животноводства являются мясомолочное скотоводство и свиноводство, также развивается овцеводство, кролиководство, шелководство, прудовое рыбоводство и птицеводство.Основными видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный и водный. В перевозках пассажиров и развитии АПК значительное место занимает автомобильный транспорт.Проблемы развития Центрального экономического района – очень низкий уровень промышленного развития, слабое развитие перерабатывающей промышленности, высокое радиационное загрязнение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п.  
 
 

Характеристика  продуктивних силіпроблеми регіонального розвитку Поліського економічного району. 

В Полесский экономического района входят Волынская, Житомирская, Ровенская, Черновицкая области. Природно - климатические условия благоприятны для ведения как сельского хозяйства, так и лесоводства. Проживает 93 - 94% этнических украинский.

В районе развиты  пищевая и легкая промышленности, машиностроения, металлообрабатывающая  промышленность.

В Луцке размещен завод электроаппаратуры, приборостроение, автомобильный завод; в Ровно - завод приборостроения, высоковольтной аппаратуры, торгового оборудования, завод по изготовлению запасных частей для тракторов, производственное объединение "Азот". В Черниговском промышленном узле сосредоточены предприятия химической, пищевой, легкой промышленности. В Бердичеве находится единственный в Украине солодовый завод, Чернигове - обувная, кожевенно - обувная фабрики.

В регионе развита  легкая и пищевая (мясная, молочная, крахмалопаточного и др.) отрасли  промышленности.

Главными транспортными  узлами являются Ковель, Здолбунов, Ровно, Житомир, Чернигов. На экспорт в основном идут строительные материалы, сахар, консервы, а импортируются топливо, черные металлы, прокат. 
 

Характеристикапродуктивних  силі проблемирегіонального розвитку Подільського економічного району.

В Подольский экономический  район входят Винницкая, Хмельницкая и Тернопольская области. Площадь составляет 60,9 кв. км, население  -  4,5 млн. человек, средняя плотность населения – 75 человек на кв.км. Это один из наименее урбанизированных районов, в котором сельское население составляет 53%, является одним из наименее заселенных районов Украины. Основой экономики Подольского экономического района является мощный АПК, базирующийся на интенсивном многоотраслевом сельском хозяйстве. По выпуску продукции район занимает четвертое место в стране; превалирует растениеводство -   основные площади заняты озимой пшеницей, кукурузой, сахарной свеклой, зернобобовыми культурами. Также развиваются картофелеводство, овощеводство, выращивают табак, подсолнечник, кормовые культуры. В животноводстве преобладает молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство, пчеловодство, рыбоводство.По выращиванию сахарной свеклы Подолье занимает первое место в стране – здесь выращивается треть от всей выращиваемой сахарной свеклы в стране.В районе работает более 30 спиртовых заводов.Основными промышленными узлами Подольского экономического района являются: - Винницкий;- Хмельницкий; - Тернопольский;- Каменец-Подольский; Шепетовский.В промышленном производстве Подольского экономического района самыми развитыми отраслями являются пищевая, перерабатывающая продукцию сельского хозяйства и являющаяся многоотраслевой; металлообработка и машиностроение,  специализирующиеся на производстве технологического оборудования для пищевой, химической и легкой промышленности. Достаточно развита легкая промышленность, химическая и лесохимическая.Славится Подолье народными промыслами – ткачеством, ковроткачеством, вышиванием, плетением, гончарным промыслом.Природные ресурсы изучены недостаточно; топливные ресурсы предоставлены торфом, незначительными запасами горючих сланцев и бурого угля. Более богаты нерудные ресурсы, особенно значительны запасы гранитов и гнейсов, мрамора, известняка, мела и других строительных материалов. Богатые почвенные ресурсы представлены черноземами и серыми лесными почвами.Основными видами транспорта являются железнодорожный и автомобильный транспорт.Проблемы развития Подольского экономического района – низкий уровень промышленного развития, отток населения из районов свекловичного производства, рост уровня безработицы, значительная эрозия почв и т.п.

Карпатського  економічного району.

Карпатский экономический район входят Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская и Черновицкая области. Площадь составляет 56,6 тыс.кв. км, население -  6,1 млн. человек, средняя плотность населения 109 человек на 1 кв. км, превышающая среднюю по стране.Ведущими отраслями промышленности Карпатского экономического района являются машиностроение и металлообработка, топливная, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая и строительная промышленность. Главную роль в хозяйстве района играет промышленность, преобладающей отраслью которого является машиностроение. В районе работает 19 угольных шахт.Агропромышленный комплекс Карпатского района состоит из сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. В лесостепной зоне занимаются молочно-мясным скотоводством и свиноводством, а также выращивают зерновые, лен, сахарную свеклу. В горных районах преобладают овцеводство, молочно-мясное скотоводство, также выращивают лен и картофель. В Закарпатье занимаются еще и виноградарством, садоводством, табаководством.Наибольшими промышленными узлами Карпатского экономического района являются:- Львовский;  Дрогобычско-Стрыйский;- Червоноградско-Сокальский; - Черновицкий;  Ивано-Франковский; - Калушско-Долинский; - Ужгород-Мукачевский.Карпатский район имеет значительные и разнообразные полезные ископаемые, наибольшую по стране обеспеченность водными и лесными ресурсами -  имеет богатейшие лесные ресурсы. Из топливных запасов – нефть, газ, каменный и бурый уголь, сланцы.В районе добывают полиметаллические руды – ртутные руды, золото, алюминиевое сырье, найдены крупные запасы серы, имеется калийная и каменная соль, барит, озокерит, мрамор разных видов. Богат Карпатский район минеральными водами, найдены драгоценные и полудрагоценные камни.Карпатский район обладает широкими возможностями по развитию курортного хозяйства, а также исторически сложившейся густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей. Здесь находятся лучшие автодороги с твердым покрытием, а Львовский аэропорт имеет статус международного.Проблемы развития Карпатского экономического района являются – низкий уровень развития промышленности, за исключением Львова; социальные и экономические проблемы малых городов, сложная экологическая ситуация в Предкарпатье и т.п.  
 
 

Причерноморский экономический район

В Причерноморский экономический район входят Одесская, Николаевская, Херсонская области и Автономная Республика Крым. Площадь составляет 113,4 тыс. кв. км, население 7 млн. человек, средняя плотность населения – 61 человек на 1 кв.км.  По площади район занимает первое место в стране, а по количеству населения – второе.   Характеризуется незначительными залежами полезных ископаемых и  слабо обеспечен водными ресурсами. Из топливных ресурсов выделяются запасы нефти и газа, небольшие месторождения бурого угля и торфа; добывают руду. Нерудные запасы представлены запасами солей, флюсовых известняков, строительными материалами, лечебными грязями и минеральными водами. Черное и Азовское моря богаты морепродуктами и рыбой.Ведущими отраслями Причерноморского экономического  района  являются машиностроение, металлообработка, пищевая и легкая промышленность, рекреационное хозяйство. Большое значение в развитии Причерноморского района имеет курортное хозяйство - район обладает уникальными рекреационными ресурсами.Многоотраслевой АПК Причерноморского района один из самых развитых комплексов в стране. В растениеводстве выращивают озимую пшеницу, ячмень, кукурузу, просо, рис, подсолнечник, табак, рицину и горчицу. Также выращивают сахарную свеклу, лен, сою, кунжут, арахис, эфиромасличные и лекарственные растения. Большие площади отведены под виноградники, сады, овощные и бахчевые культуры. В животноводстве интенсивно развиваются молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство и овцеводство. Развиты рыбная и рыбоперерабатывающая промышленность.Наибольшими промышленными узлами Причерноморского экономического района являются: - Одесский; - Николаевский;  Херсонский;  Каховско-Береславский;  Симферопольский;- Севастопольский;  Керченский; Сакско-Евпаторийский.В районе развиты все виды транспорта, ведущим является водный, поскольку он играет основную роль в международных связях и торговле, действуют переправы.  Велика роль железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта в обслуживании курортного хозяйства, промышленного производства и АПК. Проблемы развития Причерноморского экономического района – слабое обеспечение водой  и загрязнение Крымского полуострова, сложное экологическое состояние Черного и Азовского морей, большие проблемы создают морские военные базы и т.п.

Проблемыіноземногоінвестування  і створення вільних  економічних зон  в Україні. 

Иностранные инвесторы  имеют право осуществлять инвестиции в следующих формах:

* Участие иностранных  инвесторов в предприятиях Украины;

* Создания предприятий,  полностью принадлежащих иностранным  инвесторам;

* Приобретение  действующих предприятий;

* Приобретение  движимого и недвижимого имущества  (земельные участки, здания, оборудование, транспорт и т.п.).

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дает право  непосредственного распоряжения над заграничной компанией.

"Портфельные  инвестиции" - такие капитальные  вложения, доля которых в капитале  ниже границы, определенной для  прямых инвестиции.

 Согласно  законодательству Украины специальная  (свободная) экономическая зона  определяется как часть территории Украины, на которой создается и действует специальный правовой режим экономической деятельности, порядок использования и действия законодательства Украины.

СЭЗ обеспечивают надлежащие правовые и экономические  условия для концентрированного привлечения иностранных инвестиций, интенсивного внедрения передовых технологий, совершенствование отраслевой структуры производства и социально-экономического развития территорий, увеличения валютных поступлений, подготовки квалифицированных кадров и т.д..

В Украине свободные  экономические зоны создаются для:

* Привлечение  иностранных инвестиций и содействие  им;

* Активизация  совместно с иностранными инвесторами  предпринимательской деятельности  для наращивания экспорта товаров  и услуг;

* Поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг;

* Привлечение  и внедрение новых технологий, Рыночных методов хозяйствования;

* Развития инфраструктуры  рынка;

* Улучшение использования  природных и трудовых ресурсов;

* Ускорение социально-экономического развития Украины. 

     .Економічнізв'язки України з країнамиі регіонамисвіту 

Внешнеторговые  организации и другие исполнительные структуры должны не только реализовывать  продукцию на традиционных рынках, но и выходить на новые перспективные  регионы особенно в Азию, Африку, Латинскую Америку и Австралию). В частности, предусмотрена защита экономических интересов Украины путем установления таможенной границы с республиками бывшего СССР. Подписано обоюдные соглашения с Россией и Беларусью о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности, которые не допускают реэкспорт товаров, к которым другие участники сделки применяют меры регулирования.

 Свыше 72% наших  поставок получает Россия. Основным  потребителем их является Центральный  район России, на который приходится почти 3 / 4 вывоза продукции из Украины. Крупными потребителями железной и марганцевой руд, черных металлов, поступающих из Украины, является Поволжье, Северный Кавказ. Определенное количество черных металлов, в частности проката, вывозится из Украины в Санкт-Петербург, Беларуси, стран Балтии, Молдовы, сахар - во все республики бывшего СССР (за исключением Молдовы), мясо, масло, мясные и ряд консервированных продуктов - преимущественно в Россию.

Беларусь поставляет Украина тракторы, грузовые автомобили, электронно-вычислительные машины, минеральные удобрения, лес, бумагу; Казахстан - цветные металлы, кожсырье, концентраты цветных металлов; Молдова - продукцию приборостроения, винодельческой и консервной промышленности, ковры, виноград; республики Средней Азии - газ, Хлопок, концентраты цветных металлов, ткани, каракуль; республики Закавказья - нефть и автомашины, алюминиевый прокат, чай, фрукты, вино, табак; государства Балтии - электротовары, трамваи, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, микроавтобусы, рыбу и рыбопродукты, Трикотажные и галантерейные изделия и другие товары широкого потребления.

.Основная часть экспорта Украины приходится на Европу (49,4%), второе место занимает Азия (38%), на третьем месте Америка (8,3%), далее следуют Африка (4%) и Австралия и Океания (0,3%). Импортные поставки за этот же период поступали в Украину только с четырех континентов. Наибольшая доля украинского импорта приходится на Европу (68,5%), меньшая - на Азию (17,3%), Америку (10,2%) и Африку (4%).

Тесные экономические  связи поддерживает Украину со странами Восточной Европы, в частности  с Венгрией и Польшей.

В течение длительного  времени наблюдается постоянство  поставок на экспорт донецкого угля определяется спросом на него как  в бывших странах СЭВ, так и в ряде капиталистических государств (Италии, Франции, Египте). Объективной предпосылкой спроса на этот уголь на европейском, североафриканском и ближневосточном рынках является практическое отсутствие на Земле антрацитового топлива, которое имеет высокую калорийность, а главное - недимнисть. 
 

Информация о работе Основні етапи в історії розвитку податків