Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:59, курс лекций
Основные темы.
Характеристикадемографічнихпер
В комплексе предпосылок размещения производительных сил демографические являются важнейшей составной частью, потому трудовые ресурсы - главная производительная сила. Анализируя влияние демографических предпосылок на размещения производительных сил, надо учитывать, что население - не только производитель материальных благ и услуг, но и их потребитель. Поэтому учитывать следует и лиц в трудоспособном возрасте, и детей и лиц пожилого возраста. Население в своей совокупности формирует и потребительский рынок, и рынок труда.
Демографические предпосылки можно разделить на следующие основные структурные блоки:
Ø · численность населения страны (региона), его динамика, характер воспроизводства;
Ø · размещение населения на территории, плотность населения, формы расселения, миграции;
Ø · половозрастная структура населения, численность и динамика трудовых ресурсов, уровень их квалификации;
Ø · структура занятости населения;
Ø · национальный состав населения;
Ø · демографическая политика государства.
Естественное движение населения характеризуют такие показатели, как уровень рождаемости, смертности, естественного прироста, средняя продолжительность жизни людей. Соотношение этих величин отражает режим воспроизводства. Таким образом, под воспроизводством (естественным движением) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста численности людей.
Количественно показатели рождаемости, смертности и естественного прироста принято выражать в расчете на 1000 жителей — в промилле ‰).
Формула воспроизводства населения мира:
28‰ (рождаемость) - 10‰ (смертность) = 18‰ (естественный прирост)
На смертность в первую очередь влияет уровень развития системы здравоохранения, уровень благосостояния населения, возрастная структура жителей.
Плотность населения,
степень населённости, густота населения
данной территории. Выражается числом
постоянных жителей, приходящихся на единицу
общей площади (обычно на 1 км2) территории.
При вычислении Плотность населения иногда
исключается необитаемая территория,
а также крупные внутренние водные пространства.
Применяются показатели плотности отдельно
сельского и городского населения. Плотность
населения сильно колеблется по континентам,
странам и частям страны в зависимости
от характера расселения людей, густоты
и размеров поселений. В крупных городах
и на урбанизированных территориях она,
как правило, гораздо выше, чем в сельской
местности. Поэтому Плотность населения
какого-либо района представляет собой
среднюю из уровней населённости отдельных
частей этого района, взвешенную по величине
их территории.
Сучаснадемографічна ситуація в Україні, її тенденції і механізми управління
Субъект демографической политики - государство как средство государственного влияния на воспроизводство населения в нужном для общества направлении. Объект - сложные и труднопредусмотримые демографические процессы - рождаемость и смертность, мероприятия по оптимизации их соотношения с точки зрения достижения длительного периода активной творческой деятельности и средней продолжительности жизни человека. Большинство осуществляемых в сфере демографических отношений явлений: Шлюбнисть, розлученисть, миграция были и остаются, в основном, личным делом индивида, супружеской пары, семьи. Поэтому управление демографической поведением не может опираться на любое администрирование, принуждение или запрещения.
Одним из главных ее направлений является разработка политики, которая будет оптимальной с точки зрения воспроизводства населения, учет источников средств существования, положения женщины, типа отношений между супругами.
Концепция семейной политики Украины включает:
- Создание оптимальных условий для семейно-брачной ориентации молодежи;
- Необходимость
пересмотра действующего
- Учет не только материнства и связанных с ним проблем, Но и отцовства как составной части семейной жизни и полноценного детства;
- Изучение проблем
совместного преодоления
Разработаны масштабные программы.
«Дети Украины» (1995), вошедшая составной частью в мощную общеевропейскую программу «Дети 90-х» и выполнялась в 14 странах Европы по совместной методологии. Предусматривала здравоохранение, воспитание, социальная защита обездоленных, доплата семьям, трудовое обучение.
«Украинская семья» - рассчитана была на период до 2000 года и предусматривала концентрацию усилий Правительства, государственных учреждений, общественных неправительственных организаций с целью улучшения социального и духовного развития семьи, эта программа помогала повысить авторитет семьи, Патриотический дух украинского общества консолидировать нацию вокруг национальной идеи.
Попечительства молодежью.
Необходимость последовательного
решения проблем молодежи способствует
сосредоточению демографической политики
на молодых семьях и таких, где
воспитываются
Регулирования миграционных процессов от масштабов и интенсивности которых во многом зависит характер и развитие демографических процессов.
Укрепления здоровья,
увеличения продолжительности жизни.
Регіональніособливості
урбанізації в
Україні. Типологія
міст. Екологічні проблемиурбанізації
Урбанизация в современной
Украине проходит на фоне депопуляции
населения в комплексе с
с 2001 по 2009 год наибольшие темпы прироста населения наблюдались в Киеве, Львове, Виннице, Хмельницком, Ровно, Черкассах, Черновцах, Ивано-Франковске, Белой Церкви, Евпатории. Индустриальные города востока, особенно Донбасса, наоборот, интенсивно теряют население, поскольку промышленные предприятия закрываются и населения теряет возможность трудоустройства в таких городах. Ситуация усугубляется и тяжелым экологическим состоянием в таких городах, даже экономически привлекательных. Всего теряют население Макеевка, Горловка, Краматорск, Никополь, Северодонецк, Павлоград, Лисичанск..
Несмотря на количественные
потери городского населения, продолжается
процесс образования
В будущем прогнозируется
восстановлено рост городов, особенно
в западной и центральной частях
государства, поскольку при неизбежном
росте производительности труда
в сельском хозяйстве к показателям
развитых стран свободная рабочая
сила будет перетекать в города. Таким
образом уровне урбанизации регионов
Украины будут со временем выравниваться.
Продолжится развитие существующих агломераций
и формирования новых, в частности в приморской
части Украины.
Системапоказників
умов і рівня життя
населення України і
необхідність їх регулювання
врегіональному аспекті.
Стратегический
курс Украины на построение высокоразвитого,
демократического и правового государства,
стремящегося интегрироваться в
мировое и европейское
Ненамного лучше в Украину и показатель продолжительности жизни. По данным ПРООН, продолжительность жизни в Украине составляет всего 67,7 лет, по собственным национальным расчетам - 68 лет, против 80 лет в таких странах Европы, как Швеция, Испания, Италия. Сейчас из 117 стран мира в 11 странах продолжительность жизни превышает 80 лет, в 36 странах данный показатель находится в интервале 75-80 лет и в 50 странах - 70-75 лет. Украина по этому показателю, даже с учетом национальных данных, находится лишь на 110-м месте. Среди стран Европы показатель продолжительности жизни ниже, чем в Украине, только в России - 65,0 лет [2].
К показателям, которые характеризуют уровень жизни, также относят обеспеченность населения жильем. Так, в 2008 году 7033 семьи в Украине, что составляет 40,9%, имели жилую площадь в расчете на 1 человека ниже санитарной нормы (13,65 м2
Таким образом,
проведенные исследования
Трудоресурснаситуація
і її регіональні відмінності.
Баланс трудових ресурсів.
В Украине удельный
вес лиц трудоспособного
Низкая доля населения трудоспособного возраста отмечается в регионах, где преобладает аграрная сфера занятости. К ним относятся Винницкая, Волынская, Житомирская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области, в которых эта возрастная группа достигает немногим более 52% общей численности населения; в Черниговской области этот показатель составляет лишь 51%.
Самая высокая
доля лиц трудоспособного
Основными отраслями
занятости населения в
Информация о работе Основні етапи в історії розвитку податків