Организация исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Обязан¬ность по уплате налогов и сборов (ст. 44, 45, 49, 59, 74, 78 НК РФ):
1. Возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных налоговым законодательством.
2. Возлагается на налогоплательщика (плательщика сборов) конкретного налога (сбора) с момента возникнове¬ния установленных налоговым законодательством обстоя¬тельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).

Содержание

Обязанность по уплате налогов и сборов………………………….…………….3
Исполнение обязанности по уплате налога или сбора…………………………4
Судебная практика ……………………………………………………………...13
Список использованных источников…………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

климова.docx

— 48.41 Кб (Скачать)

1) налоговые органы по  месту нахождения организации  или месту жительства физического  лица (за исключением случаев,  предусмотренных подпунктами 2 и  3 пункта 2 ст. 59 НК РФ) - при наличии  обстоятельств, предусмотренных  подпунктами 1 - 3 пункта 1 ст. 59 НК  РФ;

2) налоговые органы по  месту учета налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента (за исключением случая, предусмотренного  подпунктом 3 настоящего пункта) - при  наличии обстоятельств, предусмотренных  подпунктами 4 и 5 пункта 1 ст. 59 НК  РФ;

3) таможенные органы, определяемые  федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным в области  таможенного дела, - по налогам,  пеням, штрафам, подлежащим уплате  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Таможенного  союза.

Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований могут быть установлены  дополнительные основания признания  безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам  по этим налогам.

Порядок списания задолженности  по штрафам, признанных безнадежными ко взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные  пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в  части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации  решение о взыскании налога принимается  после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его  истечения. Решение о взыскании, принятое после истечения этого  срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком  случае налоговый орган может  обратиться в суд с иском о  взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального  предпринимателя - причитающейся к  уплате суммы налога. Заявление может  быть подано в суд в течение  шести месяцев после истечения  срока исполнения требования об уплате налога.

Вместе с тем, в силу п. 2 ст. 45 НК РФ с организации, которой  открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке, взыскание  пени с бюджетных счетов получателей  бюджетных средств в бесспорном порядке НК РФ также не предусмотрено.

При этом в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта (иммунитет бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации).

Кроме того, Пленум Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" пояснил, что в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку заявитель финансируется  из средств бюджета, у налогового органа отсутствовала возможность  взыскания сумм недоимки и пени в  ином порядке, кроме судебного.

Судом установлено и сторонами  не оспаривается, что задолженность  по податям и пени по налогам, в  части которой заявителем оспаривается выдача справки о состоянии расчетов, возникла до 01.01.2005.

Судом установлено и материалами  дела подтверждается, что в отношении  спорной суммы истекли сроки  по взысканию, установленные законом. Доказательства взыскания задолженности  в судебном порядке в материалы  дела не представлены. Доказательства возможности взыскания спорной  задолженности материалы дела также  не содержат.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны  представлять налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту по его  запросу справки о состоянии  расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании  данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций  вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.

Несмотря на тот факт, что в упомянутом Приказе не предусмотрено  указание в справке информации об утрате возможности взыскания числящегося  за налогоплательщиком долга перед  бюджетом, указанные в справке  сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика  по уплате налогов, сборов, пеней и  штрафов, то есть быть достоверными.

Сведения о состоянии  расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые  ведут налоговые органы в установленном  порядке. Согласно данным карточек лицевых счетов за обществом числится задолженность, право на взыскание которой утрачено. Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.

Следовательно, отражение  спорных сумм пени в справке о  состоянии расчетов, без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, является неправомерным  и не соответствует положениям статьи 32 НК РФ. Неполная информация о задолженности  по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает  его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления  своих прав и законных интересов.

Исходя из необходимости  соблюдения баланса частных и  публичных интересов и отражения  в справке объективной информации о состоянии расчетом в данном случае в ней должны содержаться  не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания (постановление  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).

В судебном заседании представитель  заявителя пояснил, что отражение  в справке неполной информации о  задолженности затрагивает право  налогоплательщика на достоверную  информацию, необходимую ему для  осуществления своих прав и законных интересов, а также создает препятствия  в завершении процедуры ликвидации администрации.

Таким образом, в силу положений  п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации требования общества о признании незаконными  действий инспекции по отказу в выдаче справки с указанием достоверной  информации о наличии задолженности  у организации перед бюджетом - указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право  на взыскание утрачено, подлежат удовлетворению.

В части оспаривания действий по выдаче справки N 334 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, при этом исходит из следующего.

Как было указано ранее, на момент выдачи оспариваемых в рамках настоящего дела документов форма справки  об исполнении налогоплательщиком обязанности  по уплате налогов, сборов, страховых  взносов, пеней и налоговых санкций  и методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой  службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".

В силу пункта 3 Методических указаний по заполнению справки при  формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых  санкций запись "не имеет неисполненную  обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых  санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную  в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней  и налоговых санкций, за исключением  сумм: на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации; которые реструктурированы  в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации  или в соответствии с Федеральным  законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"; которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы Федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи справки.

Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки при  наличии по состоянию на дату, указанную  в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых  санкций, за исключением сумм, указанных  в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании Справки  об исполнении налогоплательщиком обязанности  по уплате налогов, сборов, пеней и  налоговых санкций, делается запись "имеет неисполненную обязанность  по уплате налогов, сборов, страховых  взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с  нормами законодательства Российской Федерации".

Справке о расчетах с бюджетом по состоянию на 14.11.2012 помимо сумм задолженности, возможность принудительного взыскания  по которой утрачена, содержит указание на наличие иной задолженности перед  бюджетом, в том числе:

- недоимка по страховым  взносам на обязательное пенсионное  страхование, направленных на  выплату страховой части трудовой  пенсии, в сумме 704 руб. 62 коп.;

- пени по страховым  взносам на обязательное пенсионное  страхование, направленных на  выплату страховой части трудовой  пенсии, в сумме 176 руб. 99 коп.;

- пени по налогу на  добавленную стоимость в сумме  130 руб. 30 коп.

Как указывает налоговый  орган и не оспаривается заявителем задолженность по недоимке и пени по страховым взносам возникла 15.01.2010, задолженность по пени по НДС возникла 01.01.2010.

Указанные суммы не являлись предметом рассмотрения по настоящему делу, возможность принудительного  взыскания задолженность на момент рассмотрения дела не признана утраченной, в связи с чем, с учетом требований п. 4 названных методических показаний, суд полагает действия налогового органа в части справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций N 334 от 15.11.2012.

Кроме того, справка N 334 не содержит ссылки на сумму налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в части которой у налогоплательщика имеется не исполненная обязанность, при этом наличие задолженности помимо оспариваемых сумм заявителем подтверждено.

При данных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

1. Заявленные требования  удовлетворить частично.

2. Признать незаконными  действия Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы  N 13 по Свердловской области (ИНН 6676000010, ОГРН 1116611000582), выразившиеся во включении в справку о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам N 14961 по состоянию на 04.11.2012 информации о наличии задолженности в части:

- лесной подати в части  минимальных ставок платы за  древесину в сумме 6338 руб. 63 коп.;

- пени по лесной подати  в части минимальных ставок  платы за древесину, исчисленных  на задолженность, в сумме 15623 руб. 86 коп.;

- пени по налогу на  пользователей автомобильных дорог  в сумме 8 руб. 21 коп.;

- пени по земельному  налогу в сумме 820 руб. 68 коп.;

- пени по налогу с  продаж в сумме 1 руб. 53 коп.;

- пени по взносам в  Пенсионный фонд Российской Федерации  в сумме 17 руб. 91 коп.;

- пени по взносам в  Фонд социального страхования  Российской Федерации в сумме  79 руб. 38 коп.;

- пени по взносам в  ФЗН в сумме 3 руб. 60 коп.

без указания информации об утрате налоговым органом права  на взыскание данных сумм в судебном порядке.

Обязать Межрайонную инспекцию  Федеральной налоговой службы N 13 по Свердловской области (ИНН 6676000010, ОГРН 1116611000582) устранить нарушение прав и законных интересов Лопатковской территориальной администрации Ирбитского муниципального образования (ИНН 6642001513, ОГРН 1036600543957) посредством выдачи справки с указанием в ней сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено.

Информация о работе Организация исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов