Оценка налоговой нагрузки предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

В современной отечественной экономической литературе ученые по-разному подходят к определению налоговой нагрузки. Единство авторов в терминологии отсутствует, так как до сих пор не существует общепринятого термина, характеризующего влияние налогообложения на предприятие.

Содержание

1. Налоговая нагрузка организации…………………………………………..3
2. Методы расчета налоговой нагрузки………………………………………9
3. Как компании оценивают налоговую нагрузку………………………….18
4. Список использованной литературы….…………

Работа содержит 1 файл

реферат налооб.docx

— 170.19 Кб (Скачать)

  ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

  В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ 
 

  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

  КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

  Специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» 
 
 

  РЕФЕРАТ

  по  налогообложению на тему:

  «Оценка налоговой нагрузки предприятия» 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Набережные  Челны

  2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание 

  1. Налоговая  нагрузка организации…………………………………………..3

  2. Методы  расчета налоговой нагрузки………………………………………9

  3. Как  компании оценивают налоговую  нагрузку………………………….18

  4. Список  использованной литературы….……………………...…………..21

 

  1.  Налоговая нагрузка организации 

  В современной отечественной экономической  литературе ученые по-разному подходят к определению налоговой нагрузки. Единство авторов в терминологии отсутствует, так как до сих пор  не существует общепринятого термина, характеризующего влияние налогообложения  на предприятие. Наряду с налоговой  нагрузкой используется множество  синонимов - таких, как "налоговое  бремя", "налоговый гнет", "налоговый  пресс", "налоговое давление" и т.п. В экономической литературе для характеристики влияния налогов  чаще прочих используют понятия "налоговая  нагрузка" и "налоговое бремя". Лексический анализ понятий "налоговая  нагрузка" и "налоговое бремя" позволил сделать вывод о приоритете понятия "налоговая нагрузка", так как налоги являются обязательным условием легальной деятельности предприятий  на территории государства. Налоги - это  не подавляющий развитие организации  обременяющий фактор, а обязательная плата государству за понятную, эффективную  экономическую систему, в которой  осуществляет свою деятельность организация. Поэтому следует отдавать предпочтение термину "налоговая нагрузка".

    На  законодательном уровне налоговая  нагрузка упоминается в Постановлении  Правительства РФ от 23 июня 2006 г. «ОБ утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки...». В этом документе используется понятие "совокупная налоговая нагрузка". При этом разъяснения данного определения отсутствуют.

    Налоговая нагрузка - это экономический показатель, характеризующий налоговую систему  государства. Вопросы определения  сущности, содержания и показателей  налоговой нагрузки приобретают  особую актуальность в периоды реформирования налогообложения. Традиционно понятие  налоговой нагрузки используется при  сравнении налоговых систем различных  стран или этапов развития налоговой  системы отдельного государства. Налоги являются инструментом формирования денежных фондов государства и представляют собой форму отчуждения денежных средств юридических и физических лиц в бюджеты различного уровня или во внебюджетные фонды. Соответственно налоги оказывают влияние на условия и результаты хозяйственной деятельности предприятий. 1

     В настоящее время понятие налоговая  нагрузка используется также при  обсуждении таких актуальных вопросов экономики и политики, как оценка результатов мероприятий налоговой  реформы; определение налогового потенциала сырьевых отраслей экономики; оценка условий  развития малого бизнеса; анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста.  
В теории финансов четко не определены границы использования понятия налоговой нагрузки.

     Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку для того, чтобы понять, насколько  их деятельность и уплата налогов  может привлечь внимание налоговых  органов, которые могут принять  решение о проведении выездной налоговой.

     Помимо  этого расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для  организации цель – это прогнозирование  налогового бремени на будущий период. Деятельность организации обычно не стоит на месте - одни направления  «сворачиваются», другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может  изменяться. Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты, налогов.2

     Для больших предприятий важно прогнозировать налоговую нагрузку в будущих  периодах. Важно оценить, какой объем  налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширения своей деятельности. На основании этого можно сделать вывод о том, сколько средств останется "свободными", например, для инвестирования.

     Дополнительно можно рассчитать долю налогов в  выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

     Рекомендуется ежегодно просматривать Основные направления  налоговой политики России, которые  ежегодно принимаются и раскрывают действия государства в области  налогообложения на ближайшие 3 года. В документе достаточно подробно описаны планируемые изменения в отношении тех или иных налогов, за счет чего организация может заранее рассчитать увеличение или уменьшение налогового бремени.

     Например, замена ЕСН страховыми взносами. Согласно таким изменениям возрастает нагрузка на фонд оплаты труда, поскольку для  большинства организаций ставка ЕСН составляет 26%, а общая ставка страховых взносов составит 34%. При  этом законодатель предусмотрел переходный период, на протяжении которого будут  применяться пониженные ставки по страховым  взносам. Но все, же при среднесрочном  налоговом планировании организации  должны будут учитывать новые  ставки, оценивать увеличившееся  налоговое бремя. Увеличение ставки налога - один из налоговых рисков, которые  организация должна учитывать при  налоговом планировании.

     Другой  налоговый риск, с которым столкнулись  плательщики единого налога на вмененный  доход (ЕНВД); - это отмена возможности  учитывать фактически отработанное за налоговый период время. В ситуации Финансово-экономического кризиса  многие из них оказались в невыгодном положении. Дело в том, что такие  налогоплательщики уплачивают налог  исходя из физических показателей, установленной  Налоговым кодексом РФ величины базовой  доходности и специальных коэффициентов. То есть не принимается во внимание реально полученный доход организации или индивидуального предпринимателя.

     В связи с этим в Минфин России поступали  многочисленные вопросы о том, как  можно снизить налоговую нагрузку в случае, когда деятельность фактически не велась. Минфин России и налоговые  органы придерживались позиции, что, если деятельность плательщиком ЕНВД не велась, но при этом ОН состоял на учете  в налоговых органах, он все равно  должен рассчитать сумму налога и  представить налоговую декларацию. Представление "нулевых" налоговых  деклараций по единому налогу возможно лишь в том случае, если физический показатель был равен нулю.3

     Если  же налогоплательщик не осуществлял  деятельности по причине отсутствия помещения, но при этом сумма налога рассчитывалась исходя из количества работников, то он все равно должен уплачивать единый налог. Данный вывод  изложен в Письмах Минфина  России от 30.06.2009 N 03-11-09/230, от 28.05.2009 N 03-11-09/188, от 20.11.2008 N 03-02-08/24, от 18.06.2008 N 03-11-05/149. В  этом случае для таких плательщиков единого налога понятия "нулевой" декларации по ЕНВД не существует.

     Все эти выводы ФНС России изложила в  Письме от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@ "Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков". Так, снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков ЕНВД может быть достигнуто только посредством внесения в нормативные  правовые акты соответствующих муниципальных  образований о системе налогообложения  в виде ЕНВД поправок, предусматривающих  уменьшение действующих в настоящее  время значений корректирующего  коэффициента базовой доходности К2.

     С предложениями о внесении таких  поправок в указанные нормативные  правовые акты муниципальных образований  налогоплательщикам следует обращаться в представительные органы соответствующих муниципальных образований.

     Кроме того, в соответствии с положениями  п. 1 и 3 СТ. 3 НК РФ при установлении налогов  должна учитываться фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога, а также налоги и сборы должны иметь экономическое  основание.4

     В случае несоблюдения данных требований налогоплательщики вправе опротестовать  нормативный правовой акт представительного  органа муниципального образования  о введении на территории образования  ЕНВД в судебном порядке.

     Таким образом, налоговая нагрузка плательщиков ЕНВД должна быть оптимизирована органами   муниципального          управления путем установления соответствующих коэффициентов для планирования налогового бремени важно отслеживать изменения налогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот и других предусмотренных законодательством способов уменьшения налогового бремени. Целью налогового планирования является в первую очередь соблюдение баланса интересов государства и организации. То есть организация вправе использовать предусмотренные законодательством способы оптимизации налоговых платежей и тем самым снизить налоговую нагрузку.

     Таким образом, налоговая нагрузка применяется  для оценки влияния налоговых  платежей на финансовое состояние предприятия. Такой показатель зависит от множества  факторов: начиная от вида деятельности (что лежит в основе классификации  налоговых органов) и заканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета.

     Для краткосрочного планирования расчет налоговой  нагрузки, используемый налоговыми органами, необходим для оценки возможного проведения в организации выездной налоговой проверки для среднесрочного планирования такой показатель поможет  оптимизации налогового бремени, могут  обыгрываться несколько возможных  вариантов налоговой нагрузки, например за счет использования различных  видов договоров. Но, как показывает практика, любая организация нуждается  в планировании и прогнозировании  налоговых отчислений в бюджет, а  также оценке влияния на свою деятельность налоговой политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методика расчета налоговой нагрузки 

     Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой  политики Минфина России разработана  собственная методика. Тяжесть налогового бремени по этой методике принято  оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данным за 2009 г., уровень налоговых платежей у строительных предприятий составил 29,1 32,6%, у торговых организаций - 27,2 - 39,8%, у транспортных организаций - 28,5 - 47,6%. Соглашаясь с тем, что этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, отметим, что он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

     Вторую  методику предлагает М.Н. Крейнина. В основе этого подхода сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Данный подход также отрицает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, так как уменьшают прибыль и соответственно сумму налога на прибыль. Аргументируется это тем, что за снижение прибыли "расплачивается" как само предприятие, получая меньше свободных средств, так и бюджет, получающий меньшие суммы налога. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - прибыль предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когда предприятие вообще не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени. Вводим следующие обозначения:5

Информация о работе Оценка налоговой нагрузки предприятия