Общая характеристика налогов и политики налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система является необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налогов и налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ТЕМА.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ 

      Налоговая система является необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налогов и налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

      Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными  потребностями.

      В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, так  же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Применение  налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В  условиях перехода от административно - директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая  система  в Российской Федерации  практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был  принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную  стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

В настоящее  время, выбранная мной тема весьма актуальна  так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы является залогом  успешного решения проблем стоящих перед страной.

     Общая характеристика налогов и политики налогообложения 
 

      Чтобы разобраться в принципах налогообложения, необходимо определить основные элементы и характеристики налогов, рассмотреть их классификацию по группам.

      В зависимости от уровня взимания и  распределения налогов они делятся  на федеральные, региональные, местные. К федераль-МММ налогам и сборам относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным налогам и сборам относятся; земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

      По  характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги зависят от величины доходов  и размеров имущества. Чем больше доход, тем больше величина налога. Прямые налоги выплачивают предприятия. Косвенные налоги не зависят от величины доходов н размера имущества. Они включаются в цену или себестоимость продукции и оплачиваются потребителем.

      По  характеру использования выделяют общие и специальные налоги. Общие  налоги платят все налогоплательщики, налоги поступают в казну государства. Специальные налоги платят те налогоплательщики,    которые    занимаются    определенным    видом

      деятельности, налоги поступают в специализированные фонды (поиск и разведка полезных ископаемых, охрана природы и др.).

      По  субъекту налогообложения - юридические  лица и физические.

      В зависимости от источников налогообложения  налоги делятся на следующие группы:

      налоги, включаемые в себестоимость;

      налоги, включаемые в цену продукции;

      налоги, удерживаемые из дохода работника;

      налоги, уменьшающие финансовый результат;

      налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

      налоги, уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

      Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Каждый налог имеет следующие характеристики:

      субъект налогообложения - налогоплательщик;

      объект  налогообложения - экономическое основание, с наличием которого возникают обязанности  по уплате налога (доходы, прибыль, имущество);

      налоговая база - стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения (стоимость имущества. величина прибыли);

      ставка  налога - величина налога, определяемая в процентах (адвалорная) или в  определенной сумме (специфическая);

      налоговый период - момент времени, по окончании которого определяется налоговая база и сумма налога;

      порядок и сроки уплаты налога - очередность, условия платежей, даты платежей.

      В необходимых случаях могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготы - это преимущества одних налогоплательщиков по сравнению с другими, возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере. 
 
 
 
 
 

           Общая характеристика налогов Российской Федерации 

      Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За семь с половиной прошедших лет было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

      Первые  попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

      Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

            Для того, чтобы вникнуть в  суть налоговых платежей, важно   определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

  1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов. (принцип равнонапряженности).
  2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3.Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности  платежа (принцип обязательности).

4.Система   и  процедура  выплаты   налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5.Налоговая  система должна быть гибкой  и легко  адаптируемой к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6.Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным   инструментом государственной экономической   политики.

                   По механизму формирования налоги  подразделяются на прямые и  косвенные.

     Прямые налоги - налоги на доходы  и имущество:  подоходный налог  и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование  и на фонд заработной платы  и рабочую силу (так называемые  социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

  Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.    Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

  Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

  Косвенные налоги  переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими налогами.  Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,  а большая уплачивается за  счет  прибыли.  В долгосрочном плане эластичность предложения растет,  и на потребителя  перекладывается  все большая часть косвенных налогов.

      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может  привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к  сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

      Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

      Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Информация о работе Общая характеристика налогов и политики налогообложения