Объекты налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:04, реферат

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение понятия налогового правоотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. дать определение объекту налогового правоотношения – налогу, перечислить основные его виды;
3. определить, что такое налоговая система и система налогообложения, и какое место они занимают в налоговом правоотношении;
4. дать определение налоговому правоотношению, установить его особенности по сравнению с правоотношением в других отраслях права;
5. определить состав и структуру налогового правоотношения;
6. установить основных участников налоговых правоотношений в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и содержание налоговых правоотношений
Глава 2. Сущность и система налоговых правоотношений
Глава 3. Участники налоговых правоотношений
Заключение
Перечень принятых сокращений
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Нал объекты и субъекты.docx

— 34.33 Кб (Скачать)

 

 Полномочия межрегиональных  инспекций ФНС России утверждаются  приказами ФНС РФ. Деятельность  органов основывается на Конституции  РФ. Конституционные положения занимают  центральное место в механизме  правового регулирования данного  вопроса. "Конституция Российской  Федерации имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской  Федерации". В частности, это  означает, что все законы и  иные акты законодательства Российской  Федерации не должны противоречить  Конституции РФ.

 

 Следующий уровень  системы нормативных правовых  актов - это федеральные законы: Налоговый кодекс РФ; Закон РФ "О налоговых органах"; Федеральный  закон "Об основах государственной  службы Российской Федерации"  от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон  "О государственной защите  судей, должностных лиц правоохранительных  и контролирующих органов"  и др.

 

 Налоговые органы в  своей деятельности руководствуются  также нормативными правовыми  актами органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, принимаемыми  в пределах их полномочий по  вопросам налогов и сборов.

 

 При решении острейших  проблем, связанных с деятельностью  налоговых органов, важное значение  приобретает судебная практика. В этой связи следует упомянуть  такие правовые акты, как Постановление  Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу о проверке  конституционности отдельных положений  Закона РСФСР "О государственной  налоговой службе РСФСР" и  закона Российской Федерации  "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации"; постановление  Президиума ВАС Российской Федерации  от 10 февраля 1998 г. N 5763/97 и постановление  Пленума ВАС РФ от 20 февраля  2001 г. N 5 "О некоторых вопросах  применения части первой Налогового  кодекса РФ" и др.

 

 Анализ налогового  законодательства позволяет дать  расширенный перечень основных  задач, стоящих перед этими  органами, которые решаются в  первую очередь путем организации  и проведения налогового контроля.

 

 Налоговый контроль - это  важнейшее направление финансового  контроля, представляющее собой  деятельность обладающих соответствующей  компетенцией субъектов с использованием  специальных форм и методов,  нацеленная на создание совершенной  системы налогообложения и достижения  такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков  и налоговых агентов, при котором  исключаются нарушения налогового  законодательства.

 

 В гл.14 "Налоговый  контроль" Налогового кодекса  РФ (ч.1) определены формы проведения  налогового контроля, состав и  соответствующая компетенция органов,  его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления  различных контрольных действий  и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах. налоговый правоотношение экономический безопасность

 

 Налоговый контроль  проводится должностными лицами  налоговых органов посредством:

 

 налоговых проверок (камеральные  и выездные);

 

 получения объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора;

 

 проверки данных учета  и отчетности;

 

 осмотра помещений  и территорий, используемых для  извлечения дохода (прибыли) и  в других формах.

 

 Контролируемыми субъектами  являются налогоплательщики, плательщики  сборов и налоговые агенты.

 

 Институт налоговых  агентов получил достаточно четкое  нормативное регулирование в  части первой Налогового кодекса  Российской Федерации. Причем  п.1 и 2 ст.24 "Налоговые агенты" НК РФ фактически не действовали  до введения части второй НК  РФ (ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в  действие части первой Налогового  кодекса Российской Федерации").

 

 Налоговыми агентами  признаются лица, на которых в  соответствии с НК РФ возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению  в соответствующий бюджет (внебюджетный  фонд) налогов.. Из данного определения  следует, что налоговыми агентами  могут быть только физические  и юридические лица, но не обособленные  подразделения организаций. Этот  вывод очень важен для проведения  налогового контроля и привлечения  к ответственности за налоговые  правонарушения.

 

 Согласно НК РФ налоговый  агент признается самостоятельным  субъектом налоговый отношений.  И хотя организация (индивидуальный  предприниматель) может являться  одновременно налогоплательщиком  и налоговым агентом, необходимо  четко разделять те правоотношения, в которых организация (индивидуальный  предприниматель) выступает как  налогоплательщик, и в те, в которых  она выступает как налоговый  агент. Налогоплательщиками (плательщиками  сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

 

 Главное и существенное  отличие налогоплательщика от  налогового агента состоит в  том, что на налогоплательщике  лежит обязанность уплачивать  налоги и сборы, а на налоговом  агенте - исчислять и удерживать  у налогоплательщика сумму налога, а также перечислять удержанный  налог в бюджет. Именно поэтому  при толковании норм необходимо  исходить из того, что положения  НК РФ о налогоплательщиках  применяются к налоговым агентам  только при наличии прямого  указания об этом.

 

 Еще один важный  вывод заключается в том, что  обязанности налогового агента  являются производными от обязанностей  налогоплательщика, т.е. они вторичны. Иными словами, если у налогоплательщика  не возникла обязанность по  уплате налога, то не могут  появиться обязанности и у  налогового агента при условии,  что налоговый агент и налогоплательщик  разные лица.

 

 Налоговый агент является  посредником между налогоплательщиком  и государством. В связи с этим  возникает вопрос: наделяет ли  налоговое законодательство какими-либо  властными полномочиями налогового  агента по отношению к налогоплательщику,  поскольку изначально налоговый  агент и налогоплательщик вступают  в гражданско-правовые отношения,  основанные на равенстве сторон. Иными словами, вопрос заключается  в том, достаточно ли одной  обязанности налогового агента  для удержания налога, или нужно  согласие налогоплательщика.

 

 На налогового агента  законодательством о налогах  и сборах возложена обязанность  удержать налог из средств,  выплачиваемых налогоплательщикам. Налоговым кодексом Российской  Федерации регулируются властные  отношения в сфере налоговых  правоотношений, поэтому любые правоотношения, вытекающие из норм НК РФ, следует  признавать налоговыми (властными). Конституцией РФ установлено,  что права и свободы граждан  могут быть ограничены федеральным  законом, это правило в полной  мере относится и к юридическим  лицам. Исходя из таких предпосылок  можно сделать вывод, что налоговый  агент наделяется властными полномочиями  по отношению к налогоплательщику,  т.е. для удержания налога достаточно  наличия соответствующей обязанности  налогового агента.

 

 Подводя итоги, хотелось  бы сказать, что объектом налогового  правоотношения – является налог  как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и  природе он выступает тем материальным  благом, предоставлением и использованием  которого удовлетворяются интересы  правомочной стороны налогового  правоотношения – государства.  А субъектом налоговых правоотношений  являются реальные участники  налоговых правоотношений.

 

 

Заключение

 

 

 Российское законодательство  в сфере исчисления налогов,  неустанно совершенствуются, в этом  плане и совершенствуются налоговые  правоотношения между их субъектами. Однако качественно налоговое  законодательство не развивается.  В процессе взимания налогов  возникают налоговые отношения  между государством в лице  органов законодательной власти, управления и налогоплательщиками.  Система регулирования налоговых  отношений - это совокупность  законодательных и нормативных  актов различного уровня, содержащих  налоговые законы и нормы: федеральных  законов, законов и актов субъектов  РФ, ведомственных нормативных актов  и актов местного самоуправления. На сегодняшний день в нашей  стране существует огромное количество  налогов, что для налогоплательщика  вызывает определенные сложности  когда и какие налоги уплачивать. Налоговый кодекс должен быть  простым и понятным налогоплательщику.  Когда каждый месяц выходят  новые инструкции, дополнения и  письма к законам о налогах,  отменяющие предыдущие инструкции  и дополнения возникает путаница  и прекрасная возможность для  налоговых служб налагать дополнительные  штрафы на налогоплательщиков.

 

 России для нормального  экономического развития необходим  новый налоговый кодекс понятный  и более упрощенный, необходимо  существенно снизить налоги и  ввести более жесткий контроль  за их уплатой. Налоги должны  стимулировать развитие бизнеса,  а не отбивать у людей желание  предпринимательства. В данной  курсовой работе раскрыты такие  вопросы, как понятие налоговых  правоотношений, сущность налоговых  правоотношений, система налоговых  правоотношений. Особо важную роль  в налоговых правоотношений, играет  их система, потому что именно  четко определенная система является  эффективным процессом становления  всех налоговых процедур.

 

 

Перечень принятых сокращений

 

 

1. НК РФ Налоговый кодекс  Российской Федерации

 

2. ФНС РФ Федеральная  налоговая служба Российской  Федерации

 

3. ФТС РФ Федеральная  таможенная служба Российской  Федерации

 

4. НДС Налог на добавленную  стоимость

 

5. ВАС РФ Высший арбитражный  суд Российской Федерации

 

6. РСФСР Российская Советская  Федеративная Социалистическая  Республика

 

7. ФЗ Федеральный Закон

 

 

Список использованной литературы

 

 

Нормативно-правовые акты

 

 Конституция Российской  Федерации от 12.21.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская  газета 21.01.2009 г. №7.

 

 Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31.07.1998

 

(в ред. от 28.12.2010) N 146-ФЗ // ГД ФС РФ 16.07.1998.

 

 Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. "117-ФЗ // ГД ФС РФ 19.07.2000 г.

 

 Федеральный закон  Российской Федерации "О налоговых  органах Российской Федерации"  от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред.  Законов РФ от 27.11.2010 № 306-ФЗ) с  изменениями, внесенными определением  Конституционного Суда Российской  Федерации от 05.07.2001 г.

 

№ 130-О // ГД ФС РФ 25.04.2003.

 

 Закон Российской Федерации  от 27.12.1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" // Российская газета 10.03.1992 г. №  56.

 

 Постановление Правительства  Российской Федерации от 26.07.2006 г.  № 459 "об утверждении Положения  о Федеральной таможенной службе"

 

(в ред. от 08.12.2010 г. №  1002) // Собрание Законодательства  РФ, 2006 г. № 20.

 

Учебно-научная литература

 

В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое  право Российской Федерации/ Серия "Учебники, учебные пособия" .-Ростов н/Д: "Феникс", 2002 г.

 

С. 127

 

Налоги и налоговое  право /Под ред. С.Г.Пепеляева. – М.: ФБК-Пресс, 2001. С. 114

 

Налоговое право России: Учебник  для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 191.

 

Винницкий Д.В. Российское налоговое  право: проблемы теории и практики. СПб.: Издательство "Юридический  центр Пресс", 2003 С. 187

 

Кучеров И.И. Налоговое право  России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001 С. 236

 

Сергиенко Р.А. Организация  как субъект налогового права: Дис. к.ю.н. Воронеж, 2003. С. 124

 

Тарасенко О.А. Субъект Федерации  как субъект налогового права: Дис. к.ю.н. М., 2002. С. 190.

 

Яговкина В.А. Налоговое  правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н. М., 2003. С. 184.

 

Материалы юридической практики

 

15. Постановление Пленума  Высшего Арбитражного суда Российской  Федерации от 20.02.2001 г. № 5 "О  некоторых вопросах применения  части первой Налогового кодекса  РФ"

 

Электронные ресурсы

 

 Правовая информационная  система Консультант Плюс: Версия  проф.

 

 Правовая информационная  система Гарант.

 

 Правовая информационная  система Кодекс.


Информация о работе Объекты налоговых правоотношений