одержание
Введение
Глава 1. Понятие и содержание
налоговых правоотношений
Глава 2. Сущность и система
налоговых правоотношений
Глава 3. Участники налоговых
правоотношений
Заключение
Перечень принятых сокращений
Список использованной литературы
Введение
Правоотношения составляют
основную сферу общественной
цивилизованной жизни. Везде,
где действует право, его нормы,
там постоянно возникают, прекращаются
или изменяются правоотношения.
Реформирование экономики
России было нацелено на переход
к рыночным отношениям, что в
свою очередь привело к возрастанию
роли налогов и их воздействия
на различные стороны жизнедеятельности
общества и государства. Налоги
выступают основным источником
доходов бюджетной системы, и,
следовательно, решающим фактором
создания финансовой базы, необходимой
для выполнения социально-экономических
и других задач государства,
в том числе обеспечения обороноспособности
и безопасности страны, материальной
гарантированности прав человека
и гражданина.
Механизм налогообложения
приводится в действие с помощью
правовых норм, совокупность которых
именуется налоговым правом. В
современных условиях - это крупная
отрасль права, имеющая свои
особенности предмета и метода
правового регулирования. Именно
поэтому исследуемый в курсовой
работе вопрос "Налоговое правоотношение"
является актуальным. Значение налоговых
правоотношений также обусловлено
значением налогов для жизни
общества и государства. В той
или иной мере нормы налогового
права затрагивают интересы каждого
человека, каждой организации.
Целью курсового исследования
является изучение понятия налогового
правоотношения. Для достижения
поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. установить, что такое
правоотношение вообще применительно
ко всем отраслям права;
2. дать определение объекту
налогового правоотношения –
налогу, перечислить основные его
виды;
3. определить, что такое
налоговая система и система
налогообложения, и какое место
они занимают в налоговом правоотношении;
4. дать определение налоговому
правоотношению, установить его
особенности по сравнению с
правоотношением в других отраслях
права;
5. определить состав и
структуру налогового правоотношения;
6. установить основных
участников налоговых правоотношений
в РФ.
Объектом исследования
выступают налоговые правоотношения,
к ним относятся общественные
отношения, возникающие в процессе
установления, введения, взимания налогов
и сборов, осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых
органов и действий или бездействия
их должностных лиц и привлечения
к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и
сборах.
Предметом исследования
являются нормы права, регулирующие
общественные отношения, возникающие
в процессе установления, введения,
взимания налогов и сборов, осуществления
налогового контроля, обжалования актов
налоговых органов и действий или бездействия
их должностных лиц и привлечения к ответственности
за нарушение законодательства о налогах
и сборах, научные взгляды и теоретические
исследования налоговых правоотношений.
При проведении курсового
исследования были использованы
различные методы исследования.
Среди использованных методов
можно выделить: аналитический, сравнительный
методы, метод изучения нормативно-правовой
базы и библиографических источников,
метод обобщения. Теоретической
основой для написания курсовой
работы послужили различные литературные
источники, полный список которых
приведён в конце работы.
Глава 1. Понятие и содержание
налоговых правоотношений
Характеристика налогового
правоотношения дается в НК
РФ, в соответствии с которой
законодательство о налогах и
сборах регулирует властные отношения,
складывающиеся в процессе установления,
введения и взимания налогов
и сборов в Российской Федерации,
а также осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых
органов и действий (бездействия)
их должностных лиц, привлечения
к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Налоговые правоотношения
- это урегулированные нормами
налогового права общественные
финансовые отношения, возникающие
по поводу взимания налогов
с юридических и физических
лиц, других категорий налогоплательщиков.
Налоговое правоотношение является
одной из центральных категорий
налогового права, отражающей
его своеобразие и место в
правовой системе Российской
Федерации.
И.И. Кучеров определяет
налоговые правоотношения как
разновидность финансово-правовых
отношений, урегулированных нормами
налогового права, а также выделяет
основные налоговые правоотношения
и производные от них. К основным
налоговым правоотношениям он
относит отношения по установлению
и взиманию налогов и сборов.
К производным налоговым правоотношениям
относит: отношения по введению
налогов и сборов; отношения, возникающие
в процессе осуществления налогового
контроля; отношения, возникающие
в процессе обжалования актов
налоговых органов, действий (бездействия)
их должностных лиц; отношения,
возникающие в процессе привлечения
к ответственности за совершение
налоговых правонарушений.
Д.В. Винницкий рассматривает
налоговые правоотношения как
"общественные отношения по
распределению бремени публичных
расходов среди членов общества,
основанные на принципах равенства,
всеобщности, экономической обоснованности
(соразмерности), имеющие организационно-имущественный
характер, способные существовать
только в правовой форме, складывающиеся
между субъектами, обладающими властными
полномочиями (публичными субъектами)
и не обладающими таковыми (частными
субъектами)".
Основным содержанием
налогового правоотношения является
обязанность налогоплательщика
внести в бюджетную систему
или внебюджетный государственный
(местный) фонд денежную сумму
в соответствии с установленными
ставками и в предусмотренные
сроки, а обязанность компетентных
Органов - обеспечить уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками
своей обязанности влечет за
собой причинение материального
ущерба государству, ограничивает
его возможности по реализации
функций и задач. Поэтому законодательство
предусматривает строгие меры
воздействия к лицам, допустившим
такое правонарушение, чтобы обеспечить
выполнение этих обязанностей.
Наиболее распространен
в специальной литературе взгляд
на финансовые правоотношения
как на общественные отношения,
характеризующиеся четырьмя специфическими
признаками:
1) возникают и развиваются
в сфере финансовой деятельности
государства и муниципальных
образований;
2) одной из сторон всегда
является государство, уполномоченный
государством орган или муниципальное
образование, что придает этому
правоотношению властный характер;
3) характеризуются публичным
характером;
4) являются имущественными,
т.е. в конечном счете, всегда
возникают по поводу денежных
средств.
Налоговые правоотношения
обладают также индивидуальными
признаками, присущими только данным
отношениям и позволяющие не
только выявить их сущностные
черты, но и отграничить от
смежных отношений.
Налоговые правоотношения,
во-первых, возникают, изменяются, прекращаются
только на основе норм законодательства
о налогах и сборах. Общественные
отношения в сфере налогообложения
могут возникать и существовать только
в правовой форме, только на основе норм
законодательства. Конституция РФ предусматривает
обязанность уплачивать только законно
установленные налоги и сборы. В этом заключается
одно из существенных отличий налоговых
правоотношений от частноправовых. Так,
гражданско-правовые отношения могут
возникать и при наличии оснований, прямо
не предусмотренных гражданским законодательством,
но не противоречащих ему. Кроме того,
исторически гражданские правоотношения
складывались фактически и лишь впоследствии
признавались государством.
Во-вторых, налоговые правоотношения
существуют в сфере налогообложения,
призваны воплотить возможности,
которые заложены в экономической
категории "налог".
Третьим специфическим
признаком налоговых правоотношений
является их опора на существующую
систему принципов налогового
права, которые традиционно относятся
к подотраслевым. Принципами налогового
права в соответствии с НК
РФ являются: всеобщность налогообложения,
податное равенство, экономическая
обоснованность налогов и сборов,
конституционность налогообложения,
законность установления налогов
и сборов.
Из вышеперечисленного
можно сделать вывод о том,
что налоговые правоотношения
являются одной из центральных
категорий налогового права, отражающие
его своеобразие и место в
правовой системе Российской
Федерации.
Глава 2. Сущность и система
налоговых правоотношений
Общественные отношения
- это реальное взаимодействие
людей в социальном пространстве,
основанное на их воле и
сознании, преследующее определенные
цели. Они возникают в процессе
деятельности людей, следовательно,
носят объективный характер. При
реализации общественного отношения
обычно используются устойчивые
формы взаимодействия между его
субъектами.
Правовые отношения
- один из видов общественных
отношений, следовательно, они
неотделимы от деятельности людей
- сторон этих отношений, поскольку
помогают установить реальный
уровень пользования правами
и исполнения обязанностей субъектами
права (факт возникновения правоотношения
или его отсутствия в необходимых
случаях). Правоотношение устанавливается
между сторонами, без которых
невозможно возникновение правовых
связей в обществе. В реальной
жизни возможно существование
общественных отношений, которые
реализуются в социальной деятельности
людей без соответствующего правового
регулирования этих отношений.
Однако невозможно существование правовых
отношений без их воплощения в реальном
взаимодействии субъектов в обществе.
Необходимым условием возникновения правоотношения
является наличие воли у сторон, вступающих
в него (или воли одного властного субъекта
- государства или его органов, что справедливо
именно для налогового правоотношения
как вида публичного правоотношения),
что проявляется в юридически значимых
поступках, актах, выражается в сознательном
поведении участников. Правовые отношения
становятся в результате не только условием
развития общественных отношений, которые
они регулируют, но и способом их закрепления
и средством конкретизации.
Налоговое отношение
представляет собой один из
видов финансового правоотношения,
поэтому ему присущи все признаки
любого финансового отношения.
Финансовые правоотношения
- это урегулированные нормами
финансового права общественные
отношения, участники которых
выступают как носители юридических
прав и обязанностей, реализующие
содержащиеся в этих нормах
предписания по образованию, распределению
и использованию государственных
и муниципальных денежных фондов
и доходов.
В настоящее время
в российской экономике действует
современная налоговая система.
Это позволяет, опираясь на
практику, сделать определенные
выводы о ее эффективности
и ответить на возникающие
при этом неизбежные вопросы.
Сегодня, к сожалению, с уверенностью
можно сказать, что состояние
российской налоговой системы
кризисное. Не выполняется главная
задача ее построения - обеспечение
поступления необходимых денежных
средств, для финансирования неотложных
государственных расходов.
Имеющиеся недостатки
во многом обусловлены тем,
что при разработке концепции
налоговой системы, налогового
законодательства законов и иных
нормативных правовых актов по
налогам и сборам, не обеспечен
в полной мере комплексный
подход к проблеме налогообложения,
не учтены сложные взаимосвязи
всех участников общественных
отношений, складывающихся в процессе
установления и взимания налогов.
Закон РФ от 27 декабря
1991 г. "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации"
определил общие, наиболее существенные
положения налогового права в
едином нормативном акте, а именно:
принципы построения налоговой
системы Российской Федерации
и ее содержание, т.е. перечень
налогов, их классификацию, порядок
установления налогов; обязанности
и права налогоплательщиков, их
ответственность; полномочия налоговых
органов и их должностных лиц;
обязанности банков и их должностных
лиц в области налогообложения.
Однако дальнейшее развитие налогового
законодательства не обеспечило
системного подхода к проблеме
налогов в Российской Федерации.
Так, в первой части НК РФ
вообще не упоминается понятие
"налоговая система", а все
статьи Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации", которые давали определение
налоговой системы, определяли
ее структуру, т.е. закладывали
основы системного подхода к формированию
сложной государственной структуры как
системы, в последующем были отменены.