Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:41, контрольная работа
В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года все организации обязаны определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Таким образом, организации являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль должны кроме бухгалтерского учета вести еще и налоговый учёт.
1. Система основных положений налогового учета 2
2. Прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции 8
3. Внереализационные расходы 13
4. Расходы, не учитываемые для целей налогообложения 15
5. Практическая часть 17
Список используемых источников и литературы 18
Содержание
1. Система основных положений налогового учета
2. Прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции
3. Внереализационные расходы
4. Расходы, не учитываемые для целей налогообложения
5. Практическая часть
Список используемых источников и литературы
1. Система основных положений налогового учета
В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года все организации обязаны определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Таким образом, организации являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль должны кроме бухгалтерского учета вести еще и налоговый учёт.
Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового Кодекса. Налоговый учёт — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.
Согласно Налоговому кодексу РФ информация о налоговом учёте должна отражать порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Организации предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому.
Организация обязана разрабатывать приказ об учётной политике организации для целей налогообложения, который утверждается соответствующим приказом руководителя.
Систему налогового учёта организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).
В связи с изменениями, введёнными законодательством по налогу на прибыль, осложнились задачи ведения учёта в организациях. Налоговый учёт доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учёта и становится самостоятельным направлением учёта фактов хозяйственной жизни организаций.
В настоящее время в практической деятельности организаций сложились три подхода к ведению налогового учёта:
1. Формирование данных налогового учёта на счетах бухгалтерского учёта.
2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта.
3. Ведение учёта по правилам налогового учёта.
1. Формирование данных налогового учёта на счетах бухгалтерского учёта - подход основан на том, что данные налогового учёта получают на основе регистров бухгалтерского учёта и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учёта. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в главу 25 и статью 313 Налогового Кодекса Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ.
В статье 313 записано: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учёта дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учёта, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта".
Этот подход к ведению учёта менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.
Основная идея "встраивания" налогового учёта внутрь бухгалтерского учёта базируется на выявлении сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учёте могут применяться одинаковые и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учёта. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному в бухгалтерском и налоговом учёте.
Так курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки, списанная дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерском и налоговом учёте отражаются в составе внереализационных доходов и даты признания доходов и расходов совпадают. Не совпадают подходы с точки зрения бухгалтерского и налогового учета по амортизации основных средств, расходов на НИОКР, суммовых разниц у покупателя и поставщика и других доходов и расходов. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учёта реквизитами и /или дополнительно вести расчёты и ведомости налогового учёта.
Очевидно, что применение первого подхода наиболее осуществимо сегодня, так как не требует значительных затрат времени и денежных средств. При этом каждая организация-налогоплательщик должна четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и/или дополнительные формы регистров налогового учета. Для средних и малых предприятий, а также организаций, ведущих учёт вручную в журналах-ордерах или в электронных таблицах Excel, применять этот подход можно на постоянной основе.
Применение первого подхода также может быть первоначальной стадией
2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта - Данный подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учёта, а также регистры налогового учёта и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учёта. Вполне понятно, что осуществление второго подхода возможно только в системе компьютерной обработки данных, поэтому на рынке программных продуктов предлагаются системы налогового учета, адаптируемые для конкретных организаций. При внедрении программ компьютерного учета особое внимание следует обратить на постановку технического задания для ведения налогового учета.
3. Ведение учёта по правилам налогового учёта - Такой подход основан на ведении учёта по правилам налогового учёта, в связи с чем, возникает необходимость провести корректировку учётных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. Применение такого подхода может повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчётности, так как согласно п.6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", достоверной и полной считается отчётность, сформированная из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту.
Требования к системе налогового учёта и составлению отчётности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.
Основные требования ведения налогового учёта определяют:
объекты учёта;
правила группировки доходов и расходов;
порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;
методы налогового учёта;
требования к составлению регистров налогового учёта.
Основные правила составления отчетности определяют:
— налоговый и отчётный период;
— ставки налога;
— алгоритм расчёта налоговой базы.
Объектами налогового учёта являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика. Для целей налогового учёта применяется следующая группировка доходов:
— доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
— внереализационные доходы;
— доходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.
Расходы группируются:
— на расходы, связанные с производством и реализацией;
— внереализационные расходы;
— расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения
Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы, связанные с производством и /или реализацией подразделяются на 4 группы:
— материальные расходы;
— расходы на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации;
— прочие расходы.
Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.
Определен особый порядок признания расходов по:
— формированию резервов по сомнительным долгам;
— гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;
— определению расходов при реализации товаров;
— отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам.
Налоговым Кодексом определены два метода налогового учёта:
метод начисления
кассовый метод.
Порядок признания доходов и расходов при различных методах налогового учёта различен.
При определении расходов методом начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на:
прямые расходы;
косвенные.
Разделение расходов на прямые и косвенные связано с оценкой незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчёт налога на прибыль.
Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».
2. Прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции
Из общего состава прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), глава 25 Налогового кодекса РФ отдельно выделяет некоторые виды затрат:
1. Расходы на ремонт основных средств принимаются для целей налогообложения в том отчетном налоговом периоде, в котором они были совершены (ст.260 НК РФ). Новая редакция главы 25 Налогового кодекса РФ, принятая Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, внесла существенные изменения в порядок учета в целях налогообложения расходов на ремонт основных средств.
Во-первых, с 1 января 2002 года организации любых отраслей хозяйства имеют право затраты на ремонт основных средств включать в полном объеме в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы, в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Во-вторых, в целях равномерного учета при налогообложении расходов на ремонт основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под эти расходы (ст.260 НК РФ).
2. Расходы на освоение природных ресурсов, к ним относят затраты налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку и оценку месторождений полезных ископаемых, проведение подготовки к ведению горных, строительных и других работ, возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, а также возмещение потерь сельскому хозяйству (ст.261 НК РФ).
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся (ст. 264 НК РФ):
суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, кроме не учитываемых для целей налогообложения;
расходы на сертификацию продукции и услуг;
суммы комиссионных сборов за выполненные сторонними организациями работы (услуги);
суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана;
суммы выплаченных подъемных в пределах норм;
расходы на обеспечение пожарной безопасности, на содержание службы газоспасателей, на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на содержание собственной службы безопасности;
расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, расходы на гражданскую оборону, на лечение профессиональных заболеваний работников, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся на территории организации;
расходы по набору работников, включая услуги организаций по подбору персонала;